Узел привода клапана с автоматическим компенсатором зазора

 

Изобретение позволяет повысить надежность работы узла привода клапана путем обеспечения беззазорного взаимодействия деталей узла. При воздействии на короткое плечо 10 штанги 15 толкателя коромысло 1 поворачивается относительно оси 3 и воздействует на торец клапана 9. Одновременно с этим шток 24 ползуна 23, упираясь торцом в дно 29 профильной канавки на оси 3, перемещается от оси влево вместе с ползуном 23, который своим скосом 26 освобождает место для скоса 16 подпятника 13. В результате подпятник 13 перемещается на величину теплового зазора. При обратном ходе узла образующийся зазор выбирается под действием пружины 31. 3 ил.

СООЭ СОВЕТСНИХ

Саа1АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУЬЛИН у) Р 01 L 1/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И О П1РЫТИЯМ

ПРИ ГННт СССР

1 (21) 4249500/25-06 (22) 27.05.8? (46) 30.04.90. Бюл, ¹ !6 (71} Ярославский моторный завод (72) A.À.Ñàÿðàíñêèé и Я.A.Ñàâðàíñêèé (53) 621.43-2(088.8) (56) Заявка ФРГ № 2932504, кл. Р 01 L 1/22, 1981. (54) УЗЕЛ ПРИВОДА КЛАПАНА С АВТОМАТИЧЕСКИМ КОИПЕНСАТОРОМ ЗАЗОРА (») Изобретение позволяет повысить надежность работы узла привода клапана путем обеспечения беззазорного взаимодействия деталей узла. При воз

„„SU„„3 560736 А 1

2 действии" на короткое плечо 10 штан— ги 15 толкателя коромысло 1 поворачивается относительно оси 3 и воздействует на торец клапана 9. Одновременно с этим иток 24 голзуна 23, упираясь торцом в дно 29 профильной канавки на оси 3, перемещается от оси влево вместе с ползуном 23, который своим скосом 26 освобожцает место для скоса 16 подпятника 13. В результате подпятник 13 перемещается на величину теплсвого зазора. При обратном ходе узла образующийся зазор выбирается под действием пружины 31.

3 ил.

156 073() Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в приводе клапанов механизма газо5 распределения двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения беззазорного взаимодействия элементов приво- 10 да о

На фиг. 1.представлен узел коромысла клапанного привода с компенсатором теплового зазора, общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1.;на фиг.3- 15 разрез Б-Б на фиг.1. .оромысло 1 установлено с воэмож,ностью поворота на жестко закрепленной на головке цилиндра 2 оси 3.Длин»ое плечо 4 коромысла через регу- 20 лировочный винт 5 с чашкой 6 íà er"o сферическом . конце 7 находится во взаимодействии с торцом 8 клапана 9..

Короткое плечо 10 коромысла 1 снабжено бобышкой 11„ в расточке 12 ко- 25 торой размещено устройство для компенсации теплового э«?зора. Это уст*ройство вкл«очает цилиндрический под-. пятник !3 со сферическим гнездом 14 для сопряжения со штангой 15, уста- 30 новленный. в расточку 12 коромысла

1 с возможностью свободного перемещения вдоль оси расточки 12.

Со стороны, противоположной сферическому гнезду 14,-,,нод?«ятник 13 имеет скос 16, представляющий собой донную поверхность паза прямоугольного се ?ения с верт«?каль«?ьмн боковыми стенками !7 и 18 выполненного

«?a под«?ятнике 1 3 . В ?«Ho pacTo ?r?H 1 2 запрессова«? цил??ндрический упор 19, на котором также выполнен паз прямоугольнох о сече««ия Донная ххов«зрх««ость

20 последнего перпендикулярна оси расточки 12,Д а вертикальные боковые стенки 21 и 22 расположены перпе«?дикулярно ос«? 3 коромысла

В полость> образованную повярхно стями 16-22 установлен пог«эун 23 прямоугольного сечения с, цилиндрическим штоком 24 с одной стороны и цилиндрическим хвостовиком 25 "" с другой, Нижняя поверхность. 26 ползуна 23 скошена в соответствии со скосом 16 подпятника 13, Цилиндрический, шток

24 проходит в. отверстие 27, выпол55 ненное в теле короткого плеча 10 коромысла 1,и упирается своим торцом 28 в,,дно 29 профильной канавами

30 на оси 3, выполненной таким образом, что ее глубина равномерно убывает по углу поворота от нижней части оси к ее верхней части. На хвостовик

25 полэуна 23 надета цилиндрическая пружина 31 сжатия, которая поджимается к ползуну 23 резьбовой заглушкой 32.

Узел коромысла с компенсатором зазора работает следующим образом.

При воздействии на короткое плечо 10 штанги 15 толкателя коромысло

1 поворачивается относительно жестко закрепленной оси 3 и своим длинным плечом 4 через регулировочный винт

5 и чашку 6 воздействует на торец 8 клапана 9, перемещая его до положения полного открытия . Одновременно при повороте коромь«сла 1 шток 24 полэуна 23, упираясь своим торцом 28 в дно 29 профильной канавки 30 на оси 3, перемещается от оси влево вме) сте с ползуном 23 который своим

Э скосом 26 освобождает место для скоса 16 подпятника 13, в результате чего подпятник 13 под действием нагрузки со стороны штанги 15 проседает вглубь расточки 12 на величину расчетного теплового зазора. При обратном ходе всего узла это положение сохраняется до полной посадки клапана в свое седло, после чего в приводе появляется реальный зазор„ который выбирается эа. счет перемеще.ния ползуна 23 под действием пружины 31 в сторону- оси иподжатия подпят-. ника 1I3 к штанге 15. Таким образом, к началу следующего цикла открытия клапана в приводе устанавливается беззазорная связь всех,звеньев.

Для повышения стабильности и надежности беззазорного привода клапанов исключены перемещения как компенсирующих клиновых элементов, так и профильных поверхностей, участвующих в их приводе.

Коромыслоа привода глапана имеет постоянный и стабильный угол псворота на всем протяжении работы двигателя. Поэтому размещение на нем компенсирующего клинового элемента значительно повышает надежность и стабильность компенсации. Надежность повышает расположение фасонной поверхности на неподвижной оси коромысла. В предлагаемой конструкции клиновой элемент имеет возможность только одного. вида перемещения как

5 t5 относительно клинового подпятника, так и относительно оси коромысла.

При этом возможный осевой зазор коромысла на оси не сказывается на точ- ности и надежности срабатывания узла.

60736

27

Е7

17

1.7

Составитель А.Серов

Редактор И.Касарда Техред M.Õoäaíè÷ Корректор В.Кабаций

Тираж 423 Подписное

ВНИИПИ Гос ударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 961

Производственно-издательский комбинат "Патент"„г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 формула из обретения

Узел привода клапана с автоматическим компенсатором зазора, содержащий кинематическое звено, в корпусе которого размещены подпятник и клиновой элемент, взаимодействующие друг с другом по клиновой поверхности, причем с одной стороны клиновой элемент снабжен направляющим штоком и установленной на нем пружиной, а с другой — штоком, взаимодействующим с профильной поверхностью„ отличающийся тем., что, с целью повышения надежности путем обеспечения беззазорного взаимодей5 ствия элементов привода клиновой

1 элемент установлен в расточку бобышки плеча кинематического звена, выполненного в виде коромысла, установленного на неподвижной оси с возможностью перемещения перпендикулярно последней таким образом, что шток клинового элемента взаимодействует с профильной поверхностью выЭ полненной на поверхности оси коромысла в виде поперечной канавки, глубина которой равномерно изменяется по углу поворота, убывая в направлении вращения коромысла при открытии клапана.

Узел привода клапана с автоматическим компенсатором зазора Узел привода клапана с автоматическим компенсатором зазора Узел привода клапана с автоматическим компенсатором зазора 

 

Наверх