Узел смазки

 

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано во всех остальных отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения, работающий при повышенных скоростях вращения, и является усовершенствованием технического решения по авт.св. N 1321985. Целью изобретения является увеличение КПД узла смазки путем уменьшения энергозатрат на удержание смазки на выходе из зоны трения и уменьшения силы "схватывания" узла магнитным полем. Узел смазки содержит пару трения с вращающимися элементами, имеющими зону трения с входом и выходом из нее смазки, и магнитную систему, включающую центральный полюсный наконечник, охватывающий пару трения, и магнитную смазывающе-уплотняющую жидкость. Участок рабочей части центрального полюсного наконечника со стороны выхода смазки из зоны трения в обе стороны до точек, ограниченных межосевым расстоянием элементов, выполнен в виде прямых линий, образующих угол с вершиной у входа в зоны трения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1513296 А 2 (51)4 F 16 N 15 00

3<51. 0Q3Q8

ppggggg-тиаЧ М

E,:,gj1H51 Eeh

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 тения является увеличение КПД узла смазки путем уменьшения энергозатрат на удержание смазки на выходе из зоны трения и уменьшения силы "схватывания" узла магнитным полем. Узел смазки содержит пару трения с вращающимися элементами, имеющими зону трения с входом и выходом из нее смазки, и магнитную систему, включающую центральный полюсный наконечник, охватывающий пару трения, и магнитную смазывающе-уплотняющую жидкость. Участок рабочей час ти центрального полюсного наконечника со стороны выхода смазки из зоны трения в обе стороны до точек, ограниченных межосевым расстоянием элемен- с тов, выполнен в виде прямых линий, образующих угол с вершиной у входа в . эоны трения. 2 ил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (61) 1321985 (21) 4381845/25-29 (22) 29.11.87 (46) 07.10 ° 89. Бюл. №- 37 (72) В.Ф.Медведев, В.Н.Дзикович, В,В.Дударев, Э.П.Каспаров и Б.Н,Письман (53) 621.89(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1321985, кл. F 16 N 15/00, 1987. (54) УЗЕЛ СМАЗКИ (57) Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано во всех остальных отраслях народного хозяйства как узел смазки па4 ры трения, работающий при повышенных скоростях вращения, и является усовершенствованием технического решения по авт. св. № - 1321985. Целью изобреИзобретение относится к машиностроению, может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения, работающей при повышенных скоростях вращения, и является усовершенствованием узла смазки по авт. св, ¹ 1321985.

Цель изобретения — повышение КПД узла смазки, работающего при повышенных скоростях вращения элементов пары трения, за счет устранения потерь. энергии на удержание смазки на выходе из зоны трения уменьшением концентрации магнитного поля.

При этом смазочная жидкость на входе в зону трения имеет свойства пластичной смазки, а на выходе — свойства вязкого масла.

Повышению КПД узла также способствует снижение величины силы, .с которой магнитное поле стремится "схватить" элементы пары трения, что, с свою очередь, позволяет снизить энергозатраты, На фиг. 1 представлен узел смазки, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Узел смазки состоит из магнитной системы 1 и пары 2 трения. Магнитная система 1 включает в себя источники 3 магнитного поля, которые повернуты друг к ppyry одноименными полюсами, охватывают немагнитные вставки 4 и прилегают вместе с ними к торцам полюсного наконечника 5, Полюсный наконечник 5 с рабочей частью 6, которая

1513296 такт, увлекают магнитожидкостую смазку 8 в зону трения, На выходе 7 из зоны трения смазочная пленка подвергается разрыву, вследствие чего одна часть ее остается на одной рабочей поверхности пары 2 трения, а другая на противоположной.

Магнитная уплотняющая жидкость 12 в период разгона системы находится в виде сплошного кольца между ваном

11 и торцовой крышкой 10, что обеспечивает надежную изоляцию пары 2 трения с магнитной смазкой 8 от окружающей среды.

В рабочем режиме -при больших скоростях вращения элементов пары 2 трения магнитожидкостная смазка 8, не удерживаясь в зазоре 9, разбрызгивается под действием центробе>кных сил на немагнитные вставки 4. Магнитное поле, создаваемое источниками 3, имеет максимальную напряженность между участком рабочей части 6 полюсного наконечника 5, который соответствует рабочей поверхности пары ? трения и парой 2 трения. Поэтому магнитожидкостная смазка 8 на этом участке втя" гивается обратно в зазор 9 и далее увлекается элементами пары 2 трения в зону контакта. Процесс возвращения смазки 8 в зазор 9 повторяется многократно.

В отличие от смазки 8, которая постоянно циркулирует в рабочей зоне узла, уплотняющая магнитная жидкость 12 сохраняет свое поло>кение и форму неизменными, что обеспечивает даже при больших скоростях вращения нары 2 трения 2 ее герметичность.

При торможении системы скорость вращения элементов пары 2 трения уменьшается, магнитная смазка 8 ведет себя как и при разгоне системы. Поведение уплотняющей магнитной жидкости

12 в момент торможения аналогично ее поведению при двух упомянутых режимах вращения пары 2 трения.

Во время работы узла часть продуктов износа оседает на прямолинейном участке рабочей части центрального полюсного наконечника.

Узел смазки по авт. св. Ф 1321985, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД узла смазки, 3 4 имеет замкнутый контур, напоминающий букву В, и охватывает центральную рабочую часть пары 2 трения. Со с1 ороны выхода 7 магнитожидкостной смазS ки 8 из зоны трения участок рабочей части 6 полюсного наконечника 5 выполнен по форме прямолинейным и ограничен межосевым расстоянием пары 2 трения.„ Остальной участок поверхности рабочей части 6 полюсного наконечника 5 выполнен соответственно центральной части рабочей поверхности пары 2 трения. Между этим участком поверхности рабочей части 6 полюсного наконечника 5 и рабочей поверхностью пары 2 тренин находится магнитожидкостная смазка 8. Между прямолинейным участком и поверхностью пары 2 трения магнитожидкостной смазки 8 нет.20

Она .обрывается на входе 7 в зоны трения. Зазор 9, который образует соот-. ветствующие друг другу участок рабочей части 6 полюсного наконечника. 5 и рабочую поверхность пары 2 трения, 25 должен быть по возможности минимальным, так как его увеличение приведет к ослаблению магнитного поля, в свою очередь, отрицательно повлияет на возможность удержания магпитожидкост- 30. ной смазки 8.

С торцов пару 2 трения закрывают торцовые крышки 10, которые вплотную прилегают к источникам 3 магнитного поля и немагнитным вставкам 4. В торцовых крышках 10 выполпены отверстия, через которые пропущены валы 11. В зазоре между торцовой крышкой 10 и валами 11 в качестве уплотняющих колец расположена маслоиспаряющаяся магнит- 40 ная жидкость 12.

В качестве источника магнитного поля могут быть использованы как постоянные магниты, так и электромагниты, В последнем случае величину маг45 нитного поля можно регулировать в соответствии со скоростью вращения элементов пары 2 трения, Узел смазки работает следующим образом.

В начальный момент времени, когда система разгоняется, элементы пары 2 трения вращаются с малыми скоростями и жидкая магнитная смазка 8 удерживается в зазоре 9 между участком рябо- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я чей части 6 полюсного наконечника 5, 55 который сооч ветствует рабочей поверхности пары 2 трения, и парой 2 трения.

Элементы пары 2 трения, вступая в кон7573296

Составитель В.Гришков

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Мекмар

Р едактор С.Патрушева

Заказ 6065/41 Тираж 584 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101 участок рабочей части центрального полюсного наконечника со стороны выхода магнитожидкостной смазки иэ зоны трения в обе стороны до точек, or.ðàHè÷åííûõ межосевым расстоянием элементов, выполнен в виде прямых линий, образующих угол с вершиной у входа в зоны трения.

Узел смазки Узел смазки Узел смазки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к порошковой металлургии , в частности, к способам нанесения смазочных покрытий

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в парах трения гидромашин, при обработке металлов

Изобретение относится к приборостроению и повышает качество нанесения смазки на детали точной механики путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращает время процесса нанесения

Изобретение относится к устройствам для смазывания трущихся поверхностей

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к технике обеспечения работоспособности узлов трения, Лункционирующих в условиях произвольного пространственного положения

Изобретение относится к области машиностроения, может быть применено для смазки пар трения, например, в гидромашинах, при обработке металлов и позволяет повысить зффективность образования и удержания сервовитного слоя в зоне трения

Изобретение относится к области машиностроения и мозкет быть использовано Б-системах смазки двигателей внутреннего сгорания, других малин и механизмов, эксплуатация которых осуществляется на маслах с присадками и позволяет повысить эффективность путем слива и долина такого же количества свежего масла, причем количество сливаемого масла находится в зависимости от объема системы смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения

Изобретение относится к способам защиты деталей машин от воздействия коррозии, в частности фреттингкоррозии, и позволяет повысить фреттинг-усталостную долговечность сопряжения
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх