Устройство для возбуждения синхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение надежности и экономичности. Для этого в устройстве для возбуждения синхронного электродвигателя тиристоры катодной группы управляемого преобразователя 1 управляются ключами 22 - 25 посредством блока 13 управления гасящим тиристором 10 узла 4 гашения поля и от блока 12 управления. Управляющие электроды тиристоров анодной группы преобразователя 1 через диоды 26, 28, 30 и ключи 27, 29, 31 соединены с анодным выходом преобразователя 1. Пусковые режимы синхронного двигателя 3 обеспечиваются пускозащитной цепью и элементами узла гашения поля 8: коммутирующим конденсатором 9, гасящим тиристором 10 и диодом 11, что позволяет повысить электромагнитный момент синхронного двигателя 3. Гашение магнитного поля синхронного двигателя 3 производится колебательным разрядом конденсатора 9 на обмотку возбуждения 2 при разомкнутых ключах 22, 23, 24, 25, 27, 29, 31. При достижении током в обмотке возбуждения 2 нулевого значения запирается тиристор 10 и перезаряженный в процессе гашения поля конденсатор 9 разряжается через диод 11 на обмотку возбуждения 2, изменяя направление тока в последней. 1 ил.

союз советских социАлистичесних

РЕСПУБЛИК (51) 5 Н 02 P 1/50, 9/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изОБРетениям и откРытиям пРи Гннт сссР

1 (21) 4624287/24-07 (22) 18. 10.88 (46) 15.10.90. Бюл. Р 38 (71) Днепродзержинский индустриаль° ный институт им. И.И.Арсеничева (72) В.Б.Низимов (53). 621.313.323.023.8(088,8) (56) Патент СИА 9,4038589, кл. 318-174, 1977.

Патент Японии Р 54-26685, кл. Н 02 Р 1/50, 1979.

Авторское свидетельство СССР

9 1377992, кл. Н 02 Р 9/12, 1986.

Авторское свидетельство СССР

Р 849398, кл. Н 02 P 3/18, 1979. ,:(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЩЦЕНИЯ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электро„„SU» 1599961 А 1

2 технике. Целью изобретения является повышение надежности и экономичности.

Для этого в устройстве для возбуждения синхронного электродвигателя тиристоры катодной группы управляемого преобразователя 1 управляются ключами 22 — 25 посредством блока 13 управления гасящим тиристором 10 ysла 4 гашения поля и от блока 12 управления. Управляющие электроды тиристоров анодной группы преобразователя 1 через диоды 26,28,30 и ключи .

27,29,31 соединены с анодным выходом преобразователя 1. Пусковые режимы синхронного двигателя 3 обеспечиваются пускозащитной цепью и элементами узла гашения поля 8: коммутирующим конденсатором 9, гасящим тиристором

1599961

10 и диодом 11, что позволяет повысить электромагнитный момент синхронного двигателя 3. Гашение магнитного поля синхронного двигателя 3 производится колебательным разрядом конденсатора 9 на обмотку возбуждения 2 при разомкнутых ключах 22 - 25,27,29,31, Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах возбуждения синхронных элект-15 рических машин, преимущественно синхронных электродвигателей.

Цель изобретения - повышение надежности и экономичности устройства.

На чертеже представлена электрическая схема устройства для возбуждения синхронного электродвигателя.

Устройство для возбуждения синхронногб электродвигателя содержит управ,ляемый преобразователь 1, составлен- 25 ный из соединенных между собой по мостовой схеме тиристоров анодной и катодной групп, выходы которого подключены к обмотке возбуждения 2 синхронного электродвигателя 3, и пуско- 30 защитную цепь 4, выполненную в виде встречно-параллельно соединенных тиристоров 5 и 6, включенных последова-. тельно с пусковым резистором 7, под" ключенную параллельно выходу преобразователя 1, узел 8 гашения поля, вы35 полненный в виде последовательно соединенных коммутирующего конденсатора

9 и гасящего тиристора 10, шунтированного встречно-включенным диодом 11 и параллельно пускозащитной цепи. Уст ройство содержит два блока 12 и 13 управления. Выходы блока 12 управления подключены к управляющим цепям тиристоров катодной группы преобразо- 45 вателя 1, а выход блока 13 — к управляющему входу цепи 14 управления тиристора 10. Цепь 14 управления тиристора 10 составлена из встречно-последовательно соединенных встречно включенных диода 15 и стабилизатора 16 и управляемого ключа 17, управляющий электрод которого образует управляющий вход этой цепи управления. Эта цепь включена межпу управляющим электродом тиристора 10 и анодным выходом преобразователя 1. Управляющие цепи тиристоров 5 и 6 составлены соответ-. ствен .о из диода 18 и стабилитрона 19, При достижении током в обмотке возбуждения 2 нулевого значения запирается тиристор 10 и перезаряженный в процессе гашения поля конденсатор 9 разряжается через диод 11 на обмотку возбуждения 2, изменяя направление тока в последней. 1 нл. диода 20 и стабилитрона 21 и включены между управляющим электродом и анодом тиристоров соответственно. В устройство введены замыкающие ключи 22 — 25.

Ключи 22 — 24 включены в цепи управления тиристоров катодной группы преобразователя 1, а ключ 25 — между дополнительным четвертым выходом блока

12 и катодным выходом преобразователя 1. Цепи управления тиристоров анодной группы преобразователя 1 составлены соответственно из последовательно соединенных между собой диода 26 и ключа 27, диода 28 и ключа 29, диода

30 и ключа 31. Каждая цепь включена между управляющим электродом соответствующего тиристора анодной группы и анодным выходом преобразователя 1.

Управляющие цепи ключей 22 — 25 соединены с. вторым выходом, а управляющие цепи ключей 27,29 и 31 — с третьим выходом блока 13 управления.

Устройство работает следующим образом.

При отключенном синхронном электродвигателе замкнут ключ 17, а ключи

22 — 25» 29 и 31 разомкнуты.

При подаче напряжения на статор синхронного двигателя 3 (коммутационный аппарат статора не показан) пус-, ковой ток от ЭДС обмотки возбуждения

2 замыкается через пускозащитную цепь

4 и узел 8 гашения поля, что приводит к емкостной компенсации части индуктивного сопротивления обмотки возбуждения и возрастанию электромагнитного момента по отношению к резисторному режиму пуска. При достижении ротором подсинхронной скорости подается сигнал на блок 13 управления гасящим тиристором (например, от реле пускового тока статора или блока скольжения), который размыкает ключ 17 и замыкает ключи 22 — 25,27,29,31, что приводит к включению преобразователя 1..При этом в обмотке возбуждения

2 появляется постоянный ток и происхо61 о ля повьппает надежность работы системы возбуждения при достаточно высоких ; энергетических показателях преобразователя.

5 15999 дит синхронизация электродвигателя 3.

Заряд коммутирующего конденсатора 9 происходит при включении преобразователя 1 через диод 11 напряжением необходимой полярности.

Форсированное гашение магнитного поля осуществляется следующим образом.

С помощью блока 13 (например, по сигналу максимально-токовой или нулевой защиты, а также при отключении статора 3) снимаются управляющие импульсы с преобразователя 1 ключами

22 — 25, поступаницие от блока 12, а также размыкаются ключи 27,29 и 31 с выдержкой времени, равной 1 — 2 периодам питающего напряжения, одновременно замыкается ключ 17 в цепи управления гасящим тиристором 10. При вклю- 20 чении гасящего тиристора 10 замыкается цепь коммутирующего конденсатора 9. При колебательном разряде коммутирующего конденсатора 9 происходит запирание преобразователя 1. После 25 запирания преобразователя 1 колебательный разряд конденсатора 9 форсированно снижает величину тока в контуре, образованном плюсовой обкладкой .конденсатора 9, обмоткой возбужце- 30 ния 2, гасящим тиристором 10, минусовой обкладкой конденсатора 9. При достижении током в обмотке возбуждения

2 нулевого значения перезаряженный конденсатор 9 разряжается на обмотку возбуждения 2 через диод 11, в результате чего происходит изменение направления тока в обмотке возбуждения 2, сопровождающееся устранением остаточной ЭДС обмотки статора. При неуспеш- 40 ном запирании преобразователя 1, например при исчезновении отпирающего импульса на включение гасящего тиристора 10, ток в обмотке возбуждения спадает под действием отрицательной 45 полуволны ЭДС преобразователя 1 и затем после размыкания ключей 27,29 и 31 обмотка возбуждения шунтируется . тиристорами катодной и анодной групп ,преобразователя 1, оставшимися в проводящем состоянии, чем исключается необходимость отключения возбудительного трансформатора или силового моста сильноточным коммутационным аппаратом. Это ведет к упрощению схемы

55 электроснабжения и повьппает надеж.ность самозапуска.

Таким образом, устройство для возбуждения синхронного электродвигатеФормула изобретения

Устройство для возбуждения синхронного электродвигателя, содержащее управляемый преобразователь с выходом для подключения к обмотке возбуждения синхронного электродвигателя, составленный из соединенных между собой по мостовой схеме катодной и анодной групп тиристоров, пускозащитную цепь, подключенную параллельно выходным зажимам преобразователя и составленную иэ последовательно соединенных между собой встречно-параллельно включенных двух тиристоров и гускового резистора, узел гашения поля, подключенный параллельно пускозащитной цепи и составленный из последовательно соединенных конденсатора и тиристора, шунтированного встречно включенным диодом, первый блок управления, выходами подключенный к управляющим цепям тиристоров катодной группы преобразователя, второй блок управления, выходом подключенный к управляющему входу цепи управления тиристора узла гашения, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности и экономичности, цепь управления каждого из тиристоров пускозащитной цепи составлена из последовательно соединенных диода и стабилитрона и включена между анодным выводом и управляющим входом одного из указанных тиристоров, цепь управления тиристором узла гашения выполиена в виде последовательно соединенных между собой управляемого ключа, управляющий электрод которого являет-. ся управляющим входом цепи управления, диода и стабилитрона, включенной между управляющим входом тиристора узла гашения и анодным выходом преобразователя, введены четыре управляемые ключа, три из которых включены последовательно в цепи управления тиристоров катодной группы преобразователя,. а четвертый управляемый ключ включен . между дополнительно снабженным четвертым выходом первым блоком управления и катодным выходом преобразователя, а каждая цепь управления тиристора анодной группы преобразователя

1599961

Составитель В.Тарасов

Редактор Н.Киштулинец Техред М.Ходанич Корректор О.Ципле

Заказ 3149 Тираж 454 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина, 101 составлена из последовательно соединенных диода и ключа и включена между управляющим электродом тиристора и анодным выходом преобразователя, а второй блок управления снабжен двумя дополнительными выходами, одич из которых соединен с управляющими электродами четырех введенных управляемых ключей, а другой — с управляющими входами ключей цепей управления тиристоров анодной группы преобразователя.

Устройство для возбуждения синхронного электродвигателя Устройство для возбуждения синхронного электродвигателя Устройство для возбуждения синхронного электродвигателя Устройство для возбуждения синхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к системам управления возбуждением синхронных машин, и может быть использовано для пуска синхронных электродвигателей

Изобретение относится к электроте.хнике

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах возбуждения синхронных машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска синхронных машин

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления пуском энергетических установок, содержащих паровую или газовую турбину или турбогенератор

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, где требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима и эксплуатация в загрязненных, влажных и агрессивных средах (электрическая тяга, шахтные подъемные механизмы и др.)
Наверх