Устройство для обучения водителей транспортных средств

 

Изобретение относится к устройствам обучения и может найти применение в автомобильных и им подобных тренажерах при подготовке и проверке квалификации водителей. Целью изобретения является повышение эффективности обучения на тренажере за счет аппаратурного обеспечения возможности формирования у обучаемых моторных навыков в управлении транспортным средством, обеспечение учета индивидуальных особенностей обучаемых за счет организации работы устройства в режиме "Самоконтроль" и ждущего режима работы блоков, организация аппаратурного анализа информации, необходимой для определения качества подготовки обучаемого. Устройство снабжено задатчиком последвательности действий, блоком анализа ошибок и блоком счета времени выполнения учебных программ. Обучаемый выполняет требуемые алгоритмом программы действия по управлению тренажером. Алгоритм действий в устройстве закладывается конструктивно и выполняется с максимальным подобием той последовательности действий, которую необходимо выполнять водителю при управлении реальным автомобилем. Анализ качества проведенного вождения на тренажере с помощью предлагаемого устройства осуществляется как укрупненный (по общему числу ошибок и времени выполнения программ), так и дифференцированный по каждому органу управления транспортного средства с указанием моментов (задач) в учебной программе, где были допущены ошибки.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1126 А1

„„SU(III ьо 4 G 09 В /04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4207019/40-11 (22) 13.01.87 (46) 23,12.89. Бюл. М 47 (71) Харьковское конструкторско-технологическое бюро ЦК ДОСААФ СССР (72) А.П.Лавриненко и M.ß.Áåðíøòåéí (53) 681.136.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1008765, кл. С 09 В 9/04, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к устройствам обучения и может найти применение в автомобильных и им подобных тренажерах при подготовке и проверке квалификации водителей. Целью изобретения является повышение эффективности обучения на тренажере за счет аппаратурного обеспечения возможности формирования у обучаемых моторных навыков в управлении транспортным средством, обеспечение учета индивидуальных особенностей обучаемых за счет организации работы устройства в режиИзобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение в автомобильных и им подобных тренажерах при подготовке и проверке квалификации водителей.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения.

На чертеже представлена функциональная блок-схема предложенного устройства.

2 ме "Самоконтроль" и ждущего режима работы блоков, организация аппаратурного анализа информации, необходимой для определения качества подготовки обучаемого. Устройство снабжено задатчиком последовательности действий, блоком анализа ошибок и блоком счета времени выполнения учебных программ. Обучаемый выполняет требуемые алгоритмом программы действия по управлению тренажером. Алгоритм действий в устройстве закладывается конструктивно и выполняется с максимальным подобием той последовательности действий, которую необходимо выполнять водителю при управлении реальным ав- а томобилем. Анализ качества проведенного вождения на тренажере с помощью предлагаемого устройства осуществляется как укрупненный (Ro общему числу ошибок и времени выполнения прог- рамм), так и дифференцированный по 2 каждому органу управления тренспортного средства с указанием моментов . мы (задач) в учебной программе, где бы- (;д ли допущены ошибки. 2 з.п.ф-лы, 1 ил. (А

Устройство содержит блок 1 датчиков положения органов 2 управления, расположенных на рабочем месте обучаемого, выход которого соединен с входом блока 3 моделирования динамики движения, подключенного выходом к входу блока 3 логического контроля последовательности действий, другие входы которого соединены с выходом блока 1 датчиков положения орга1531126 нов 2 управления и задатчика 5 последовательности действий, а выходы с входом блока 6 оценки, входом задагчика 5 последовательности действий и блоком 7 индикации.

Входы блока 6 оценки подключены к выходу задатчиков 8 и 9 режима обучения, а выход - к одному из входов блока 10 индикации, другой вход которого соединен с одним из выходов блока 11 .",нализа ошибок, другой выход которого подключен к одному из входов блока 12 адаптации, другие входы которого соединены с выходом задатчика

13 программы обучения и блока 4 логи«еского контроля последовательности де ° 1стций, "стройство содержит блок 14 счета воемени. Инструктор с помощью задат20 чика 9 режима обучения задает один и.< режимов обучения на тренажере

"Ко <трольн либо "Самоконтроль".

В режиме Самоконтроль" управление роцессом обучения передается на эадагчик 8 режима обучения. При этом лгу емый в зависимости от его начальной тренированности и с соблюдением принципа "от простого к сложjr (у" определяет необходимую после-.

30 довэтельность выполнения программ в процессе обучения путем нажатия на

-одну иэ кнопок переключателя "Прогр-: мма" и одновременно производит установку B исходное состояние задатчика 13 программы обучения блока 6 — 35

",ценки, блока 11 анэлиза ошибок и бгока 14 счета времени выполнения учебных программ.

