Способ получения антифрикционной поверхности

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для получения антифрикционных (АФ) поверхностей (П) на деталях машин, работающих в узлах трения. Цель изобретения - повышение производительности способа износостойкости поверхности. Способ позволяет совместить операции нанесения АФ покрытия и финишную операцию поверхностного пластического деформирования. На исходную П наносят АФ покрытие из суспензии фторированного гексагонального нитрида бора в растворителе, например, с помощью пульверизатора, применяя одновременно к П с покрытием метод поверхностного пластического деформирования, например, выглаживание. Полученная АФ поверхность имеет шероховатость ниже в 1,5-2 раза, а износостойкость в 2 и более раз выше. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .

РЕСПУБЛИК . (19) (11) (51)5 F 16 С 33/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2.1) 4487166/31-27. (22) 04.07.88 (46) 15.12.90. Бюл. М 46 (71) Северо-Западный заочный политехнический институт (72) B.È.Îñòðoâñêèé, А.Б.Степанов, А П.Липов, Ю.Б.Куценок и Л.А.Ашкинази (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1052277, кл. В 05 d 3/12, 1983. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для получения антифрикционных (АФ) поверхностей (П) на

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционных поверхностей, предназначенных для работы в узлах трения.

Цель изобретения — повышение производительности способа, снижение шероховатости и повышение износостойкости поверхности.

Способ заключается в том, что на обрабатываемую поверхность наносят покрытие из антифрикционного материала, в качестве которого используют фторированный гексагональный нитрид бора, после чего ее подвергают поверхностному пластическому деформированию, которое осуществляют, например, выглаживанием

Способ реализуется следующим образом.

На поверхность вала из стали 45 160—

180 НВ наносят с помощью пульверизатора антифрикционное покрытие из суспензии деталях машин, работающих в узлах трения.

Цель изобретения — повышение производительностии способа износостойкости поверхности. Способ позволяет совместить операции нанесения АФ покрытия и финишную операцию поверхностного пластического деформирования. На исходную П наносят АФ покрытие из суспензии фторированного гексагонального нитрида бора в растворителе, например, с помощью пульверизатора, примеНяя одновременно к П с покрытием метод поверхностного пластического деформирования, например выглаживание. Полученная

АФ поверхность имеет шероховатость ниже в 1,5 — 2 раза, а износостойкость в 2 и более раэ выше. 1 табл. фторированного гексагонального нитрида . бора (дисперсность 1 — 5 мкм) в органическом растворителе, затем прикладывают нагрузку, применяя метод поверхностного пластического деформирования — выглаживание беэ применения дополнительных технологических смазочных сред. В результате произведенной таким образом механической активации поверхности подложки с нанесенным антифрикционным покрытием обеспечивается адгезия покрытия к подложке и получение антифрикционной поверхности.

Испытание суспензий фторированного гексагонального нитрида бора в качестве антифрикционных покрытий с изменением их концентрации от 3 до 450/. при использовании растворителей различного типа, а также при использовании фторированного гексагонального нитрида бора в чистом виде показали сравнительно равную эффективность его применения в предложенном

1613726

clloc008 получения, антифрикционной hoверх ности (см. табл.), Реализацию предложенного способа получения антифрикционной поверхности производили при выглаживании валов d = 40 мм иэ стали 45 16, — 180 Н8 на режимах Ч = 10 мlмин, $ -0,045 мм/об, Р3000Н. Индентор — минералокерамика OHT20, цилиндрический с радиусом Ч - 1,2 мм.

Испытания полученной антифрикционной поверхности вала на износостойкость производили при сухом трении по нему неподвижного сферического индентора б = 10 мм из стали ШХ 15 HRC,> 66, закрепленного в динамометре при нагрузке P = 50H, скорости трения Чтр = 20 м/мин, времени трения 15 мин, после чего производили замер следа износа на валу на микроскопе микротвердомера

IlMT-3.

Ш ероховатость поверхности перед операцией, выглаживания (после токарной обработки) R = 7,2 мкм.

° Испытания термопластов полиэтилена и полиамида А610, предложенного в прототипе, в аналогичных условиях {выглаживание поверхности вала с нанесенным покрытием) показало невозможность их выглаживания и создания антифрикционной поверхности ввиду разруйения этих покрытий индентором.

Исследования по изнашиванию полученной антифрикционной поверхности проводили нарежимахЧ=20мlмин, Р-50 ОН, = 15 мин.

Реализация предлагаемого способа получения антифрикционной поверхности представлена в таблице в сравнении с традиционными способами выглаживания с ис5 пользованием в качестве смазки масла индустриального И-20А и нанесением антифрикционного покрытия дисульфидом молибдена методом втирания.

Использование способа обеспечивает

10 снижение полученной антифрикционной поверхности в среднем в 1,4 раза, что повышает долговечность деталей машин, улучшает качество изделий машиностроения.

15 Формула изобретения

1. Способ получения антифрикционной поверхности путем нанесения на нее покрытия иэ антифрикционного материала и по20 следующего ее пластического деформирования, отличающийСя тем, что, с целью повышения производительности способа, снижения шероховатости и повышения иэносостойкости поверхности, операцию пла25 стического деформирования осуществляют путем поверхностного пластического деформирования, а в качестве антифрикционного материала используют фторированный гексагональный нитрид бора.

2. Способпоп.1,отличающийся тем, что поверхностное пластическое деформирование осуществляют выглаживанием.

1613726

Составитель Н. Долженкова

Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Редактор М. Келемеш

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3879 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ получения антифрикционной поверхности Способ получения антифрикционной поверхности Способ получения антифрикционной поверхности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к изготовлению подшипников скольжения для эксплуатации в высоконагруженных узлах трения и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства
Изобретение относится к приспособлению и машиностроению и может быть использовано в качестве опор в прецизионных приборах, опор роторов высокоскоростных турбин, компрессоров, устройств для контроля размеров, моментов трения, элементов памяти ЭВМ и т.д

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к порошковым антифрикционным композиционным материалам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении для покрытия трущихся поверхностей, в частности для пар трения, например поршень - гильза

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трехслойным вкладышам для использования в тяжелонагруженных подшипниках коленчатого вала тракторных и транспортных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам производства подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сопряженных деталях машин, работающих в узлах трения скольжения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам на основе меди, используемым в узлах трения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к средствам, предназначенным для соединения по меньшей мере двух элементов

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Наверх