Датчик момента нагрузки двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение точности определения момента нагрузки путем одновременного вычисления приведенного «с валу двигателя момента инерции нагрузки. В блоке оценивания, не содержащем дифференцирующих звеньев и обладающем повышенной помехоустойчивостью , производится оценка приведенного момента инерции, используемого в блоке вычисления момента нагрузки, что позволяет устранить погрешность определения момента нагрузки, обусловленную изменением приведенного момента инерции нагрузки 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю 6 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ K0MVlTET

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

° В

Я (Л

OO

О

О (21) 4674930/06 (22) 05,04.89 (46) 23.06,91, Бюл, N. 23 (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) В.И. Долбенков, Д,А. Оголихин и М.А. Оголихин (53) 621.436.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1574876, кл. F 02 0 5/00, 1988. (54)ДАТЧИК МОМЕН TA НАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для измерения момента нагрузки двигателей, и может быть использовано при испытаниях двигателей внутреннего сгорания (ДВС), Цель изобретения — повышение точности определения момента нагрузки.

На чертеже представлена структурная функциональная схема датчика момента нагрузки.

Датчик момента нагрузки содержит датчик 1 перемещения топливодоэирующего органа двигателя 2, датчик 3 частоты вращения двигателя, блок 4 вычисления эквивалентного крутящего момента двигателя, первый блок 5 умножения. сумматор 6 с тремя входами, первый интегратор 7, измеритель 8 рассогласования, усилитель 9 с коэффициентом передачи (к.n.) а, второй интегратор 10 с к.n. P третий интегратор

532 1658001 A l (57) Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение точности определения момента нагрузки путем одновременного вычисления .приведенного к валу двигателя момента инерции нагрузки. В блоке оценивания, не содержащем дифференцирующих звеньев и обладающем повышенной помехоустойчивостью, производится оценка приведенного момента инерции, используемого в блоке вычисления момента нагрузки, что позволяет устранить погрешность определения момента нагрузки, обусловленную изменением приведенного момента инерции нагрузки. 1 ил.

11 с к.п. у, блок 12 умножения, блок 13 деления, Датчик 1 перемещения топливодозирующего органа двигателя 2 подключен к первому входу блока 4, к второму подключен датчик 3 частоты вращения. Выход блока 4 соединен с первыми входами блоков 5 и 12, выход блока 5 подключен к первому суммирующему входу сумматора 6, выход которого соединен с выходом первого интегратора

7. Выход интегратора 7 подключен к вычитающему входу измерителя 8 рассогласования, суммирующий вход которого подключен к выходу датчика 3 частоты вращения, Выходы усилителя 9 второго интегратора 10 и второй вход блока 12 подключены к выходу измерителя 8 рассогласования. Выходы усилителя 9 и интегратора 10 подключены соответственно к второму суммирующему и вычитающему входам сум1658001 матора 6. Выход второго блока 12 подключен к входу третьего интегратора 11, выход которого подключен к втоому входу блока 5 и первому входу блока 13, Второй вход блока 13 соединен с выходом интегратора 10.

Датчик работает следующим образом.

В процессе функционирования транспортно-технологической машины с ДВС изменение момента инерции нагрузки, приводит к большим погрешностям в определении момента нагрузки на валу двигателя. За счет использования блоков 5 и 12 умножения интегратора 11 и блока 13 деления в блок оценивания момента нагрузки вводится связь по оценке момента инерции, которая устраняет погрешность определения момента нагрузки М,(t), вызванную изменением приведенного к валу двигателя момента инерции l(t).

Уравнение двигателя представлено в виде в(т) = (t) (Mph(h, в) Мн(т)), (1) где М„(Ь, в) = Мл,(h, в ) — M,(в), M»(h,è) ) — крутящий момент двигателя;

Mc(в) — составляющая момента сопротивления, зависящая от частоты вращения вала двигателя;

Мн(т) СОСтаВЛяЮщая МОМЕНта СОГ рОтивления, независящая от частоты вращения и являющаяся заранее неизвестной функцией времени, в дальн йшем Определяется как момент нагрузки;

h — перемещение топливо-дозирующего органа; в — частота вращения коленчатого вала двигателя (к в д,); ! — приведенный к валу двигателя момент инерции.

УраВНЕНИЕ МОДЕЛИ дВИГатЕЛя, ИСПОЛьзуемое для оценки, и1!еет„вид й{t)=!1M„(h,в)-!1M.(t)- а(в-в), (2) где — си нал оценки момента инерции; л в — сигнал оценки частоты вращения к.в.д, В уравнении (2)две первые состаэляющие правой части подобны правой части уравнения двигателя, а составляющая а(в — Й) вводится специально для получения требуемой динамики процесса оценивания.

Введя обозначения mt(t) = l (t, MH(t), m,(t) = (он(т), . .t}= в(т) — в (t), где f(t) - ноэффициентное рассогласование, получим дифференциальное уравнение для координат ошибки т(т)=(! (t)-! (t))M>gh, в ) — (rn (t)- елit)) — г1, т). j3)

Алгоритм оценивания мом ..нта инерции, приведенного к валу дви ателя !{1), и момента на1рузки на валу двигател M,(t), реализуемый в устройстве, синтезирован на основе прямого метода Ляпунова. Для этого используется функция Ляпунова следующего вида;

V= — (в — ) + (J "(r) — 1 (t)) + щ (и н { Т ) пн (с ) ) (4) (t ) + p (mu (t ) — и н (т ) )! гпн (с ) - mH (t ) ) (5)

20 Решение уравнения (5) обеспечивается путем выделения составляющих, содержащих (j (t) — (т))и (m t(t) -- m !t) в группы и приравнивания каждой группы членов к нул о, Решение уравнения (5) имеет вид

25 I (t) = у M„(h, в ) хг".(т), (6)

Гйн(t) = fS f(t), (7)

M„it) — m,(t)x l (t). (8)

Решение уравнений !6) .- (8} обеспечивается отдельными элементами, входящими в

30 состав датчика.

При этом вычисление величины M„(h, в ) реализовано в блоке 5, входными сигналами которого являются сигналы от датчиков 1 и 3. л

Выходной сигнал в интегратора 7 является

35 выходом математической мсдели двигателя. В сумматоре 8 по сигналам От датчика 3 и интегратора 7 определяется величина е координатной ошибки, л1

Вычисление обратной величины при 10 веденного момента инерции производится по сигналу е с выхода сумматора 8 и сигналу

М;„с выхода блока 5 с помощью блока ",2 и и н те г ратора 11.

Вычисление параметра М, оценки на45:-ру=.ки двигателя осуществляется в блоке 13

flo сигналу от интегратора 11 и си1налу с выхода интегратора 10, на вход которого поступает сигнал е.

Изменение динамических характеристик датчика в целом осуществляют путем подбора к.п. усилителя 5 и интеграторов 10 и 11, Таким образом, наличле двух блоког, ум ножения, третьего интегратора и блока деления, а также реализация алгори-ма

Оценивания в устройстве Обеспечиван,т возможность определения момен а нагрузки на залу двигателя и приведенного момента ин рции с высокой очностью.

10 где у > О, 3 > О . Очевидно 1/> О.

Полная производная функция Ляпунова по времени имеет вид бV = (+1(! 1 ()-! 1 (с))><(! 1)rJ t )/

1б58001

Составитель М, Горохов

Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Редактор С, Лыжова

Заказ 1709 Тираж 361 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Формула изобретения

Датчик момента нагрузки двигателя внутреннего сгорания, содержащий датчик перемещения топливодозирующего органа, датчик частоты вращения вала двигателя, подключенные соответственно к первому и второму входам блока вычисления эквивалентного крутящего момента, первый и второй интеграторы, измеритель рассогласования с двумя входами, усилитель и сумматор с тремя входами, первый суммирующий вход которого соединен с выходом усилителя, а вычитающий его вход подключен к выходу второго интегратора, выход сумматора соединен с входом первого интегратора, вых..>д последнего подключен к вычитающему входу измерителя рассогласования, суммирующий вход которого соединен с выходом датчика частоты вращения. а выход измерителя рассогласования подключен к входам усилителя и второго интегратора, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности определения момента нагрузки, датчик дополнительно содержит первый и второй

5 блоки умножения, каждый из которых выполнен с двумя входами. блок деления с двумя входами и третий интегратор, причем выход блока вычисления эквивалентного крутящего момента двигателя соединен с

10 первыми входами первого и второго блоков умножения, выход первого блока умножения соединен с суммирующим входом сумматора, а выход второго блока умножения— с входом третьего интегратора, выход кото15 рого соединен с вторым входом первого блока умножения и входом первого блока деления, второй вход которого соединен с выходом второго интегратора, а второй вход второго блока умножения соединен с выхо20 дом измерителя рассогласования.

Датчик момента нагрузки двигателя внутреннего сгорания Датчик момента нагрузки двигателя внутреннего сгорания Датчик момента нагрузки двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендам для испытания двигателей внутреннего сгорания и служит для повышения эффективности шумоглушения и улучшения санитарно-гигиенических условий обслуживающего персонала

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к испытаниям и обкатке двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить качество приработки и оптимизировать процесс обкатки двигателя

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить качество испытаний дисков турбомашин

Изобретение относится к турбостроению

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания , в частности к испытательным стендам

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх