Способ определения зазора в кинематической цепи привода вращательного движения

 

Изобретение относится к техническим измерениям и может быть использовано при производстве и испытаниях металлорежущих станков. Цель изобретения - повышение точности измерения. Способ определения зазора в кинематической цепи привода вращательного движения заключается в том, что в одну и другую сторону вращают входной вал и производят синхронную запись изменения скорости вращения соответственно входного и выходного валов на осциллограммах, выделяют на графике, полученном для выходного вала, участок длиной Д I, на котором скорость вращения постоянна, и участок И, соответствующий периоду вращения выходного вала, на гр фике, полученном для входного вала, выдс ляют участок длиной 2, соответствующей периоду вращения входного вала, а веш ni- ну зазора Доопределяют по формуле. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 В 5/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4685924/28 (22) 30.03,89 (46) 23.02.91. Бюл. М 7 (71) Вильнюсский станкостроительный завод "Жальгирис" (72) П.А.Ратомский и Ж.П,Ратомский (53) 531.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1000738, кл, G 01 В 5/20, 1981, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В

КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПРИВОДА ВPAЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к техническим измерениям и может быть использовано при производстве и испытаниях металлорежущих станков. Цель изобретения — повыИзобретение относится к области измерений и может быть использовано при производстве и испытаниях металлорежущих станков, Целью изобретения является повышение точности измерения за счет синхронной записи углов поворота входного и выходного валов при реверсивном вращении.

На фиг. 1 изображена схема устройства, реализующего, предлагаемый способ, на фиг. 2 — осциллограммы вращения входного и выходного валов.

Устройство для определения зазора в кинематической цепи привода, например, фрезерного станка содержит электродвигатель 1, соединенный валом 2 (входной вал) и муфтой 3 с валом 4, на котором установлены зубчатые колеса 5 и 6. Зубчатое колесо 6 сопряжено с колесом 7, установленным на валу 8, на котором расположены зубчатые

„„5Ц„„1629739 А1 шение точности измерения. Способ определения зазора в кинематической цепи привода вращательного движения заключается в том, что в одну и другую сторону вращают входной вал и производят синхронную запись изменения скорости вращения соответственно входного и выходного валов на осциллограммах, выделяют на графике, полученном для выходного вала, участок длиной h t, на котором скорость вращения постоянна, и участок 11, соответствующий периоду вращения выходного вала, на гра фике, полученном для входного вала, выдс ляют участок длиной lz, соответствующей периоду вращения входного вала, а величину зазора h p определяют па формуле, 2 ил, колеса 9 — 12. Зубчатое колесо 12 сопряжено с зубчатым колесом 13, установленным на выходном валу 14 привода, на котором также расположены зубчатые колеса 15 и 16.

Входной 2 и выходной 14 валы привода посредством муфт 17 и 18 соединены соответственно с узлами 19 и 20 отсчета угла поворота, которые в свою очередь связаны электрически с самопишущим прибором 21, подключенным к источнику 22 электропитания.

Включают электродвигатель 1, синхронно записывают осциллограммы 23 и 24 вращения входного 2 и выходного 14 валов.

Вводят в зацепление, например, зубчатые пары колес би 7, 12 и 13. Вкл очают самопишущий прибор 21, узлы 19 и 20 отсчета угла поворота. Вращение от вала 2, муфты 3, зубчатых колес 6, 7, 12 и 13, валов 4 и 8 передается выходному валу 14 и посредст1629739

Составитель В.Егоров

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корректор И.Муска

Редактор И.Горная., Заказ 431 Тираж 375 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101 вом муфты 18 узлу 20 отсчета угла поворота, а с другой стороны от вала 2 и муфты 17— второму узлу 19 отсчета угла поворота. Затем реверсивным переключением вращения электродвигателя 1 продолжают запись 5 осциллограмм 23 и 24. Выделяют на осциллограмме 24, вращения выходного вала 14 участок Ь I, на котором записанный сигнал не изменяется во времени, а также выделяют на осциллограммах 23 и 24длины I> и4, 10 равные периодам вращения соответственно входного 2 и выходного 14 валов. По полученным величинам определяют значение зазора Ар в кинематической цепи привода, используя выражение 15 зло ° л

Формула изобретения

Способ определения зазора в кинематической цепи привода вращательного движения, заключающийся в том, что в одну и другую сторону вращают входной вал и измеряют углы поворота входного и выходного валов и по разности показаний определяют зазоры в кинематической цепи, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, производят синхронную запись изменения скорости вращения соответственно входного и выходного валов, выделяют на графике, полученном для выходного вала, участок длиной Л I, на котором скорость вращения постоянна, и участок длиной I<, соответствующий периоду вращения выходного вала, на графике, полученном для входного вала, выделяют участок длиной Iz, соответствующей периоду вращения входного вала, а величину зазора Л р определяют из условия

360 A I

И вЂ” г

Способ определения зазора в кинематической цепи привода вращательного движения Способ определения зазора в кинематической цепи привода вращательного движения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике,а именно к сельскохозяйственному приборостроению

Изобретение относится к измерительной технике и можетбыть использовано для измерения линейных размеров и межцентроного расстояния отверстий

Изобретение относится к измеритель ной технике

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для контроля смещения и перекоса шпоночных пазов на валах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для измерения радиальных зазоров в подшипниковых узлах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля расположения главных и дополнительных полюсов в отверстиях станин электрических машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для измерения межосевых расстояний отверстий

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний и диаметров отверстий с параллельными осями

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх