Способ диагностики и прогнозирования технического состояния машин

 

Изобретение м.б. использовано для управления качеством машин в условиях производства и эксплуатации. Цель изобретения - повышение достоверности результатов диагностики и прогнозирования технического состояния машины. Измеряют значение диагностических признаков вибрации корпуса у машин. Восстанавливают функции распределения вероятностей признаков вибрации для множества машин. Фиксируют значения функций распределения признаков, измеренных у машины. Оценивают относительную долю поля рассеивания погрешности как значение функции распределения соответствующего признака. По близости функции к 0 или 1 судят о состоянии машины и определяют ее категорию качества по прогнозируемому ресурсу. Перед определением категории качества оценивают обобщенную погрешность как средневзвешенное зафиксированных значений функций распределения каждого признака вибрации. Фиксируют значение функции распределения вибрации. Испытывают машины до отказа и оптимизируют значения весовых коэффициентов по максимуму коэффициента ранговой корреляции Спирмена между обобщенной погрешностью и наработкой машин до отказа. 1 ил.

Изобретение относится к технической диагностике машин и может быть использовано для управления их качеством в условиях производства и эксплуатации. Цель изобретения повышение достоверности результатов диагностики и прогнозирования технического состояния. На чертеже представлена номограмма для прогнозирования вероятности безотказной работы РT и соответствующего ей ресурса Т машины по взвешенной сумме функций распределения диагностических признаков вибрации Rv в координатах Rv Pv Pт Т (номограмма получена экспериментально по результатам испытаний до отказа двух выборок машин из пяти шестеренных насосов с высокой и низкой виброактивностями). На чертеже приняты следующие обозначения: кривая 1 линейная аппроксимация функции распределения вероятностей (ФРВ) взвешенной суммы P'v R'v при s= 0,95; кумулянтная кривая 2 (функция накопленных частот) Pv FRv при s= 0,8; кривая 3 линейная регрессия вероятности безотказной работы Рт на Pv и доверительные границы при s= 0,95 (прямые 4 и 5) и 0,8 (прямые 6 и 7); кумулянтная кривая 8 (кривая накопления частот) Рт Ft > Т при s= 0,8; кривая 9 экспоненциальная аппроксимация функции Рт (t) вероятность безотказной работы Рт exp (t 0,214): 0,723; кривые 10 11 верхняя и нижняя границы наработки на отказ при s= 0,95; кривые 12 13 то же, но при s= 0,8 кривая 14 прогнозирование вероятности безотказной работы и ресурса на приемосдаточных испытаниях: среднего значения (0,70), верхней (1,27) и нижней (0,61) границ при s= 0,95, верхней (1,48) и нижней (0,52) границ при s= 0,8; кривая 15 - определение числа категорий качества при s= 0,95 (< 0,3; 0,3 -0,6; 0,6 -0,9; > 0,9); кривая 16 определение категорий качества при s= 0,8 (< 0,63, > 0,63). Способ диагностики и прогнозирования технического состояния машин заключается в том, что измеряют значения диагностических признаков вибрации у диагностируемых машин, восстанавливают функции распределения вероятностей диагностических признаков вибрации для множества диагностируемых машин, определяют значения функций распределения диагностических признаков, измеренных у диагностируемой машины, определяют относительную долю поля рассеивания каждой диагностируемой погрешности как значение функции распределения соответствующего диагностического признака и по близости ее к 0 или 1 судят о состоянии машины и определяют ее категорию качества по прогнозируемому ресурсу, при этом перед определением категории качества оценивают обобщенную погрешность машины как средневзвешенное всех значений функций распределения каждого диагностического признака вибрации, фиксируют значение ее функции распределения, выбирают на приемосдаточных испытаниях машины со значениями обобщенной погрешности, близкими к предельным 0 и 1, испытывают их до отказа и определяют значения весовых коэффициентов, соответствующих максимуму коэффициента ранговой корреляции Спирмена между обобщенной погрешностью и наработкой машин до отказа, при этом число категорий качества и величину прогнозируемого ресурса определяют из условия где m число категорий качества; s макс максимальное значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, достигнутое при испытаниях; Tn величина прогнозируемого ресурса диагностируемой машины; Тмин минимальная наработка на отказ машин из испытуемой выборки; Тср средняя наработка на отказ машин, выбранных на приемосдаточных испытаниях; Pv1 значение функции распределения обобщенной погрешности машины с минимальной наработкой, соответствующее определенным по максимуму s значениям весовых коэффициентов; Pv значение функции распределения обобщенной погрешности диагностируемой машины. Испытания машин до отказа с обобщенной погрешностью, близкой к 0 и 1, проводят для проверки диагностики при предварительном выборе равных между собой весовых коэффициентов, т.е. при условии

где i весовой коэффициент i-го диагностического признака вибрации;
n число диагностических признаков. Исходя из этого, взвешенная сумма или обобщенная погрешность определяется согласно выражению

Rv взвешенная сумма или обобщенная погрешность диагностических признаков;
i, Vi весовой коэффициент и значение функции распределения соответственно i-го диагностического признака вибрации. В результате испытаний до отказа оценивают, с одной стороны, степень связи между обобщенным диагностическим признаком Rv и обобщенным показателем качества ее функцией распределения Pv, а, с другой стороны, наработкой до отказа Т и ее функцией распределения, т.е. вероятностью безотказной работы Рт. Новые значения весовых коэффициентов устанавливают при последующем анализе полученных при испытании данных, исходя из влияния признаков на ресурс. При этом уточненные значения взвешенной суммы P'v и обобщенного показателя P'v приводят к увеличению коэффициента корреляции Спирмена между вероятностью безотказной работы Рт и функцией распределения Рv обобщенного диагностического признака Rv, определяемого по формуле

где s коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
m число машин, испытываемых на долговечность;
Pт, Pv вероятность безотказной работы и функция распределения обобщенного диагностического признака соответственно j-й машины. Если, например, при диагностировании зафиксировано значение Pv 0,5 (пунктир 14 на чертеже), то, восстанавливая перпендикуляры к осям Rv, Pv и Pт до пересечения с графиками 1, 3 и 9, определяют вероятную наработку до отказа 700 ч, верхнюю и нижнюю границы для s= 0,8 (случай равных весовых коэффициентов) 1480 ч и 520 ч, а также верхнюю и нижнюю границы для s= 0,95 (случай уточненных весовых коэффициентов) - соответственно 1270 ч и 610 ч. Т. е. в результате уточнения значений весовых коэффициентов по максимуму коэффициента ранговой корреляции Спирмена достоверность результатов прогноза повышается за счет сокращения прогнозируемого интервала разброса. Число категорий качества, на которые группируют машины для s= 0,8 и s= 0,95 определяются пунктирами 15 и 16: для s= 0,8 m > 1,58 принимают m 2, для s= 0,95 m 3,166 принимают m 4. В первом случае подразделяют группу машин на две категории, когда Pv < 0,63 и Pv 0,63, а во втором случае на следующие четыре категории: 1-я с Рv < 0,3; 2-я с 0,3 Pv 0,6; 3-я с 0,66 Pv < 0,9 и 4-я с Pv > 0,9, причем к 4-й группе относят машины с грубыми производственными погрешностями. Прогнозирование вероятности безотказной работы на приемосдаточных испытаниях по функции распределения вероятности взвешенной суммы диагностических признаков Pт Pv позволяет в случае экспоненциального закона распределения наработки до отказа однозначно судить об изменении потенциального ресурса машины. Если, например, при испытании определены диагностические признаки двух машин Pт1 exp(-T1/Tср) P1 и Pт2 exp(-T2/Tср P2, то отношение P1/P2 Pт1/Pт2 exp[(T2 - T1/Tср] В случае, если P1/P2 2,718, то разность потенциальных ресурсов этих машин равна среднему времени безотказной работы, т.е. T2 T1 Tср, значение которого определяется по данным эксплуатации.


Формула изобретения

Способ диагностики и прогнозирования технического состояния машины по косвенным признакам, сопровождающим ее работу, преимущественно по характеристикам вибрации корпуса, заключающийся в том, что измеряют значения диагностических признаков вибрации у диагностируемых машин, восстанавливают функции распределения вероятностей диагностических признаков вибрации для множества диагностируемых машин, фиксируют значения функций распределения диагностических признаков, измеренных у диагностируемой машины, оценивают относительную долю поля рассеивания каждой диагностируемой погрешности как значение функции распределения соответствующего диагностического признака и по близости ее к О или 1 судят о состоянии машины и определяют ее категорию качества по прогнозируемому ресурсу, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов диагностики и прогнозирования технического состояния, перед определением категории качества оценивают обобщенную погрешность машины как средневзвешенное зафиксированных значений функций распределения каждого диагностического признака вибрации, фиксируют значение ее функции распределения, выбирают на приемосдаточных испытаниях машины с близкими к предельным, О или 1, значениями обобщенной погрешности, испытывают их до отказа и оптимизируют значения весовых коэффициентов по максимуму коэффициента ранговой корреляции Спирмена между обобщенной погрешностью и наработкой машин до отказа, при этом число категорий качества и величину прогнозируемого ресурса определяют из условия

где m число категорий качества;
- максимальное значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, достигнутое в эксперименте; Tп величина прогнозируемого ресурса диагностируемой машины;
Tмин минимальная наработка на отказ машины из испытуемой выборки;
Tср средняя наработка на отказ машин, выбранных на приемосдаточных испытаниях;
Pv значение функции распределения обобщенной погрешности машины с минимальной наработкой, определенное при оптимизированных по максимальному значениях весовых коэффициентов; Pv1 значение функции распределения обобщенной погрешности диагностируемой машины.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при стендовых испытаниях ДВС

Изобретение относится к судостроению и касается устройства для испытания энергетической установки судна

Изобретение относится к области эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения степени снижения эффективности охлаждения радиаторными секциями холодильника двигателя внутреннего сгорания вследствие загрязнения их внутренних полостей

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к способам и устройствам для испытания почвообрабатывающих рабочих органов

Изобретение относится к металлообработке, в частности касается электрической приработки трущихся кинематических пар

Изобретение относится к способам испытания двигателя внутреннего сгорания и может найти применение в автоматизированных системах управления технологическими процессами испытания двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ресурсных испытаниях дизелей с целью сокращения их продолжительности

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытательным стендам, и может быть использовано для испытаний гидроцилиндров

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх