Коробка передач
Изобретение относится к машиностроению Цель изобретения - повышение надежности работы коробки передач Переходные зубчатые элементы 5 коробки передач, соединяющие смежные зубчатые колеса 4 на барабане 3 выполнены в виде винтообразных зубчатых гребней расположенных по два между каждыми смежными зубчатыми колесами 4 и имеющих противоположные углы подъема винтовой линии Ось ведущего вала 1, на котором установлен барабан 3 и ось промежуточного вала 8 на которой установлены шестерни 9 и 10 расположены под углом 0° (I 90° а шестерня 9 установлена на промежуточном валу 8 так, что ось шестерни 9 параллельна оси ведущего вала 1 7 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s1>s F 16 Н 59/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4653872/28 (22) 17.01.89 (46) 23.06.91. Бюл, ¹ 23 (72) Д.С,Савенок (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹- 838190,,кл. F 16 Н 5/44, 1979. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности работы коробки передач.
Переходные зубчатые элементы 5 коробки
„„5U „„1657799 А1 передач, соединяющие смежные зубчатые колеса 4 на барабане 3, выполнены в виде винтообраэных зубчатых гребней, расположенных по два между каждыми смежными зубчатыми колесами 4 и имеющих противоположные углы подьема винтовой линии.
Ось ведущего вала 1, на котором установлен барабан 3, и ось промежуточного вала 8. на которой установлены шестерни 9 и 10. расо о положены под углом 0 <а < 90 . а шестерня 9 установлена на промежуточном валу
8 так, что ось шестерни 9 параллельна оси ведущего вала 1. 7 ил.
I0
Ql 4
4 О
1657799
Изобретение относится к машиностроению, в частности к эуб«атым передачам со ступенчатым изменением скорости, и может применяться для переключения скоростей в металлообрабатывающих станках, Целью изобретения является повышение надежности работы коробки передач эа счет обеспечения плавного переключения скоростей под нагрузкой.
На фиг, 1 изображена коробка передач, общий вид, разрез; на фиг. 2 — барабан, общий вид, аксонометрия; на фиг, 3 — участок А — Б на фиг. 2; на фиг, 4 — участок А,—
Б„на фиг, 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 2; на фиг. 6 — вид Г на фиг. 2; на фиг. 7 — вид Д на фиг. 2.
Коробка передач содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы и устройство для связи этих валов между собой, На ведущем валу 1 установлен с воэможностью осевого перемещения барабан 3 с набором жестко закрепленных на нем зубчатых колес 4 различного диаметра и переходными зубчатыми элементами 5 для связи смежных зубчатых колес 4 между собой. Переходные зубчатые элементы 5 выполнены в виде двух винтообразных зубчатых гребней с противоположными углами подъема винтовой линии и имеют участки 6 с плавным изменением радиуса делительной окружности и участки 7 (А-Б) и (Ai-Б ) (см, фиг. 2) с постоянным радиусом делительной окружности, на которых зубья переходных элементов 5 совмещены и индентичны зубьям зубчатых колес 4.
Устройство для связи ведущего 1 и ведомого 2 валов выполнено в виде промежуточного вала 8, на котором установлены шестерни 9 и 10 с воэможностью осевого перемещения. Шестерня 9 соединена с зубчатыми колесами 4 барабана 3, а шестерня
10 — с ведомым валом 2. Оси ведущего 1 и промежуточного 8 валов расположены под углом 0 <а <90, а оси ведущего вала
1 и шестерни 9 параллельны между собой.
Коробка передач работает следующим образом.
Вращение от ведущего вала 1 через шлицевое соединение передается барабану
3. Через одно иэ зубчатых колес 4 барабана
3 вращение передается шестерне 9, от нее через шестерню-втулку (не показана) — шестерне 10 и далее на ведомый вал 2, Для переключения скорости барабан 3 перемещают в осевом направлении по шлицам ведущего вала 1 до тех пор, пока шестерня 9 не перейдет с одного иэ зубчатых колес 4 на один иэ зубчатых гребней 5. Переход осуществляется на участке 7, где эубчэтый гребень 5 имеет одинаковый с ближайшим зубчатым колесом 4 радиус делительной окружности. B этот момент осевое движение по ведущему валу 1 барабана 3 прекращается. Как только шестерня 9 дойдет до участка 6 зубчатого гребня 5, где начинается плавное изменение радиуса делительной окружности гребня, начинается движение шестерни 9 вдоль оси промежу10 точного вала 8, а вместе с ней и шестернивтулки. Благодаря тому, что ведущий вал 1 и промежуточный вал 8 установлены под углом один к другому, шестерня 9 при движении вдоль оси промежуточного вала 8 катится по зубчатому гребню 5 барабана 3 до тех пор, пока она (шестерня 9) не дойдет до места пересечения двух гребней, где на15 ходится общий для пересекающихся гребней участок 7 с постоянным радиусом делительной окружности. Как только уча20 сток 7 пройдет промежуточная шестерня 9, прекращается осевое перемещение барабана 3 и начинается движение шестерни 9 и шестерни-втулки до тех пор, пока шестерня
9 не выйдет на участок зубчатого гребня 5 на котором гребень сливается со смежным рабочим зубчатым колесом 4 барабана 3 и имеет с этим рабочим колесом одинаковый радиус делительной окружности. В этот момент движение шестерни 9 по промежуточному валу 8 прекращается, а барабан 3 перемещается вдоль оси ведущего вала 1 на величину, достаточную для перехода шестерни 9 с винтообразного зубчатого гребня
5 на смежное рабочее колесо 4 барабана 3.
Формула изобретения
Коробка передач, содержащая ведущий и ведомый валы. установленный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения барабан с набором жестко закрепленных на нем зубчатых колес различного диаметра и переходными зубчатыми элементами для связи смежных зубчатых колес между собой, переходные зубчатые элементы выполнены с участками с плавным изменением радиуса делительной окружности и с участками с постоянным радиусом делительной окружности, на которых зубья переходных элементов совмещены и индентичны зубьям зубчатых колес, и устройство для связи ведущего и ведомого валов. включающее две шестерни, отличающаяся тем. что, с целью повышения надежности работы, переходные зубчатые элементы. соединяющие смежные зубчатые колеса, выполнены в виде двух винтообразных зубчатых гребней с противоположными углами подъема
1657799 винтовой линии, устройство для связи ведущего и ведомого валов выполнено в виде промежуточного вала, на котором установлены упомянутые шестерни с возможностью осевого перемещения, одна из шестерен соединена с зубчатыми колесами барабана а другая с ведомым валом ос ведущего и промежуточного валов расположе ны под углом 0" < а < 90 . а оси ведущего вала и шестерни. связанной с зубчатыми колесами барабана. параллельны между собой.
1657799
Фиг. 4
Bud 8
1657799
Редактор И,Шулла
Заказ 1702 Тираж 388 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". г; Ужгород, ул.Гагарина, 101
Bud!
А Б
Составитель Н.Хлюпин
Техред M.Ìoðãåí Tàë
Фиг. 7
Корректор А.Осауленко