Способ виброакустической диагностики подшипников качения и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к диагностике подшипников качения и подшипниковых узлов и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте машин, механизмов и транспортных средств. Цель - повышение достоверности результатов диагностирования. Подшипник качения приводят во вращение и определяют параметр, характеризующий состояние подшипника. В качестве этого параметра регистрируют сигнал вибрации подшипника. Непрерывно измеряют его, сравнивают с экспоненциальным сигналом, характеризующим исправный подшипник. Результат сравнения детектируют, интегрируют во времени и сравнивают с эталонным напряжением. Определяют состояние подшипника. Процесс детектирования и интегрирования управляется прямоугольным импульсом, полученным в результате преобразования измеренного сигнала вибрации подшипника. Устройство содержит вибродатчик, фильтр, детектор, блок сравнения, формирователь импульсов, коммутатор, блок управления, экспоненциальный преобразователь и регистратор. Сравнение сигнала вибрации подшипника с экспоненциальным сигналом, характеризующим исправный подшипник, а затем обработка результатов сравнения приводит к тому, что можно достаточно точно определить техническое состояние диагностируемого подшипника. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

COIO3 СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4435124/27-27 (22) 01.06.88 (46)30.07.90, Бюл. ¹ 28 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) А.А.Богданов и В.M.Êóçíåöîâ (53) 658,562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1004801, кл, G 01 М 13/04, 1983. (54) СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к диагностике подшипников качения и подшипниковых узлов и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте машин, механизмов и транспортных средств. Цельповышение достоверности результатов диагностирования. Подшипник качения приводят во вращение и определяют параметр, характеризующий состояние подшипника.

В качестве; этого параметра регистрируют

Изобретение относится к диагностике подшипников качения и подшипниковых узлов и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте машин, механизмов и транспортных средств.

Целью изобретения является повышение достоверности результатов диагностирования.

На фиг.1 показана функциональная схема устройства для осуществления способа; на фиг.2 — принципиальные электрические схемы экспоненциального преобразователя, коммутатора, интегратора с блоком управления; на фиг.3 — временные диаграммы

„„5Ц „„1582044 А1 сигнал вибрации подшипника. Непрерывно измеряют его, сравнивают с экспоненциальным сигналом, характеризующим исправный подшипник. Результат сравнения детектируют, интегрируют во времени и сравнивают с эталонным напряжением.

Определяют состояние подшипника.

Процесс детектирования и интегрирования управляется прямоугольным импульсом, полученным в результате преобразования измеренного сигнала вибрации подшипника. Устройство содержит вибродатчик, фильтр, детектор, блок сравнения, формирователь импульсов, коммутатор, блок управления, экспоненциальный преобразователь и регистратор. Сравнение сигнала вибрации подшипника с экспоненциальным сигналом, характеризующим исправный подшипник, а затем обработка результатов сравнения приводит к тому, что можно достаточно точно определить техническое состояние диагностируемого подшипника.

2 с.п. ф-лы, 3 ил. сигналов на выходах функциональных элементов.

Устройство содержит вибродатчик 1, фильтр 2, первый детектор 3, формирователь 4 импульсов, экспоненциальный преобразователь 5, блок 6 сравнения, коммутатор 7, второй детектор 8, интегратор 9, . блок 10 управления, компаратор 11, источник 12 эталонного напряжения и регистратор 13. Вибродатчик 1 последовательно соединен с фильтром 2, первым детектором

3, выход которого соединен с первым входом блока 6 сравнения, и формирователь 4 импульсов, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 7. управля1582044 ющим входом блока 10 управления и входом экспоненциального преобразователя 5, выход которого соединен с вторым входом блока 6 сравнения. Выход блока 6 сравнения соединен с информационным входом коммутатора 7, выход которого соединен с входом второго детектора 8, выход которого соединен с информационным входом интегратора 9. управляющий вход которого соединен с выходом блока 10 управления, а выход интегратора 9 соединен с сигнальным входом компаратора 11, установочный вход которого соединен с источником 12 эталонного напряжения, а выход — с входом регистратора 13, Способ виброакустической диагностики подшипников качения осуществляют следующим образом.

Вибродатчик 1 устанавливают на неподвижное кольцо контролируемого подшипника качения или корпус подшипникового узла. При вращении подшипника качения вибродатчик преобразует сигнал вибрации подшипника в электрический сигнал, который поступает на вход фильтра 2, где происходит выделение сигнала с полосой частот в диапазоне 0,5 — 50 к Гц, несущей информацию о состоянии подшипника, После фильтрации сигнал поступает на вход первого детектора 3, где выделяется огибающая сигнала 14, которая подается одновременно на первый вход блока 6 сравнения и на вход формирователя 4 импульсов, где по пороговому значению 15 максимальных импульсов сигнала вибрации, которые образуются при соударении роликов (шариков) с перемычками сепаратора при входе и выходе их из нагруженной зоны подшипника, формируются прямоугольные импульсы 16, которые поступают в экспоненциальный преобразователь 5, где преобразовываются в сигнал ы 17 экспоненциальной формы, в промежутки времени 18 и 19, характеризующие исправный подшипник, и подаются на второй вход блока 6 сравнения, где сравниваются с сигналами 14 диагностируемого подшипника.

Выходной сигнал 20 блока 6 сравнения подается через коммутатор 7, управляемый прямоугольными импульсами 16 формирователя 4 импульсов, на второй детектор 8, который срезает отрицательные составляющие входного сигнала. Коммутатор 7 пропускает сигнал в течение промежутка времени

19 отсутствия прямоугольных импульсов., Продетектированный сигнал 21 поступает на информационный вход интегратора 9, находящегося в режиме интегрирования, который управляется блоком 10 управления, который, в свою очередь, управляется

55 прямоугольными импульсами 16 формирователя 4 импульсов. В течение промежутка времени 18 действия прямоугольного импульса блок 10 управления замыкает цепь сброса интегратора 9 на нулевое: ачение, По истечении времени 18 блок 10 управления размыкает цепь сброса интегратора 9 и после этого он переходит в режим интегрирования. Сигнал 22 выхода интегратора 9 поступает на сигнальный вход компаратора

11, на установочный вход которого подается эталонное напряжение 23, Если амплитуда сигнала 22 превысит амплитуду эталонного напряжения 23, то на выходе компаратора

11 появится напряжение 24, поступающее в регистратор 13, информирующий о дефекте диагностируемого подшипника.

Таким образом, предлагаемые способ и устройство повышают достоверность результатов диагностирования подшипников качения, так как, по сравнению с прототипом, при обработке сигналов вибрации подLLIèïíèков информация, содержащаяся в первоначальном сигнале вибрации практически не теряется, Кроме этого, сравнение сигнала вибрации подшипника с экспоненциальным сигналом, характеризующим исправный подшипник, а затем обработка результатов сравнения приводит к тому, что можно определить техническое состояние диагностируемого подшипника.

Формула изобретения

1. Способ виброакустической диагностики подшипников качения, заключающийся в том, что регистрируют сигнал вибрации испытуемого вращающегося нагруженного подшипника, непрерывно измеряют этот сигнал, преобразуют полученный сигнал в прямоугольный импульс, интегрируют его во времени и, сравнивая результат интегрирования с эталонным напряжением, определяют состояние подшипника, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов диагностирования, измеренный сигнал вибрации подшипника дополнительно сравнивают . с экспоненциальным сигналом, характеризующим исправный подшипник, и результат сравнения перед интегрированием его во времени детектируют.

2. Устройство для виброакустической диагностики подшипников качения, содержащее последовательно соединенные вибродатчик, фильтр и первый детектор и последовательно соединенные интегратор, компаратор и регистратор, о т л и ч а ю щ в е с я тем, что, с целью повышения достоверности результатов диагностирования,. оно снабжено последовательно соединенными

1582044 формирователем импульсов, экспоненциальным преобразователем, блоком сравнения, коммутатором, вторым детектором, выход которого соединен с входом интегратора, блоком управления. выход которого соединен с вторым входом интегратора, источником эталонного напряжения, выход е которого соединен с вторым входом компаратора, при этом выход первого детектора соединен с вторым входом блока сравнения и входом формирователя импульсов, выход

5 которого соединен с вторым входом коммутатора и первым входом блока управления.

1582044

Составитель В,Пучинский

Редактор Т.Парфенова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Н.Король

Заказ 2082 Тираж 437 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ виброакустической диагностики подшипников качения и устройство для его осуществления Способ виброакустической диагностики подшипников качения и устройство для его осуществления Способ виброакустической диагностики подшипников качения и устройство для его осуществления Способ виброакустической диагностики подшипников качения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике ресурсных испытаний машин и механизмов и может быть использовано в подшипниковой промышленности для регистрации начального момента разрушения иследуемого изделия при установлении его долговечности, а также непрерывного диагностирующего контроля за состоянием подшипниковых узлов бортовых систем транспортных средств в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля технического состояния поверхностей качения колец подшипников

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подшипниковых узлов

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, в частности к стенду для испытания подшипников скольжения, например, строительных и дорожных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностирования подшипниковых узлов в сборе с ротором в составе механизма, например подшипников шпинделей в составе шпиндельного барабана хлопкоуборочной машины

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при определении динамической составляющей осевой гидравлической силы, действует на рабочее колесо гидроагрегата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля действия нагрузочной машины при испытании подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, в частности к технике, контролирующей работу подшипника качения

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях деталей и узлов трения машин, в частности зубчатых муфт, работающих в условиях перекоса осей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх