Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к коробкам передач. Цель изобретения - уменьшение массо-габаритных показателей за счет использования одинаковых вилок на всех штоках. Для этого в коробке передач зубчатая муфта высшей передачи имеет возможность перемещения из нейтрального положения только от первичного вала, вилка 33 привода которой закреплена на штоке 36, размещенном между штоком 41 заднего хода и штоком 35, ось 9 которого отделена от осей штоков 36 и 37 плоскостью, в которой лежит ось толкателей 55 и 56. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

gg 4 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ГРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4076652/27-11 (22) 19.06.86 (46) 07.03.89. Бюл. № 9 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А. П. Недялков, Е. Д. Туртанов, В. Г. Выборнов, А. С. Кондрашкин, С. В. Березкин, В. 3. Овсянников, Л. М. Зарубинский и П. П. Козубенко (53) 629.113(088.8) (56) Motor 11а11а, № 12, декабрь 1967, р. 32. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

- SU„„1463526 A 1 (57) Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к коробкам передач. Цель изобретения — уменьшение массо-габаритных показателей за счет использования одинаковых вилок на всех штоках. Для этого в коробке передач зубчатая муфта высшей передачи имеет возможность перемещения из нейтрального положения только от первичного вала, вилка 33 привода которой закреплена на штоке 36, размещенном между штоком 41 заднего хода и штоком 35, ось 9 которого отделена от осей штоков 36 и 37 плоскостью, в которой лежит ось толкателей 55 и 56. 5 ил.

1463526

Изобретение относится к коробкам передач, в частности к тем, которые используют в транспортных машинах.

Цель изобретения — уменьшение массогабаритных показателей за счет использования одинаковых вилок на всех штоках.

На фиг. 1 изображена коробка передач, общий вид; на фиг. 2 — положения рукоятки переключения; на фиг. 3— механизм переключения передач; на фиг. 4— устройство блокировки; на фиг. 5 — поводки штоков, разрез.

Коробка передач содержит корпус 1 (фиг. 1). В корпусе 1 установлен первичный вал 2 на подшипнике 3. На первичном валу 2 выполнена шестерня 4.

На подшипниках 5 и 6 установлен промежуточный вал 7.

На промежуточном валу 7 выполнена шестерня 8. Шестерня 8 зацеплена с шестерней 4. На промежуточном валу 7 выполнены шестерни 9 — 12, каждая из которых зацеплена с шестернями 13 — 16 соответственно. Шестерни 13 — 16 установлены на вторичном валу 17. На шестернях 4, 13 — 16 установлены зубчатые венцы 18 — 22 соответственно. На вторичном валу 17 закреплены ступицы 23 — 25. На ступицах 23 — 25 установлены с возможностью осевого перемещения зубчатые муфты 26—

28 соответственно. На зубчатой муфте 28 выполнен венец 29, имен>щий возможность зацепления с зубчатым колесом 30.

Зубчатое колесо 30 имеет возможность перемещения на оси 31.

В пазах муфт 26 — 28 размещены губки вилок 32 — 34 (фиг. 3) соответственно.

Вилки 32 — 34 закреплены на штоках

35 — 37 соответственно. Вилки 32 — 34 закреплены болтами 38 — 40 соответственно.

На штоке 41 установлена вилка 42, губка которой входит в паз 43, выполненный на зубчатом колесе 30. На штоках

35 — 37 и 41 закреплены поводки 44 — 47 соответственно. В пазы 48 — 51 (фиг. 5) поводков 44 — 47 соответственно может входить рычаг управления передач (не показан) . В поводке 46 размещен подпружине н н ы и тол к а тел ь 52.

В штоках 35 и 36 выполнены отверстия 53 и 54, в которых размещены толкатели 55 и 56. Между штоками размещены шарики 57 — 59. Штоки 35 — 37 и 41 оснащены подпружиненными фиксаторами 60 — 63 соответственно. На штоках

35 — 37 и 41 выполнены лунки для шариков 64 — 67.

Зубчатая муфта 27, при перемещении которой обеспечено включение высшей передачи, имеет возможность перемещения из нейтрального положения только от первичного вала 2. Вилка 33 включения муфты 27 расположена в непосредственной близости от опоры 68. Вилка 33 привода зубчатой муфты 27 закреплена на штоке

36, одном из крайних штоков включения передач вперед. Шток 36 размещен между штоком 35, средним из штоков включения передач вперед, и штоком 41 заднего хода.

Ось 69 штока 35 среднего штока включения передач вперед отделена от осей

70 и 71 соответственно штоков 36 и 37, крайних штоков включения передач вперед, плоскостью 72. В плоскости 72 лежит ось толкателей 55 и 56. Оси шариков 57—

59 размещены в плоскости 72.

Возможность перемещения зубчатой м уф-. ты 27 из нейтрального положения только от первичного вала 2 вилкой 33, закрепленной на штоке 36, ось 70 которого, как и ось 71 штока 37, отделена от оси 69 штока 35 плоскостью 72, проходящей через оси толкателей 55 и 56 и шариков 57 — 59, позволяет упростить конструкцию коробки передач, поскольку

20 вилки 32 — 34 выполнены одинаковыми, и сократить продольный размер коробки передач, поскольку торцы ступицы 24 и зубчатой муфты 27 расположены в непосредственной близости от торцов шестерен 9 и 13.

Болты 39 и 40 крепят вилки 33 и 34 соответственно с наружной стороны по отношению к штоку 35, который фиксирован болтом 38, установленным со стороны штока 37. Оси 69, 70 и 71 штоков

35 — 37 расположены на одном радиусе от оси вторичного вала 17. На штоке 37 выполнены лунки 73 для шарика 66 подпружиненного фиксатора 62. На штоке 41 выполнены лунки 74 для шарика 67 подпружиненного фиксатора 63.

Выполнение вилок 32 — 34, крепление вилок 33 и 34 болтами 39 и 40, размещенными с наружной стороны по отношению к штоку 35, фиксированному болтом 38, установленным со стороны штока 37, на котором выполнены лунки 73, 40 средняя из которых расположена на оси толкателей 55 и 56, и выполнение лунок 74 на штоке 41, одна из которых расположена на оси толкателей 55 и 56, позволяет упростить конструкцию коробки передач и ее изготовление, поскольку совмещены элементы фиксации и блокировки и сократить размеры коробки передач, поскольку размеры болтов 38 — 40 не входят в размер межосевого расстояния между штоками 35 — 37.

Коробка передач работает при вращении первичного вала 2. Вращение может быть передано либо на шестерню 8, либо на вторичный вал 17. В свою очередь, вращение от шестерни 8 будет передано промежуточному валу 7.

55 Вращение промежуточного вала 7 обеспечит вращение шестерен 9 — 12 и 78.

Водитель, выбрав нужную передачу, обеспечивает соединение какой-либо из шес1 з терен 13 — 16 с вторичным валом 17. В этом случае произойдет передача вращения от первичного вала 2 к вторичному валу 17 и будет обеспечена передача момента между этими валами. Кроме того, валы 2 и 17 могут быть блокированы, При перемещении шестерни 30 по оси 31 и зацеплении ее с шестернями

28 и 78 осуществляется противовращение валов 2 и 17.

Изменение передач водитель осуществляет рычагом переключения передач, элемент которого входит в один из пазов

48 — 51 соответствующего поводка 44 — 47.

Продольным перемещением рычага обеспечено перемещение соответствующего штока

35 — 3? и 41, на каждом из которых. размещены вилки 32 — 34 и 42, при этом вилки 32 — 34 выполнены одинаковыми, а вилка 33 имеет перемещение от первичного вала 2, что существенно упрощает

463526

4 конструкцию коробки передач и сокращает ее продольный размер.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе соосно друг другу входной и выходной валы, расположенные на валах шестерни, зубчатые муфты, установленные с возможностью перемещения вдоль валов для связи валов с шестернями и между собой, по крайней мере три штока, установленные в корпусе с осевой подвижностью, на которых закреплены вилки, связанные с зубчатыми муфтами, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения массо-габаритных показателей за счет использования одинаковых вилок на всех штоках, ось по крайней мере одного из центральных штоков расположена выше плоскости, проходящей

20 через оси крайних штоков.

1463526

58 5

52

Составитель Н. Николаева

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор О. Кравпова

Заказ 650/20 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 101

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самоходным машинам, преимущественно трак торам

Изобретение относится к транспортньм средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам заднего хода, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевому управлению транспортai л ./ Л 20 /2 J f W ных средств на гусеничном ходу

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к силовым приводам машин с циклическим характером работы

Изобретение относится к транспортному мапшностроению-

Изобретение относится к механическим коробкам передач для самоходйых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах, как тракторы и аналогичные им машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх