Обучающее устройство

 

Изобретение относится к обучающим устройством и может быть использовано для обучения владению ручными инструментами, имеющими дисковый вращающийся орган. Отсутствие жесткой связи рамы позволяет перемещаться ей вокруг оси, однако круговому вращению рамы препятствуют пластинчатые пружины, взаимодействующие с конечными выключателями в случае превышения заданного усилия, отключая электропитание устройства. Для изменения усилия на ролики тупиковые выключатели выполнены с возможностью перемещения и фиксации. Они установлены на корпусе. Контроль бокового смещения имитатора рабочего инструмента осуществляется с помощью узла регистрации, закрепленного на корпусе с возможностью перемещения. Узел регистрации выполнен в виде установленных друг против друга /соосно/ четырех пар подпружиненных щупов. Щупы взаимодействуют с конечными выключателями и реостатами, которые электрически связаны с сигнальными лампами и самописцем. Шупы установлены с возможностью осевого перемещения, вращения и замены. Для установки заданного расстояния между торцовыми поверхностями шупов устройство оборудовано набором мерных пластин. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (g1)g G 09 В 19/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н д BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4477030/23-12 (22) 23.08.88 (46) 23.10.90. Бюл. М- 39 (71) Краснодарский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института по монтажным и специальным строительным работам (72) Л.В.Тушев, К.К.Котов, А,В.Дергилев, Л.К.Игнатущенко и А.Ф.Неживой (53) 621.93(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 896664. кл. G 09 В 19/24, 1979. (54) ОБУЧАЮЩКЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть исполь" эовано для обучения владению ручными инструментами, имеющими дисковый вращающийся орган. Отсутствие жесткой связи рамы позволяет перемещаться ей вокруг оси, однако круговому вращению рамы препятствуют пластинчатые пружины, взаимодействующие с конечными

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для обучения владению ручными инструментами, имеющими дисковый вращающийся орган.

Цель изобретения — повьппение дидактических возможностей, На чертеже изображено устройство, общий вид.

Обучающее устройство содержит имитатор 1 рабочего места, который снабжен узлом 2 крепления в виде хомутов для установки и закрепления имитато2 выключателями в случае превышения заданного усилия, отключая электропитание устройства. Для изменения усилия на ролики тупиковые выключатели выполнены с возможностью перемещения и фиксации. Они установлены на корпусе. Контроль бокового смещения имитатора рабочего инструмента осуществляется с помощью узла регистрации, закрепленного на корпусе с возможностью перемещения. Узел регистрации выполнен в виде установленных друг против друга (соосно) четырех пар подпружиненных щупов. Щупы взаимодействуют с конечными выключателями и реостатами, которые электрически свя-, заны с сигнальными лампами и самописцем. tgyrar установлены с возможностью осевого перемещения, вращения и замены. Для установки заданного расстояния между торцовыми поверхностями щупов устройство оборудовано набором мерных пластин. 1 ил. ра рабочего инструмента, имеющим корпус 3, внутри которого на оси 4 установлена рама 5, с роликами б и 7 на осях 8 и 9, взаимодействующих с пластинчатыми пружинами 10 и 11, которые, в свою очередь, взаимодействуют с конечными выключателями 12 и

13, установленными на корпусе 3 с возможностью перемещения, Эти узлы составляют датчик 14 осевого перемещения имитатора рабочего инструмента.

Кроме того, на корпусе 3 установлены с воэможностью перемещения и фик1601621 сации датчики 15, регистрирующие боковое смещение имитатора 16 рабочего .инструмента с дисковым рабочим органом 17. Датчики 15 включают подпружиненные щупы 18 и 19, пластины 20 для взаимодействия с конечными выклю чателями 21, реостаты 22. Конечные

,выключатели 21 электрически связ аны с сигнальнымилампами 23,а реостаты Ið !

22 с самописцем 24. Щупы 18 и 19

:,снабжены пружинами 25, которые возвра цают их в исходное положение после перемещения. Для установки заданного расстояния между торцовыми поверх иостями щупов 18 и 19 устройство имеет набор мерных пластин, Остановка вращающихся роликов 6 и 7 осуществля ется с помощью тормоза 26, установленного на оси 4 и подпружиненного 211 дружиной 27, Имитатор 1 рабочего места электрически связан с пультом 28 управлеиия, состоящим из блока 29 питания, автотрансформатора 30, который также 25

Электрически связан с имитатором 16 рабочего инструмента и самописцем 24.

Для обучения работе с использованием индивидуальных средств защиты работанщих в предлагаемом обучающем 30 устройстве применена система блокировки, которая выполнена и работает следующим образом: в защитный щиток

31 вмонтирован конечный выключатель

32 электрически связанньй с кнопкой

33 управления имитатора 16 рабочего инструмента, который может быть включен только при условии надевания щит ка 31 и срабатывания выключателя 32.

Эксплуатация обучающего устройст- 40 ва и процесс формирования навыков работы ручным инструментом с вращающимся дисковым рабочим органом осуществляется следующим образом.

Мастер производственного обучения устанавливает и закрепляет с помощью .хомутов 2 имитатор 1 рабочего места. Использование в устройстве хомутов 2 обеспечивает возможность располагать имитатор 1 рабочего места практически в любом пространственном положении и иа разной высоте от уровня поверхности опоры ног. Это позволяет формировать навыки работы в типичных рабочих позах: стой, стоя с наклоном туловища, на карточках и т.д. Затем устанавливается максимальное расстояние между торцовыми поверхностями щупов 18 и 19, Электрически связывает имитатор 1 рабочего места с пультом 28 управления, подключая к последнему имитатор 16 рабочего инструмента. С помощью автотрансформатора 30 устанавливают необходимую скорость вращения рабочего органа 17 имитатора 16.

Процесс обучения осуществляется в следующем порядке.

Учащийся формирует навыки удержания, включения и выключения имитатора 16 рабочего инструмента путем повторения упражнений. Затем подводи1 имитатор 16 к рабочей поверхности ролика 6 с клиновой канавкой, стараясь при этом не касаться дисковым рабочим органом 17 роликовых щупов. В случае бокового смещения имитатора 16 происходит его контакт со щупами 18 и перемещение последних, это приводит к включению в работу конечных выключателей 21 и реостата 22, Информация о перемещении щупов 18 с коничных выключателей 21 передается электрически на сигнальные лампы 23, которые зажигаются, сигнализируя об ошибке. Одновременно расстояние перемещения щупов 18 регистрируются реостатами 22 и фиксируются на ленте самописца 24.

В процессе обучения расстояние между щупами 18 уменьшается, 1

Наряду с навыком удержания имита" тора 16 в заданном пространственном положении учащиеся формируют навык приложения усилия, величина которого допустима по условиях безопасности труда. Для этого в устройстве используются пластинчатые пружины 10 и 11, которые связаны с роликами 6 и 7 и рамой 5. В момент приложения усилия, например, к ролику 6 рама 5 приходит в движение, но поскольку она соединена с пластинчатыми пружинами 10 и ll, то они тоже перемещаются, вступая во взаимодействие с конечными выключателями 12 и 13, которые отключают электропитание устройства в случае срабатывания одного из выключателей

12 и 13. Изменение величины усилия, при котором происходит срабатывание выключателей, осуществляется путем их приближения или удаления от пружин 10 и 11. Это обеспечивается тем что выключатели выполнены с воэ

1 можностью перемещения. После прек" ращения действия силы на ролики 6 м

5 16016 рама 5 за счет действия пластинчатых пружин 10 и ll принимает исходное положение.

С целью обеспечения максимально возможного приближения процесса обу5 чения к реальным условиям ролики 6 и

7 выполнены с возможностью вращения.

В момент соприкосновения вращающегося рабочего органа 17 с рабочей поверх- lð ностью роликов 6 и 7 последние начина" ют вращаться, что позволяет формировать навыки работы с включенным имитатором рабочего инструмента 16. Для остановки Вращающихся pOJIHKOB исполь 15

- зуется тормоз 26, установленный на оси 4, который при необходимости перемещается в сторону роликов и входит с ними во взаимодействие» Использование в тормозе 26 накладок, изготовлен- 2Р ных из материала с высоким коэффициентом трения, обеспечивает надежную ос- . тановку вращающихся роликов 6 и 7.Возвращение тормоза 26 в исходное положение осуществляется после прекращения действия силы человека с помощью пружины 25. Осевое перемещение инстру" мента при выполнении работ моделируется в устройстве за счет использования пружин 10 и 11 и их подвижного 30 соединения с рамой 5. Такое взаимодействие позволяет раме 5 под действием усилия, прилагаемого к роликам 6 и 7, перемещаться вместе с имитатором 16 рабочего инструмента. 35

После отработки навыков удержания имитатора 16 и формирования необходимой величины прилагаемого усилия на ролике 6 с клиновой канавкой для при- 40 нудительной установки имитататора 16, обучение продолжается с использованием ролика 7, у которого рабочая поверхность сферическая. Сфера выбрана не .лучайио, поскольку она усложняет 45 процесс обучения и обеспечивает воэ21 можиость осуществлять контроль за уровнем навыков.

В процессе обучения можно изменять расстояние между щупами 18, устанавливать имитатор рабочего места в различных пространственных положениях, изменять скорость вращения шпинделя имитатора 16 инструмента.

Обучанмцее устройство может найти широкое применение при подготовке ра" бочих, в функциональные обязанности которых входит эксплуатация ручных инструментов, имекицих вращакицийся дисковый рабочих орган.

Использование устройства обеспе" чит улучшение качества профессиональной подготовки, сокращение сроков обучения, снижение травматизма и повьппение производительности труда.

Формула иэ обретения

Обучающее устройство, содержащее имитатор рабочего места с установленными датчиками, соединенными с индикаторами, имитатор рабочего инструмента, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, имитатор рабочеГо места выполнен в виде корпуса с осью, на которой подвижно установ" лена рама с роликами, поверхность первого из которых сферическая, а поверхность второго имеет канавку в виде усеченного конуса, при этом оси каждого ролика кинематически связаны с пластинчатой пружиной, закрепленной на корпусе и установленной с возможностью взаимодействия с первым и вторым датчиками осевого перемещения, имитатора рабочего инструмента, а датчики бокового смещения имитатора рабочего инструмента установлены на корпусе по обе стороны каждого ролика симметрично их осей.

1601621

Составитель Г.Плотникова

Редактор Е.Папп Техред М.Дидык Корректор Т.Малец

Заказ 327! Тираж 385 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения ручной электродуговой сварке и может быть использовано в учебном процессе подготовки сварщиков

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия работы с такелажными инструментами при производстве различных монтажных операций

Изобретение относится к сварочному оборудованию, а именно к обучению сварщика обращению со сварочным инструментом

Изобретение относится к пособиям для заточки резца

Изобретение относится к устройствам для обучения сварщиков и может быть использовано в качестве техни- .ческого средства для обучения приемам ,и навыкам ручной и полуавтоматической сварки

Изобретение относится к техническим средствам обучения обращению с инструментами и может быть использовано в тренажерах сварщика для обучения: приемам и навыкам ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано в качестве технического средства для обучения приемам и навыкам ручной и полуавтоматической электросварки

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для отработки движений рук при работе на металлорежущих станках

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков

Изобретение относится к тренажеру для обучения сварщика ручной дуговой сварке плавящимся и неплавящимся электродом

Изобретение относится к способу определения параметров движения сварочной дуги при тренаже или тестировании сварщика на дуговых тренажерных системах
Наверх