Стопорная гайка

 

Изобретение относится к маиино-. строению, а именно к стопорению резьбовых соединенийо Цель - повышение долговечности путем повышения износостойкости . В резьбовом корпусе гайки 1 выполнены сквозная радиусная прорезь 6 и сопряженное с ней радиальное резьбовое отверстие 4. Винт 5 размещен в резьбовом отверстии 4. Прорезь в зоне размещения винта.выполнена большим радиусом. На концах прорези и в зонах перехода прорези .с меньшего радиуса на больший выполнены сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13. Стенки 15 являются упругими элементами, обеспечивающими параллельное перемещение жесткой стенки 16 винтом 5, что не вызывает повреж дения резьбы при стопорении гайки на стержне. 2 ил. 12 / а $ (Л i4 Од 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 В 39/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2 1) 4239058/25-27 (22) 01.04.87 (46) 23.02.89. Бюл. N - 7 (72) В.А. Никитин, В.В. Бакун и А.Hi Востров (53) 62).882.55(088.8) (56) Заявка ФРГ Р 2720548, кл. Р 16 В 39/02, 1977.

I (54) СТОПОРНАЯ ГАЙКА (57) Изобретение относится к машино-. строению, а именно к стопорению резьбовых соединений. Цель — повышение долговечности путем повышения износостойкости. В резьбовом корпусе гай„„SU„„1460448 А 1 ки 1 выполнены сквозная радиусная прорезь 6 и сопряженное с ней радиальное резьбовое отверстие 4. Винт 5 размещен в резьбовом отверстии 4.

Прорезь в зоне размещения винта.выполнена большим радиусом. На концах прорези и в зонах перехода прорези с меньшего радиуса на больший выполнены сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13. Стенки 15 являются упругими элементами, обеспечивающими параллельное перемещение жесткой стенки

16 винтом 5, что не вызывает повреждения резьбы при стопорении гайки на стержне. 2 ил.

1460448

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, например, в станкостроении при стопорении резьбовых соединений.

Цель изобретения — повышение долговечности путем повышения износостойкости гайки при многократном стопорении.

На фиг. 1 показано резьбовое соединение гайки с винтом; на фиг. 2— узел I на фиг. 1.

Гайка 1 навинчена на винт 2. На периферийной части корпуса гайки выполнены с одинаковым шагом продольные шлицы 3, предназначенные для захвата зубом ключа, обеспечивающего вращение гайки. Между соседними шпицами 3. со стороны наружной боковой поверхности корпуса гайки выполнено глухое радиальное резьбовое отверстие 4, симметричное относительно шлицов 3, в котором установлен стопорный винт 5. Со стороны торца резьбового корпуса гайки 1 между теми же шпицами выполнена сквозная радиусная прорезь 6, сопряженная с резьбовым отверстием 14 и симметричная относительно него; Часть 7 прорези 6 в зоне размещения стопорного винта 5 выполнена большим радиусом.

На концах прорези 6 касательно к ее внутренней поверхности 8 выполнены сквозные осевые отверстия 9 и 10.

В зонах перехода прорези с меньшего радиуса на больший касательно к внутренней поверхности 8 части прорези меньшего радиуса и наружной поверхности 11 части прорези большего радиуса выполнены сквозные осевые отверстия 12 и 13. Сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13 размещены на одном от центра гайки, 1 радиусе.

Толщина стенки 14, образованной частью радиусной прорези 6 и периферией корпуса гайки, выбирается такой,,чтобы в радиальном резьбовом отверстии было не менее 4,5 витков резьбы установки стопорного винта 5.

Стенки 15, образованные радиусной прорезью 6 и резьбовой частью raNки 1, являются упругими элементами, обеспечивающими параллельное перемещение жесткой стенки 16, образованной частью 7 радиусной прорези и резьбовой частью гайки 1. Иежцентровое расстояние 1 между отверстиями 9 и 12 равно межцентровому расстоянию между отверстиями 10 и 13. Радиаль20

55 ное резьбовое отверстие 4 размещено на одинаковом расстоянии k от сквозных осевых отверстий 12 и 13, равном 0,5-1,0 межцентрового расстояния между осями сквозных осевых отверстий 9 и 12, а также отверстий 10 и 13.

Ширина радиусной прорези 6 выполнена от 0,15 до 0,5 диаметра с1, сквозных осевых отверстий. Радиус размещения сквозных осевых отверстий выбирают из соотношения

De + Dp . Вс + 5dp

4 12 где Dy- диаметр габарита гайки;

Dр- диаметр резьбы rайки.

Все сквозные осевые отверстия размещены между соседними шпицами гайки.

Из технологических и конструктив- ных соображений толщину M упругих стенок 15 без учета высоты резьбы выполняют толщиной от 0,5 до 0,7 мм.

Сама прорезь 6 может быть выполнена шириной от 0,35 до 0,5 мм. Сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13 могут иметь диаметры с1р от 2,0 до 4,0 мм, при этом радиус размещения отверстий обеспечивает необходимую толщину стенки 14, в которой выполнено резьбовое отверстие 4 под стопорный винт 5 с таким расчетом, чтобы диаметр dy этого отверстия по крайней мере превышал в 1 5 раза диаметр d< сквозных осевых отверстий с обеспе-, чением размещения не менее 4,5 витков резьбы по глубине отверстия.

Устройство работает следующим, образом.

При завинчивании стопорного винта

5 стенка 15 упруго деформируется, обеспечивая перемещение стенки 16, которая, перемещаясь, выбирает зазор

Я в резьбе гайки. Так как контакт перемещающийся части гайки 1 с резьбой винта 2 происходит по площади, что это приводит к снижению удельного давления на витки резьбы, а следовательно, к снижению их -износа.

Для демонтажа гайки 1 отвинчивают стопорный винт 5, после чего гайка свободно свинчивается с винта 2. Так как зазоры в резьбах гаек редко превышают 0,2 мм, то и стопорный винт 5 достаточно вывинтить на 2-2 5 оборота (в зависимости от допуска на saСоставитель Н. Ефремова

Техред Л.Олийнык Корректор С. Шекмар

Редактор А. Шандор

Заказ 522/42 Тираж 698 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул . Проектная, 4

14604 зор в резьбе это количество оборотов может быть иным).

Предлагаемое устройство при достаточной надежности стопорения не вызывает повреждения резьбы, на которую навинчивают и стопорят гайки, и обеспечивает стабильность усипия затягивания гайки. 0

Формула изобретения

Стопорная гайка, содержащая резьбовой корпусi со сквозной радиусной прорезью со стороны его торца и сто- 15 порный винт, установленный в радиальном отверстии, выполненном со сторо48 ны наружной боковой поверхности корпуса, сопряженном с прорезью, расположенной симметрично оси радиального отверстия, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем повышения износостойкости, часть прорези в зоне размещения стопорного винта выполнена большим радиусом, на концах прорези касательно к ее внутренней поверхности и в зонах перехода прорези с меньшего радиуса на больший касательно к внутренней поверхности части прорези меньшего радиуса и наружной поверхности ее части большего радиуса выполнены сквозные осевые отверстия.

Стопорная гайка Стопорная гайка Стопорная гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , в частности к крепежным элементам

Болт // 1425368
Изобретение относится к мащиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соеди-- нениям деталей резьбовыми крепежными элементами

Гайка // 1375873
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях механизмов и машин преимущественно при переменных нагрузках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в других областях народного хозяйства для стопорения резьбовых соединений, подвергающихся вибрационным и знакопеременным нагрузкам

Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к крепежным средствам, и наиболее эффективно может быть использовано для соединения и надежного стопорения деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных резьбовых соединениях.Цель изобретения - повышение надежности резьбового соединения и обеспечение стопорения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорению болтов и гаек

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как мера против неразрешенного отвинчивания болтов или винтов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Фиксатор // 2054585
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для оснащения болтов и гаек, которыми крепятся детали и узлы машин и механизмов, фиксатором

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов
Наверх