В режиме "Контроль" управление процессом обучения осуществляется задатчиком 9, при этом инструктор сам определяет и задает обучаемому требуемую последовательность выполнения программ путем соответствующих переключений аналогичного переключате- 45 ля "Программа", а также производит устано<ку в исходное состояние задатчика 13 и блоков 6, 11 и 14.

Независимо от режима обучения ("Контрольн или "Самоконтроль" ) 50 ооучаемый выполняет требуемые алгоритмом программы действия по управлению тренажером. Ллгоритм действий в устройстве закладывается констоуктивно и вьполняется с максимальным 55 подобием той последовательности действий, которую необходимо выполнять водителю при управлении реальным автомобилем. Последовательность действий, которые при управлении автомобилем необходимо выполнять в строгой очередности заложена в устройстве жестко, т.е. не допускает перестановок при их выполнении ° В то же время те действия, которые при управлении автомобилем не являются обязательными, либо допускают изменения в послевательности при их выполнении, аналогично заложены и в алгоритме устройства, т.е. не являются обязательными либо допускают определенные изменения последовательности их выполнения, При выполнении программ обучаемый воздействует на блок 2 органов управления (педалей сцепления, рабочего тормоза, управления дросселями, рычага переключения передач, рычага раздаточной коробки, стояночного тормоза переключателя, указателя поворотов и т.п.). Блок 1 датчиков сбора информации преобразует механические перемещения органов управления в электрические сигналы. Сигналы с блока 1 датчиков сбора информации поступают в блок 7 индикации для обучающего в блок 4 логического контроля последовательности действий и в блок 3 моделирования динамики движения. В зависимости от режима "Контроль" или "Самоконтроль" сигналы программ в эадатчик 13 поступают или с задатчика 9, или с задатчика 8.

В эадатчике 13 происходит формиро вание команд в зависимости от сигнала программы. Сигналы команд поступают в задатчик 5 последовательности действий, в блок ll анализа ошибок, в блок 12 адаптации и в блок 10 индикации. В блок 14 счета времени выполнения учебных программ поступает сигнал начала выполнения программы с задатчика 13, по которому начинается отсчет времени. В задатчике 5 формируетсл заданная последовательность действий в каждой из команд. Сигналы заданной последовательности действий с эадатчика 5 поступают в блок 4 логического контроля последовательности действий, где сравниваются с сигналами действий обучаемого последующими с блока 1 датчиков. Если алгоритм действий обучаемым не нарушен, то сигнал совпадения поступает с блока

4 в эадатчик 5 для смены заданного действия на последующее.

126 6

5 1531

При выполнении последнего дейст- вия в команде сигналы смены команды с задатчика поступают в задатчик

13. При выполнении последней команды в программе с задатчика 13 в блок 14 счета времени выполнения учебных команд поступает сигнал останова счета времени.

Сигналы на индикатор времени выполнения программы поступают с блока

14 в блок 10 индикации информации для обучаемого.

При несовпадении заданного программой и совершаемого действия в блоке 4 логического контроля последовательности действий анализируется совершенное действие. Если оно является допускаемым по алгоритму действий, то сигнал ошибки не вырабатывается, в противном случае общий сигнал ошибки поступает в бпок 2 индикации информации для обучаемого. В блоке 10 высвечивается транспарант "Неверно".

Сигнал дифференцированной ошибки по каждому из органов управления поступает в блок 8 объективной оценки и в блок 11 анализа ошибок. После возврата обучаемым органа управления, по которому была совершена ошибка, в предыдущее состояние, т.е. после устранения допущенной ошибки транспарант

"Неверно" гаснет и обучаемый может продолжать выполнение программы.

При совершении грубой ошибки сигнал с блока 3 моделирования динамики движения поступает в блок 4 логического контроля последовательности действий, а с блока 4 — в блок 12 адаптации, где происходит анализ допущенной ошибки в зависимости от заданной для обучаемого обстановки.

Если допущенная ошибка могла привести к "аварийной" ситуации, то с блока 12 в задатчик 13 поступает сигнал изменения команды обучения. В задатчике 13 происходит формирование команды в соответствии с поступившим сигналом. В этом случае выполнение программы начинается сначала, т.е. происходит повторение обучения в тех же условиях, а счет ошибок и времени выполнения программы продолжается.

Если обучаемый после совершения ошибки своевременно не устраняет ее и допускает еще одну ошибку любым органом управления сигнал с блока 11 анализа ошибок поступает в блок 12, где формируется импульс установки

55 в исходное состояние задатчиков 13, 5 блока 4. 8 этом случае, как и в предыдущем, выполнение программы начинается сначала, а счет ошибок и времени выполнения программы продолжается °

После выполнения всей программы с пульта управления обучаемого на блок 11 анализа ошибок и блок 6 оценки поступают сигналы на анализ действий обучаемого по каждому из органов управления. При этом с блока 6 оценки на блок 11 индикации информации для обучаемого поступают сигналы количества ошибок по каждому анализируемому органу управления, а с блока 11 анализа ошибок — на блок 10 индикации сигналы команд, в которых были допущены ошибки по анализируемому органу управления. С блока 14 на блок 10 поступает сигнал времени выполнения программы в целом.

Таким образом, обучаемый в режиме

"Самоконтроль" получает возможность самостоятельно (без помощи инструктора) обучаться на тренажере и получать информацию о правильности либо ошибочности выполняемых им операций по управлению транспортного средства, анализировать по окончанию программы допускаемые им ошибки во времени и дифференцированно по каждому органу управления. исправлять допускаемые ошибки при обучении путем многократных тренировок.

В режиме "Контроль" функции управления процессом обучения вследствие проводимых аппаратурных переключений передаются инструктору ° Вся информация о качестве подготовки обучаемого передается на пульт обучающего. При этом в случае необходимости инструктор имеет возможность в контакте с обучаемым непосредственно на месте произвести аппаратурный анализ проведенного вождения при обучении на тренажере и дать рекомендации по устранению обнаруженных ошибок.

Анализ качества проведенного вождения на тренажере с помощью предлагаемого устройства осуществляется как укрупненный (по общему числу ошибок и времени выполнения программ), так и дифференцированный по каждому органу управления транспортного средства с указанием моментов (задач) в учебной программе, где были допущены ошибки.

1531126

Предлагаемое устройство позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемого эа счет аппаратурного обеспечения возможности подачи пос5 ледующей учебной команды только после правильного выполнения последовательности действий в предыдущей. формула изобретения

1. Устройство для обучения водителей транспортных средств, содержащее рабочее место обучаемого с органами управления и блоком датчиков их положения, выход которого соединен с входом блока моделирования динамики движения, подключенного выходом к первому входу блока логического контроля последовательности действий, первый выход которого соединен с одним из входов блока оценки, подключенного выходом к первому входу первого бло-. ка индикации, блок адаптации и задатчик программы обучения, второй блок 25 индикации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно снабжено задатчиком последовательности действий, первый вход которого соединен с выходом задатчика программы обучения, второй — с вторым выходом блока логического контроля последовательности действий, а выходы соответственно — с первым входом задатчика программы обучения и вторым входом блока логичес35 кого контроля последовательности действий, третий вход когорого соединен с вторым выходом блока датчиков положения органов управления, а второй и третий выходы соответственно - с первым входом блока адаптации, с первым входом второго блока индикации и с вторым входом блока индикации, третий вход которого подключен к выходу эадатчика программы обучения, а второй вход второго блока индикации связан с выходом блока датчиков положения органов управления.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено эадатчиками режима обучения, первый из которых соединен одним выходом с входом второго эадатчика режима обучения, а другим - с входом задатчика программы обучения, с которым соединен первый выход второго задатчика режима обучения.

3. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено блоком анализа ошибок и блоком счета времени, входы которого соединены соответственно с выходом эадатчика программы обучения и вторым выходом второго задатчика режима обучения, при этом входы блока анализа ошибок соединены соответственно с первым выходом блока логического контроля последовательности действий, с выходом задатчика программы обучения и выходом блока счета времени, а выходы соответственно - с четвертым входом блока индикации, пятый выход которого соединен с выходом блока счета времени.

1531126

Составитель Л. Резникова

Техред M. Ходанич Корректор Т.Палий

Редактор Г.Волкова

Заказ 7959/52 Тираж 469 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Гагарина, 101

Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами при его боковом заносе и снижении устойчивости на скользких дорогах

Изобретение относится к техническим средствам моделирования и обучения управлению дорожным движением и может быть использовано для исследования режимов и характеристик движения транспортных средств на улично-дорожной сети в условиях светофорного регулирования

Изобретение относится к техническим средствам обучения и обеспечивает повышение надежности тренажера

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей управлению транспортным средством при взаимодействии на дороге с другими участниками движения в условиях объездов и обгонов

Изобретение относится к техническим устройствам обучения водителей транспортных средств , в частности, автомобилей

Изобретение относится к созданию средств для моделирования работы операторов различных перемещающихся по земной поверхности транспортных средств, более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет значительно расширить диапазон решаемых задач при обучении правилам движения транспорта на регулируемых перекрестках путем создания большого числа различных дорожных ситуаций

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и обеспечивает повьмение эффективности обучения

Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх