Инструмент для обкатки зубчатых колес

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к деформирующему инструменту для калибровки зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности зубчатых колес за счет равномерной деформации припуска. Деформирующую поверхность зубьев изготавливают двояковыпуклой, очерченной по сопряженным в зоне делительной окружности эвольвентами. Инструмент может быть изготовлен с составной деформирующей поверхностью, части которой размещены на двух складных зубьях или на различных валках. Это позволяет отрабатывать любые зубчатые колеса и получить качественное изделие с высокой стойкостью обкатного инструмента. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s В 21 Н 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4635209/31-27 (22) 09.01.89 (46) 30.12.90. Бюл. М 48 (71) Физико-технический институт АН БССР (72) В.А.Горчаков, Н.И. Кравченко, А.B.Ñòåпаненко, В.А.Тиманюк и Г.Г.Шнитко (53) 621.771,67(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 599901, кл, В 21 Н 5/02. В 24 В 39/00, 1978. (54) ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБКАТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к деформируюИзобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к деформирующему инструменту для калибровки зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности зубчатых колес, На чертеже показана схема обкатки.

Инструмент выполнен таким образом, . что при калибровке зубчатого колеса материал припуска а по боковой поверхности зуба колеса перераспределяется да тех пор, пока толщина зуба по дуге делительной окружности уменьшится с величины v So до величины Як (чертеж, а). Очевидно, что при малой толщине припуска (0,03 — 0,04 m) и учитывая, что площадка контакта при взаимодействии калибрующего инструмента и обкатываемого колеса имеет весьма небольшую ширину, зависящую от величины обжатия эа оборот и радиуса кривизны боковой поверхности зубьев, а длина ее равна ширине зубчатого венца (при обкатке цилиндри„„5U„„1616749 А1 щему инструменту для калибровки зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности зубчатых колес за счет равномерной деформации припуска. Дефармирующую поверхность зубьев изготавливают двояковыпуклой, очерченной па сопряженным в зоне делительной окружности эвольвентам..

Инструмент может быть изготовлен с составной деформирующей поверхностью, части которой размещены на двух складных зубьях или на различных валках. Это позволяет отрабатывать любые зубчатые колеса и получать качественное изделие с высокой стойкостью обкатного инструмента. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. ческих колес) и, как правило, на два порядка превышает ширину, перемещение дефармируемого материала колеса к торцам зубьев весьма незначительно. В основном весь перемещенный абьем припуска смещается к головке и ножке зуба. При этом по мере абката перемещаемое количество материала непрерывно увеличивается и в точке пересечения боковой поверхности.с поверхностью окружности выступов колеса практически равно произведению площади, ограниченной точками KFDC (чертеж, а) на ширину зубчатого венца. Количество материала, смещаемого к ножке зуба колеса, будет равно произведению площади ABFK на ширину зубчатого венца. Эти изменения обьема дефармируемаго материала, а следовательно, и изменения усилия деформирования приводят к неравномерной упругой деформации зубьев валков и колеса, которую необходимо учитывать при расчете зубчатого валка. Эти положения хорошо ил1616749

mz cosa

tg arccos

cos а

k; а rozoBKu = агссоэ

mz cos а+ сЦ

2 z соза

tg агссоз

z + 2 jLhà,* + õ1 -ь у ) а ножки = arccos

m2 люстрируются результатами экспериментов. Расчет зубьев валков проводили на основе анализа точности колес после обкатки.

Практически суммарная упругая деформация зубьев колес и зубчатого валка в крайних точках боковой поверхности зуба, колеса и деформирующей поверхности зуба равна величине припуска а, При обработке колеса не модифицированными зубчатыми валками вместо эвольвентного профиля Эк (кривая 8FD), который должен быть получен, на колесе образуется профиль, ограниченный эвольвентами EF u

FC (чертеж, а), при этом максимальная величина отклонения равна а . Исходя из проведенного анализа геометрических параметров колес после обкатки, деформирующий профиль зубьев валка следует модифицировать таким образом, чтобы он при обкатке колес, изготовленных из материала, не вызывающего его деформацию (например, свинца), образовывал эуб, ограниченный эвольвентами ВК и KD. Производящий контур инструмента для изготовления зубчатого валка должен иметь вид, показанный на чертеже„б. Углы производящего .контура для головки и для ножки зуба валка рассчи.тывали по следующим зависимостям:

1ь = m z cosa, (1Л

Ргь =+ гь, — 1000, (2) а Ь

Ь а где rb — теоретический радиус основной окружности, мм; где k — коэффициент, учитывающий механические свойства материала и величину обжатия за один проход, определяемый экспериментально и равный,0;8-1,25.

В случае, когда возникают затруднения при изготовлении зубчатых валков с зубьями, имеющими сложный профиль боковой поверхности, с целью упрощения формы зубьев деформирующую поверхность выполняютют составной, части которой, имеющие различный угол производящего контура, располагают на соседних зубьях

m — модуль, мм;

z — числа зубьев обкатываемого колеса; а- угол нормального исходного контура, град;

Ггь — отклонение радиуСа основной ок

5 ружности от теоретического значения, мм; аг — припуск под финишную обработку по боковой поверхности зуба, замеренный по нормали к поверхности, мм;

Ь вЂ” длина боковой поверхности зуба, 10 определенная по диаграмме эвольвентомера, мм

V Ь, а — масштаб по осям ординат и абсцисс при замере по диаграмме эвольвентомера, 15 Необходимый для рассчета радиус основной окружности валка определим из зависимости гrb =m1 сова (1 âîé ) . (3)

I а Ь

br a

По известным в теории зубчатых зацеплений зависимостям определим Ь :

2 z cosa

25 bf — 1Я а Гссоэ (4) z+2 (h> +х1 — Лу) 4t где ha — коэффициент высоты головки исходного корпуса обкатываемого колеса;

x> — коэффициент смещения обкатываемого колеса;

Лу- коэффициент уравнительного сме щения.

Угол производящего контура головки и ножки зубьев валков определим из зависимости (3) после подстановки (4): или при четном количестве валков на раз

50 личных валках. В этом случае зубчатые валки устанавливают таким образом, чтобы зуб .одного из зубчатых валков находился против зуба Другого валка с отличающимся от первого зуба углом профиля.

55 При обкате колес с четным числом зубьев и в том случае, когда изготовить зубчатые валки со сложномодифицированным профилем (профиль двояковыпуклый) представляет определенные трудности, с целью повышения качества и точности обкатки, а

1616749 также с целью упрощения изготовления калибрующих валков каждый валок имеет различный профиль зубьев, причем количество валков преимущественно должно быть чет-. ным, Это вызвано тем, что при нечетном 5 количестве зубьев валка невозможно выполнить условие, при котором соседние зубья должны иметь различный угол производящего контура, а условие качественного обката таково, что число зубьев валка не 10 должно быть кратным числу зубьев обкатываемого кол эса.

Таким образом, боковая поверхность зубьев зубчатых валков может быть образована двумя эвольвентами, сопряженными в 15 зоне делительной окружности, имеющими каждая свою основную окружность (чертеж, а), или боковые поверхности соседних зубьев каждого валка имеют различный угол профиля (чертеж в). 20

При обкатке зубчатого колеса ножка зуба валка оформляет головку зуба обкатываемого колеса, а головка зуба — ножку зуба колеса, Благодаря тому, что эуб зубчатого 25 валка в поперечном сечении в зоне делительной окружности имеет как бы впадину, образующуюся при сопряжении эвольвент, очерчивающих головку и ножку зуба, при обкатке деформируемый металл, перемеща- 30 ясь к ножке и головке зуба, вызывает деформацию зуба зубчатого вал ка, и в результате суммарной деформации зубьев валков и упругого последействия материала обкатываемого колеса, боковая поверхность зубьев 35 колеса имеет профиль, соответствующийстандартному, с отклонениями в 5-7 раз меньше, чем до обкатки.

Рассмотрим обкат зубчатых колес инструментом, в котором угловая коррекция зу- 40 ба проведена по всей высоте на соседних зубьях и которые установлены таким образом, что зуб одного зубчатого валка расположен напротив зуба другого валка, имеющего угол профиля, отличный от угла 45 профиля зуба первого валка. Вследствие кинематики процесса и величины коэффици- .. ента перекрытия колесо боковой поверхностью головки зуба при обкате контактирует с деформирующей поверхностью ножки зуба валка, имеющего больший угол профиля, а поверхность ножки зуба колеса при обкатке контактирует с деформирующей поверхностью головки зуба валка. имеющего меньший угол профиля. При этом не участвуют в процессе обката боковые поверхно- сти головки зуба валка с большим углом профиля и ножки зуба валка с меньшим углом профиля, т.е. исправляющая способность обката остается такой же, как и при обкате валками с двояковыпуклой деформирующей поверхностью зубьев.

Таким образом, обкатка зубчатых колес модифицированным обкатным инструментом приводит к существенному повышению точности и позволяет отказаться от дорогостоящей операции эубошевингования, По отношению к прототипу и другим известным решениям предложенным инструментом для обкатки возможно обрабатывать любые цилиндрические зубчатые колеса и получать качественное изделие с высокой стойкостью обкатного инструмента.

Формула изобретения

1.Инструмент для обкатки зубчатых колес, содержащий зубчатые валки с деформирующими поверхностями зубьев, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности зубчатых колес эа счет равномерной деформации припуска, деформирующая поверхность в поперечном сечении выполнена двояковыпуклой и очерчена по направляющей, образованной двумя сопряженными между собой в зоне делительной окружности звольвентами.

2, Инструмент по и, 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем,.что деформирующая поверхность выполнена составной, а ее части расположены на двух соседних зубьях или на различных валках.

1616749

Составитель Е.Саяпин

Редактор М.Циткина Техред М.Моргентал Корректор И.Муска

Заказ 4086 Тираж 463 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Инструмент для обкатки зубчатых колес Инструмент для обкатки зубчатых колес Инструмент для обкатки зубчатых колес Инструмент для обкатки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к заготовкам для производства сложных деталей и может быть использовано при изготовлении зубчатых венцов

Изобретение относится к упрочняющей технике и технологии поверхностного пластического деформирования, а именно к пневмодинамическому упрочнению зубьев крупномодульных зубчатых колес

Изобретение относится к механической обработке металлов и предназначено для обработки рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес пластическим деформированием

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в машиностроении при изготовлении зубчатых колес

Изобретение относится к механической обработке металлов, а именно к станку для отделочно-упрочняющей обработки зубчатых колес обкатыванием

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к чистовому обкатыванию деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано преимущественно в устройствах для накатки зубчатых профилей с радиальной подачей накатников

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес для упрочнения впадины зуба

Изобретение относится к обработке металлов давлением и предназначено для изготовления раскаткой венцов зубчатых колес, в том числе гибких зубчатых колес волновых редукторов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для обработки зубчатых колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх