Способ нанесения граничной смазки на детали точной механики

 

Изобретение относится к приборостроению и повышает качество нанесения смазки на детали точной механики путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращает время процесса нанесения. Для этого нагревают раствор смазки, например 0,001 мас.%-ный раствор стеарата лития, в изопропиловом спирте при температуре 0,8-1,0 от температуры кипения растворителя, которая в данном случае составляет 65-82°с в течение 6-15 мин. Смазанную деталь извлекают из раствора и охлаждают до комнатной температуры, после чего деталь, например, вал или подпятник, готова для сборки газодинамической опоры. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ц11 4 Г 16 N 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П(НТ СССР (21) 4240860/40-29 (22) 04.05.87 (46) 23.04.89. Бюл. У 15 (72) И.В.Яковлев, В.И.Морозов, Е.А.Кузнецов, А.А.Ярославцев, Н.Б.Анфимов и С.Г.Кан (53) 621.89 (088.8) (56) Проблемы трения и смазки: Труды американского общества инженеровмехаников. Нью-йорк, 1968, 4. (54) СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ГРАНИЧНОЙ

СМАЗКИ НА ДЕТАЛИ ТОЧНОЙ МЕХАНИКИ (57) Изобретение относится к приборостроению и повышает качество нанесения смазки на детали точной мехаИзобретение относится к приборостроению, в частности к способам очистки и нанесения граничной смазки на детали точной механики.

Цель изобретения — повышение качества нанесения смазки путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращение времени процесса нанесения.

Способ заключается в следующем.

Нагревают раствор смазки, например раствор стеарата лития концентрации 0,001 мас.Ж в изопропиловом спирте, до температуры в пределах

0,8-1,0 от температуры кипения раствора, которая составляет в данном о . случае 65-82 С. Предварительно очищенную деталь погружают в нагретый раствор стеарата лития и выдерживают в нем в течение 5-15 мин. Далее

„„SU„„1474371 А 1 ники путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращает время процесса нанесения. Для этого нагревают раствор смазки, например 0,001 мас.7.— ный раствор стеарата лития, в изопропиловом спирте при температуре

0,8-1,0 от температуры кипения растворителя, которая в данном случае о составляет 65-82 С в течение 615 мин. Смазанную деталь извлекают из раствора и охлаждают до комнатной температуры, после чего деталь, например вал или подпятник, готова для сборки газодинамической опоры.

1 ил. деталь извлекают из раствора и охлаждают до комнатной температуры, после чего деталь, например вал или подпятник, готова для сборки газо- Ф динамической опоры. М

Отличительной особенностью спосо- фЬ ба является использование растворов фф смазки, например стеарата лития, зна- а :. чительно меньшей концентрации (О 0010,002 мас.Ж) по сравнению с концентрацией применяемых растворов, а также отсутствие последующей полировки детали.

Выбор оптимальной концентрации раствора смазки осуществляется путем исследования зависимости между концентрацией раствора смазки и количеством ее, адсорбированным из этого раствора на поверхности детали (или в,поверхностном слое в случае детали

147437 иэ пористого материала), с последующим построением иэотерм равновесной адсорбции методом радиоактивных индикаторов.

На чертеже показана изотерма адсорбции стеарата лития на деталях из порошковой окиси алюминия из растворов в изопропиловом спирте при различных температурах (на деталях иэ керамики 22ХС: 1 — 24 С, 2

52 С, 3 — 72 С).

Для нанесения слоя стеарата лития, близкого к мономолекулярному, необходимо иметь концентрацию раствора стеарата лития в изопропиловом спирте в пределах от 0,001 мас. Х (точка А) до 0,002 мас.7 (точка Б).

При концентрации менее 0 001 мас.7 возрастает вероятность неполного по- 20 крытия поверхности монослоем стеарата лития, что неблагоприятно сказывается на увеличении момента трения гаэодинамической опоры. При концентрациях более 0,002 мас.7. уве- 25 личивается вероятность образования на поверхности и в порах излишков смазки, которые могут также оказы вать неблагоприятное воздействие на работоспособность гаэодинамичес- 30 кой опоры.

Иэ данных чертежа следует, что образование на поверхности слоя смазки определяемой толщины из раствора одной и той же концентрации быстрее достигается при более высокой температуре раствора смазки, откуда следует, что для уменьшения времени нанесения смазки необходимо применять растворы с более высо- 40 кой температурой. . Пример 1. Детали в количестве 5 шт., изготовленные из керамики на основе окиси алюминия, после финишной очистки погружают в 100 мл раствора стеарата лития в иэопропиловом спирте концентрацией 0,001мас.Ж о при температуре 65 С и выдерживают в нем в течение 15 мин.,Далее детали с адсорбированной на них смазкой вынимают иэ раствора, охлаждают (сушат) на воздухе и передают на сборку приборов.

Пример 2. Детали газодинамических опор в количестве 3 шт °, из55 готовленные из керамики на основе окиси алюминия, после финишной очистки погружают в 100 мл раствора стеарата лития в изопропиловом спирЪ

4 те концентрацией 0,0015 мас.7 при о

75 С, выдерживают в нем в течение

10 мин, вынимают из раствора, охлаждают на воздухе и передают на сборку приборов. Ось с нанесенной смазкой вставляют в ротор, а затем на ось устанавливают подпятники и производят сборку в соответствии с известным технологическим процессом.

Пример 3. Детали газодинамических опор в количестве 5 шт., изготовленные из керамики на основе окиси алюминия, после финишной очистки погружают в 100 мл раствора стеарата лития в изопропиловом спирте концентрацией 0,002 мас.X npu о температуре кипения раствора (82 С), охлаждают на воздухе и передают на сборку приборов. Нанесение смазки предлагаемым способом позволяет снизить момент сухого трения за счет уменьшения и равномерного распределения слоя смазки между трущимися поверхностями опоры.

Пример 4. Детали; изготовленные из керамики на основе оксида алюминия„ в количестве 5 шт. после о финишной очистки погружают при 20 С в 100 мл спиртового раствора

0 0015 мас.Е стеариновой кислоты, меченной радиоактивным углеродом

С-14 с удельной радиоактивностью

97 м Кюри/г. Измерение радиоактив- . ности проводят через 3 и 24 ч. Количество стеариновой кислоты на поверхнссти деталей составляет в среднем

5,01 10 и 8,64 ° 10 г/см2 соответственно. При погружении тех же предварительно очищенных и отмытых образцов в 0,0015 мас.X-ный спиртовый раствор стеариновой кислоты, нагретый до 70 С (образцы перед погружением подогревают в термостате тоже до 70 С), и после их извлечения чеа рез 15 мин количество стеариновой кислоты на поверхности составляет

15 10 г/см . При повышенной температуре, близкой к температуре кипения растворителя, адсорбция стеариновой кислоты значительно повьппается и через 15 мин на поверхности детали образуется необходимый мономолеку1 лярный слой.

СпосЬб нанесения граничной смазки на детали газодинамических опор приборов точной механики позволяет увеличить гарантийный срок службы изделий с газодинамическими опорами, 14743

ЗО

%кЮЗ

1 2 3 4 5 б 7 8

Составитель Ю.Кибиткин

Редактор О.Головач Техред М.Дидык . Корректор С.Шекмар

Заказ 1874/33 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101 ликвидировать операцию полировки смазанных деталей, при этом обрабатывать вместо одной одновременно несколько десятков деталей, повышая производительность труда и культуру производства.

Формула изобретения

Способ нанесения граничной смаз0 ки на детали точной механики путем обработки, например, раствором стеа71 6 риновой кислоты в спирте, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества рабочих поверхностей деталей и сокращения времени нанесения мономолекулярного слоя смазки обработку деталей ведут раствором, например, стеариновой кислоты или стеарата лития концентрацией 0,001-0,002 мас.Ж при температуре 0,8-1,0 от температуры кипения растворителя.

Способ нанесения граничной смазки на детали точной механики Способ нанесения граничной смазки на детали точной механики Способ нанесения граничной смазки на детали точной механики 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для смазывания трущихся поверхностей

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к технике обеспечения работоспособности узлов трения, Лункционирующих в условиях произвольного пространственного положения

Изобретение относится к области машиностроения, может быть применено для смазки пар трения, например, в гидромашинах, при обработке металлов и позволяет повысить зффективность образования и удержания сервовитного слоя в зоне трения

Изобретение относится к области машиностроения и мозкет быть использовано Б-системах смазки двигателей внутреннего сгорания, других малин и механизмов, эксплуатация которых осуществляется на маслах с присадками и позволяет повысить эффективность путем слива и долина такого же количества свежего масла, причем количество сливаемого масла находится в зависимости от объема системы смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения

Изобретение относится к способам защиты деталей машин от воздействия коррозии, в частности фреттингкоррозии, и позволяет повысить фреттинг-усталостную долговечность сопряжения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике обеспечения работоспособности механических передач при работе их в вакууме или других условиях, не позволяющих применять обычные способы их смазки
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх