Прибор для определения коэффициента трения скольжения

 

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения коэффициента трения. Целью изобретения является упрощение конструкции, расширение номенклатуры испытуемых контробразцов и повышение точности. Прибор состоит из рамы 1 и ползуна 4, установленного на направляющих стержнях 2, проходящих через сквозные отверстия и закрепленных на раме 1. Ползун 4 упруго связан с рамой 1 калиброванными пружинами 5. Ползун 4 имеет также пазы для установки груза и контробразца. При перемещении прибора по исследуемой поверхности в продольном направлении ползун 4 будет отставать от рамы 1. Это отставание и определяет коэффициент трения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 G 01 N 19 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ю

4.Р ьРь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2i) 4262046/25-28 (22) 15.06 ° 87 (46) 23.03.90. Бюл. 9 11 (71) Сибирский технологический институт (72) А.В.Филиппович, Н.Т.Разумов, А,И.Аугунас и А.А.Филиппович (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 978021, кл. G 01 N 19/02, 1981. (54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения коэффи-циента трения. Целью изобретения яв„„SU„„1552074 А 1 ляется упрощение конструкции, расширение номенклатуры испытуемых контробразцов и повьппение точности. Прибор состоит из рамы I и полэуна 4, установленного на направляющих стержнях 2, проходящих через сквозные отверстия, и закрепленных на раме 1.

Полэун 4 упруго связан с рамой 1 калиброванными пружинами 5. Полэун

4 имеет также пазы для установки груза и контробразца. При перемещении прибора по исследуемой поверхности в продольном направлении полэун 4 отстает от рамы 1 ° Это отставание и определяет коэффициент трения 2.з.п. ф-лы, 2 ил.

1552074

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения коэффи дента трения скольжения покрытий антифрикционного назначения о твердые тела, в частности о древесину.

Целью изобретения является упрощение конструкции, расширение номенклатуры используемых контробраэцов за счет использования образцов различной толщины=и возможности использования для определения коэффициента трения при различных нагрузках и повышение точности определения его за счет исключения потерь на трение самого прибора.

На фиг. 1 изображен прибор, на фиг.2 — сечение A-А на фиг.1.

Прибор. состоит иэ рамы 1, на которой закреплены направляющие стержни 2, пропущенные через эллипсные отверстия 3 ползуна 4, подпружиненного с двух сторон калиброванными пружинами 5, и имеющего возможность крепления сменных грузов 6, а также паз для сменных контробразцов 7. Кроме того, на полэуне укреплена стрелка 8, а на раме прибора — шкала 9.

Ползун 4 и основание 10 рамы прибора могут быть выполнены из фторпласта.

Прибор работает следующим образом.

Исследуемая поверхность 11, например пила с полимерным покрытием, располагается горизон-. льно на столе, выверенном по уровню. На нее устанавливают прибор так, что направление движения рамы 1 прибора совпадает с осями направляющих стержней 2. При перемещении прибора в указанном направлении (или прямо противоположном) под действием силы трения, возникающей между исспедуемой поверхностью 11 и контробразцом 7, полэун 4 отстает от рамы 1, сжимая пружины 5, а стрелка 8, закрепленная на ползуне, смещается вместе с полэуном вдоль шкалы 9 от нулевого положения.

Отсчет коэффициента трения производится по величине смещения стрелки 8 относительно нуля шкалы 9, которая предварительно оттарирована.

Предварительная: тарировка прибора производится подбором груза 6, устанавливаемого на ползун 4, применительно к типу материалов с известными фрикционными свойствами.

Пружины 5 являются калиброванными и служат для возвращения ползуна в первоначальное положение. Эллипсные отверстия в теле ползуна позволяют вертикальные перемещения ползуна при применении контробразцов 7 различной толщины. Ползун 4 и основание 10 рамки прибора изготовлено иэ фторопласта с целью уменьшения трения полэуна о направляющие стержни и основания рамы прибора об обра-. зец;

Формула изобретения

20 1. Прибор для определения коэффициента трения скольжения, содержащий основание, держатели образца и контробразца, узел взаимного перемещения держателей и измерительную

25 шкалу, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, основание выполнено в виде прямоугольной рамы, узел взаимного пере— мещения держателей выполнен в виде расположенного внутри рамы на дер= жателе контробразца и упруго связанного с рамой ползуна, имеющего сквозные отверстия, параллельные его оси, и направляющих стержней, расположенных в соответствующих сквозных отверстиях и закрепленных на раме.

2. Прибор по п.i, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения номенклатуры используемых контрФ образцов„ он снабжен грузом, установленным в пазу, который выполнен в ползуне со стороны, противоположной расположению держателя образца, а. сквозные отверстия имеют форму эллипсов, большая ось которых перпендикулярна оси ползуна.

3. Прибор по п. Il, о т л и ч а ющ и Й с я тем, что, ния точности за счет исключения потерь на трение самого прибора, полэун и предназначенная для взаимодействия с контробраэцом часть рамы выполнены из фторопласта. 1552074

Составитель P.Íåçàìåòäèíoâ

Редактор И.Дербак Техред М.Ходанич Корректор А. Обручар

Заказ 325 Тирам 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Прибор для определения коэффициента трения скольжения Прибор для определения коэффициента трения скольжения Прибор для определения коэффициента трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике исследования контактных параметров шероховатых тел, а именно к способам определения фактической площади контакта твердых тел при их взаимном перемещении

Изобретение относится к средствам определения фрикционных свойств эластичных материалов, преимущественно меховых, и может быть использовано в меховой промышленности

Изобретение относится к литейному производству

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить произв-сть испытаний в устр-ве путем одновременного и раздельного определения силы трения в уплотнительных узлах штока и поршня

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для изучения процессов трения и износа на контакте лезвийного инструмента с обрабатываемой деталью или кондукторной втулкой

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к трибологии и идентификации диссипативных параметров механических колебательных систем и может быть использовано для диагностики их технического состояния

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытанию смазочных и конструкционных материалов пар трения

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх