Беспазовый статор электрической машины

 

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к обмоткам беспазового статора электрической машины. Цель - повышение КПД путем уменьшения охлаждения. Обмотка 12 зажата между опорными пластинами 8 и 9, в которых имеются отверстия 19. Поверхности 14 и 15, а также 16, 17 прижаты к соответственно опорным пластинам 8 и 9. Пара противоположных ребер 11 и 12 расположена в плоскости 13. Между сердечником 10, опорными пластинами 8 и 9 и лентой 3 расположены зазоры 18, 4. Крепящий элемент 5 имеет выступы 6 и 7, фиксирующие опорные пластины 8 и 9. Элементы 5 ввернуты в клинья 20. Лента 3 прижата к торцам элементов 5 винтами 21 и прокладками 22, обеспечивающими герметичность полости. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (1() (sl)s Н 02 К 3/46

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗО6РЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

78 (21) 4654100/07 (22) 23.02.89 (46) 23.07.91. Бюл.) в 27 (71) Харьковский политехнический институт им.B.È.Ëåíèíà (72) В.Ф.Болюх, С.М.Кожемякин и А.И.Станкевич (53) 621.313.04(088.8) (56) Патент США М 4237398. кл. Н 02 К 3/48, 1980.

Авторское свидетельство СССР

N 1543499, кл. Н 02 К 3/48, 30.12.87. (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности, к обмотИ кам баспазового статора электрической машины. Цель — повышение КПД путем уменьшения охлаждения, Обмотка 12 зажата между опорными пластинами 8 и.9. в которых имеются отверстия 19. Поверхности 14 и 15, а также 16 и 17 прижаты соответственно к опорным пластинам 8 и 9. Пара противоположных ребер 11 и 12 расположена в плоскости 13. Между сердечником 10, опорными пластинами 8 и 9 и лентой 3 расположены зазоры 18, 4, Крепящий элемент 5 имеет выступы 6 и 7, фиксирующие опорные пластины 8 и 9. Элементы 5 ввернуты в клинья 20. Лента 3 прижата к торцам элементов 5 винтами 21 и прокладками 22. обеспечивающими герметичность полости, 1 ил.

1665460

10

25

35

45

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к обмоткам беспазового статора электрической машины.

Целью изобретения является повыше. ние КПД путем улучшения охлаждения, На чертеже представлена обмотка беспазового статора электрической машины, поперечное сечение.

Обмотка беспазового статора электрической машины содержит ряд групп стержней, например, обмотки 1 и 2, ленту 3, ; образующую между боковыми сторонами групп стержней полости 4, Между группами стержней обмотки расположены крепящие элементы 5 с внутренними 6 и внешними 7 выступами, фиксирующие, выполненные в виде двух пластин, опорные элементы— внутренние 8 и внешние 9, и ленту 3 к сердечнику статора 10.

Каждая группа стержней квадратного или ромбического сечения расположена так, что пара ее противоположных ребер, например 11 и 12, расположена в плоскости

13, параллельной внутренней поверхности сердечника статора 10 и плоскости пенты 3. ! Боковые поверхности 14 и 15 каждой группы стержней, обращенные к сердечнику статора 10, прижаты к внутренним опорным элементам 8, а к боковым поверхностям 16 и 17, обращенным к ленте 3, прижаты внешние опорные элементы 9.

Внутренние выступы 6 крепежные элементы, к которым прижаты внутренние опорные пластины 8 и внешние выступы 7 крепежных элементов, прижимающие внешние опорные пластины 9, установлены на крепежных. элементах 5 так, что между сердечником статора и группами стержней, а также между лентой и группами стержней, выполнен воздушный зазор 18

Для улучшенйя циркуляции хладагента между сердечником статора и лентой в пластинах опорных элементов выполнены отверстия 19.

В сердечнике статора 10 выполнены пазы в форме ласточкиного хвоста. в которых размещены клинья 20. Крепежные элементы 5 ввернуты в резьбовые отверстия клиньев 20, Для выполнения технологичности обмотки внешние выступы 7 крепежных элементов выполнены с возможностью перемещения по длине крепежного элемента 5, например, при помощи резьбового соединения. Лента 3 прижата к торцам крепежных элементов при помощи винтов

21 и резиновых прокладок 22, обеспечивающих герметичность полости хладагента.

Обмотка работает следующим образом, При вращении ротора электрической машины /на чертеже не показано/ по стер>кням обмотки 1 и 2 протекает ток и возникают электромагнитные усилия, стремящиеся переместить стержни относительно сердечника статора, Эти силы, также как и силы тяжести, инерции и др.,передаются на пластины опорных элементов 8 и 9,. от них на выступы 6 и 7 крепежных элементов 5, Так как крепежные элементы завернуты в резьбовые отверстия клиньев 20, жестКо зафиксированные в сердечнике статора 10, то происходит компенсация сил.

Поскольку все передающие силы элементов обмотки статора выполнены жесткими, например, из высокопрочных пластмасс, то обмотка обладает высокой надежностью.

При подаче хладагента, например трансформаторного масла, через коллектор, установленный на одном из торцов машины, осуществляется циркуляция хладагента между сердечником статора и лентой в единой полости, содержащей полости 4 между боковыми сторонами группы стержней и воздушный зазор 18 между группами стержней и сердечником, и лентой, 3а счет охлаждения групп стержней со всех сторон, а также охла>кдения сердечника статора хладаге- нтом, обеспечивается снижение термических напряжений в элементах обмотки статора.

Предлагаемая обмотка беспазового статора электрической машины технологична, легче крепится к сердечнику статора. Так к прикрученным к сердечнику статора крепящим элементам 5 к внутренним выступам 6 прижимаются пластины внутренних опорных элементов 8, В зазорах между этими элементами устанавливаются ребрами стержни обмоток, которые прижимаются пластинами внешних опорных элементов 9 за счет накручивания внешних выступов 7 крепежных элементов на сам крепежный элемент 5. Затем, убедившись в надежном фиксировании силовых элементов обмотки, к торцам крепящих элементов прижимается винтами 21 лента 3.

Гаким образом, предлагаемая конструкция обмотки беспазового статора электрической машины позволяет улучшить охлаждение обмотки за счет омывания хладагентом со всех сторон групп стержней и внутренней поверхности сердечника статора, повысить надежность ленты за счет снижения действующих на нее термических напряжений механических нагрузок, повысить герметизацию полости канала для хладагента, повысить коэффициент заполнения обмотки медью, за счет близкого расположения групп стержней друг от друга, 1665460

Составитель И.Козьянский

Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Заказ 2397 Тираж 338 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 упростить технологию сборки обмотки беспазового статора.

Предлагаемая обмотка беспазового статора может быть применена в высокочастотном высокоиспользованном синхронном генераторе.

Формула изобретения

Беспазовый статор электрической машины, содержащий сердечник, группы стержней обмотки, ленту, расположенные между группами стержней крепящие элементы с выступами, фиксирующими опорные элементы в виде двух пластин, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения

КПД путем улучшения охлаждения, пара противоположных ребер каждой группы стержней, имеющих квадратное или ромбическое сечение, расположена в плоскости, параллельной внутренней поверхно5 сти сердечника статора, и обращенные к сердечнику статора боковой поверхности каждой группы стержней прижаты к внутренним опорным элементам, а к боковым поверхностям каждой группы стержней, об10 ращенных к ленте, прижаты внешние опорные элементы, причем внутренние и внешние выступы расположены на крепежных элементах, а между группами стержней, 15 сердечником и лентой имеется воздушный зазор.

Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах с обмоткой возбуждения, охлаждаемой до криогенных температур

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроеншо

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности ее якоря

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах

Изобретение относится к малогабаритным двигателям постоянного тока и может быть использовано в качестве привода носителя информации, в частности в лентопротяжных механизмах магнитофонов или электропроигрывающих устройствах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в тяговых электродвигателях локомотивов
Наверх