Полюс электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение надежности. Взаимное перемещение сердечника 1 и катушки исключается за счет сил трения, возникающих от распорных усилий, создаваемых клиньями 7 между сердечником 1, щекой 5 и катушкой. Ослаблению распорных усилий при взаимном перемещении щеки 5 и клина 7 препятствуют выступы 8 и лепестки 10. На прямолинейных участках катушек со стророны, противоположной наконечнику, установлены эластичные электроизоляционные прокладки, выступающие над опорной поверхностью сердечника. Между катушкой и сердечником имеется цементирующий состав. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ К

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 К 3/52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П1НТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г, .—., -,,, - "(Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1 ) 4225486 /24-0 7 (22) 07.04. 87 (46) 23.02.90.Бюл, N - 7 (71) Всесоюзный научно-исследова тельский проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (72) В,Г,Ц ербаков, Н,К,Иванченко, Н,А,Сысоенко, В.И,Науменко, Е,П.Гончаров и A.À,Сикорский (53) 621.3!3.04 (088.8) (56) .Бочаров В.И. и др. Магистральные электровозы переменного тока.

М, Транспорт, 1976, с.79,83-94.

Электровоз ВЛ80С, Руководство по эксплуатации, М.: Транспорт, 1982, с,31, 32, Авторское свидетельство СССР

N 600666, кл. Н 02 К 3/52„ 1976.

„„SU„„3 545293 А 1

2 (54) ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения " повышение надежности. Взаимное перемещение сердечника 1 и катушки исключается за счет сил трения, возникающих от распорных усилий, создаваемых клиньями 7 между сердечником 1, щекой 5 и катушкой. Ослаблению распорнын усилий при взаимном перемещении щеки 5 и клина 7 препятствуют выступы 8 и лепестки 10, На прямолинейных участках катушек со стороны, противоположной наконечнику, установлены эластичные электроизоляционные прокладки, выступающие над опорной g поверхностью сердечника, Между катушкой и сердечником имеется цементирующий состав. 2 ил, 1545293

Изобретение относится к электроМашиностроению и может быть использовано в электрических машинах постоянного или пульсирующего тока, пре- имущественно крупных, работающих в условиях вибрационных и ударных механических нагрузок, например, тяговых электродвигателях электроподвижного состава, . !0

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг,l изображен полюс электрической машины с предложенной конструкцией крепления катушки на сердечнйке полюса; на фиг.2 — разрез A-А на фиг. 1, Полюс электрической машины содержйт шихтованный сердечник 1 с полюсы ам наконечником 2, катушку 3, охваты-20 вфощую сердечник 1 и опирающуюся оДной стороной на наконечник 2 сердечника 1. На противоположной стороне катушки 3 на прямолинейных участках размещены эластично электро- 25 изоляционные прокладки 4. Крепление катушки в осевом направлении осуществляется устройством, содержащим щеку 5, одной стороной прилегающей к внутренней поверхности катушки 3.

На противоположной стороне щеки 5, обращенной к сердечнику 1 имеется паз 6, в котором размещен клин 7, Для фиксации щеки 5 в радиальном направлении на торцах сердечника 1 имеются выступы 8, на которые опирается ще" кд 5 при запрессовке в нее клина .7.

Дпя предотвращения самопроизвольноro вЫпадания клина 7, а также для фиксации щеки 5 крайние листы сердечника 40 .1 имеют прорези 9, образукпцие лепестки 10 напротив клина 7, которые отогнуты к широкому торцу клина 7. Для сопряженин с магнитопроводом полюс иМеет поверхность 11, Надежное за- 45 крепление катушки 3 на сердечнике обеспечивается за счет того, что, закрепленные на ее прямолинейных участках, прокладки 4 выступают над поверхностью 1 1 сердечника 1 Ha seaH- 50 чину 12. Для приклеивания катушки 3 к сердечнику 1 между ними по сопрягаемым поверхностям размещен цементирующнй состав 13. Крепление катушки 3 на сердечнике 1 в радиальном нап- равлении осуществляется за счет усилня затяжки полюсных болтов, зажимающих катушку .3 в радиальном направлении между наконечником 2 сердечника и магнитопроводом остова через эластичные электроизоляционные про-. кладки 4. Кроме тоге, в осевом и радиальном направлении катушка 3 фиксируется относительно сердечника 1 за счет распорных усилий, создаваемых клиньями 7 и за счет адгезии цементирующего состава !3, Способ сборки этого полюса осуще-.. ствляется следующим образом.

Сопрягаемые поверхности сердечника 1 и катушки 3 очищают, например, от подтеков лака, налипшей грязи и т,д., обезжиривают, например, уайт" спиритом или бензином и покрывают равномерным слоем цементирующего состава, например термореактивной замазкой, разбавленной до сметанообразного состояния. После этого катушку 3 надевают на сердечник 1 и прижимают ее к наконечнику 2, Прижим осуществляется с помощью технологического приспособления или другим способом, В прижатом состоянии катушку 3 закрепляют на сердечнике с помощью щек 5 и клиньев 7, Производят это следующим образом, По торцам полюса между сердечником и катушкой 3 устанавливают щеки 5 до упора их в выступы 8, затем в пазы 6 щек 5 устанавливают и забивают клинья 7, К широкой грани клиньев 7 прижимают, например с помощью подбойки и молотка, лепестки 10, отогнутые от крайних листов сердечника 1, Прижимающее приспособление после закрепления катушки и стопорения снимают и на прямолинейные участки катушки 3 прикрепляют,например приклеивают, эластичные электроизоляционные прокладки 4, например из электронита, толщиной 0,30,5 мм, подбирая их в таком количестве, чтобы обеспечивалось выступание над поверхностью 11 сердечника 1 на величину 12, равную 0,2-0,5 мм, После установки полюса в остов и закрепления его к магнитопроводу на эту величину произойдет упругая деформация, наконечника 2 катушки 3 и прокладки 4, что обеспечивает надеж" ное закрепление катушки 3 на сердечнике полюса 1, Покрытые цементирующим составом сопрягаемые поверхности сердечника 1, наконечника 2 и катушки 3 склеиваются, Это дополнительно закрепляет катушку 3 на сердечнике 1 и улучшает отвод тепла от катушки к сердечнику, ! 545293

5 /

Предложенная конструкция работает следующим образом, Во время эксплуатации электрической машины, подверженной ударным и вибрационным воздействиям, на катушку 3 действуют силы, стремящиеся сместить катушку 3 относительно сердечника 1 на величину монтажных зазоров между катушкой и сердечником.

Этому препятствует цементирующий состав 13, расположенный в зазорах между катушкой и сердечником и склеивающий их сопрягаемые поверхности, Взаимное перемещение сердечника 1 и катушки 3 в осевом направлении исклю чается за счет распорных усилий соз- даваемых клиньями 7 между сердечником

1, н,екой 5 и катушкой 3. Силы трения

t возникающие при этом между сопрягаемыми поверхностями сердечника 1, катушки 3, щеки 5 и клина 7, исключают перемещение катушки 3 на сердечнике

1 в любом направлении, Наличие монтажных зазоров между деталями крепления полюса к магнитопроводу может привести к перемещению полюса относительно опорной поверхности магнитопровода. Однако этому препятствуют силы трения между полюсом и магнитопроводом, возникающие от затяжки полюсных болтов (шпилек), Выступание прокладок 4 над опорной поверхностью 11 сердечника 1 на величину 12, например, 0,2-0,5 мм, приводит к тому, что большую часть усилия затяжки полюсных болтов (шпилек) воспринимают прокладки 4, катушка 3 и наконечник 2 сердечника

1 и сопрягаемая с прокладками 4 опорная поверхность магнитопровода, что приводит к упругой деформации прокладок 4, катушки 3 и наконечника 2 сердечника 1 на величину 12. Возникающие при этом силы упругой деформации препятствуют ослаблению затяжки полюса, В процессе эксплуатации может произойти ослабление распорных усилий за счет самопроизвольного перемещения в радиальном направлении клина 7 и щеки

5 друг относительно друга, однако этому препятствуют упоры на полюсе, выполненные в виде выступов 8, на которые опирается щека 5 и лепестки 10, отогнутые от крайнего листа сердечника 1 и прижатые к широкой грани клина 7.

Предложенная конструкция за счет постоянно действующих распорных усилий, создаваемых клином 7, сил упругой деформации прокладок 4Ф катушки

3 и наконечника 2 сердечника 1 и цементирующего состава, размещенного в монтажных зазорах по сопрягаемым по-i верхностям сердечника 1, наконечника

2 и катушки З,обеспечивает надежное закрепление катушки на сердечнике, и, тем самым, исключает повреждение и пробой изоляции полюса электрической машины, работающей при значительных вибрационных и ударных воздействиях на нее, Формула изобретения

Полюс электрической машины, содержащий шихтованный сердечник с полюсным наконечником и катушкой, закрепленной на нем посредством зафиксированной в радиальном направлении щеки с пазом, в котором размещен клин, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, паз в щеке выполнен со стороны, обращенной к сердечнику, фиксация щеки в радиальном направлении осуществлена посредством выступов, выполненных на торцах сердечника, крайние листы сердечника имеют прорези, образующие лепестки, отогнутые к широкому торцу клина, а на прямолинейных участках катушки со стороны, противоположной полюсному наконечнику, закреплены эластичные электроизоляционные прокладки, выступающие над поверхностью сердечника, предназначенной для сопряжения с магнитопроводом, при этом зазоры между сопрягаемыми поверхностями катушки и сердечника заполнены цементирующим составом, преимущественно, термореактивной замазкой.

1545293

Составитель Ф. Подольская

Техред Jl.Cåðäþêîâà Корректор А.Обручар

Редактор С,Патрушева

Заказ 495 Тираж 443 Подписное

ВНИИПЯ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Полюс электрической машины Полюс электрической машины Полюс электрической машины Полюс электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к синхронным электрическим машинам с ротором явнополюсной конструкции

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх