Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано при вибрационных испытаниях деталей кривошипно-шатунного механизма двигателей внутреннего сгорания, позволяет повысить точность и сократить трудоемкость испытаний. Установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, электродвигатель 5, нагрузочное устройство 6, причем электродвигатель соединен с коленчатым валом двигателя с помощью гибкого вала 8, а нагрузочное устройство 6 - соединительной муфтой 9. Двигатель 1 имеет картер 10, поршень 11, шатун 12, подшипники 13 коленвала противовесы и маховик 15. Перед каждым циклом испытаний на двигатель устанавливают заданный комплект поршней 11, шатунов 12, коленчатых валов 13, регулируют эксцентриситет отверстий под поршневой палей и положение центров массы шатунов при помощи изменения положения грузов и числа прокладок, и также собирают размерную цепь двигателя для проведения испытаний. Затем осуществляют основные режимы работы установки по заданной программе. При этом выполняются оценка и определение фактического спектра вибраций двигателя, вибрационные испытания двигателя в зависимости от конструктивных параметров деталей кривошипно-шатунного механизма и выявление оптимального варианта конструкции. 7 з.п. ф-лы. 28 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4099903/06 (22) 09.05,86 (46) 23.08,91. Бюл, hL 31 (72) М.А.Минасян (53) 621.43 — 001.5(088.8) (56) Григорьев Н.В, и др. Вибрация энергетических машин. Л.: Энергия. 1974, с.190,191. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ВИБРАЦИОННЫХ

ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано при вибрационных испытаниях деталей кривошипно-шатунного механизма двигателей внутреннего сгорания, позволяет повысить точность и сократить трудоемкость испытаний. Установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, электродвигатель 5, нагрузочное устройство 6, причем электродвигатель соединен с коленчатым валом двигателя с помощью гибкого вала 8, а на„, Я „„1672259 А1 грузочное устройство 6 — соединительной муфтой 9, Двигатель 1 имеет картер 10, поршень 11, шатун 12, подшипники 13 коленвала, противовесы и маховик 15, Перед каждым циклом испытаний на двигатель устанавливают заданный комплект поршней 11, шатунов 12, коленчатых валов 13, регулируют эксцентриситет отверстий под поршневой палей и положение центров массы шатунов при помощи изменения положения грузов и числа прокладок, и также собирают размерную цепь двигателя для проведения испытаний. затем осуществляют основные режимы работы установки по заданной программе. При этом выполняются оценка и определение фактического спектра вибраций двигателя, вибрационные испытания двигателя в зависимости от конструктивных параметров деталей кривошипно-шатунного механизма и выявление оптимального варианта конструкции.

7 з.п.ф-лы, 28 ил.

1672259

10 с учетом различного перекрытия и диэмет- 15

40

50

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при вибрационных испытаниях деталей кривошипно-шатунного механизма в процессе их разработки.

Цель изобретения — повышение точности и сокращение трудоемкости испытаний.

На фиг,1 представлена установка, общий вид; на фиг.2 — картер, поперечный вид; на фиг.3 — то же, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сверху; на фиг.5 — схема испытания поршня с учетом различных факторов, на фиг,6 — схема испытания коленчатых валов ров шеек; на фиг.7 — схема коленчатого вала с отрицательным перекрытием шеек; на фиг,8 — схема коленчатого вала с нулевым перекрытием шеек; нэ фиг.9 — схема коленчатого вала с положительным перекрытием шеек; на фиг.10 — 12 — шейки коленчатых валов с положительным, нулевым и отрицательным перекрытиями шеек соответственно; нэ фиг.13 — 15 — коренные шейки коленчатых валов соответственно

01 = d; dl > d и б < d; на фиг1619— шатунные шейки коленчатого вала соответственно при di = d; dl > d u dl < d: на фиг.20 — шатуны с кривизной; на фиг,21— шатуны составные; на фиг.22 — шатун специальный с противовесами и грузами а имметричным расположением центров масс; на фи -,23 — разрез А-А на фиг.22; на фиг.24-26 — комплект коренных подшипников с внутренними диаметрами Ai, Аг и Аз; на фиг.27 — картер, втулка и крышка цилиндров, поперечный разрез; на фиг.28 — то же, вид сверху.

Установка содержит малоразмерный двухтактный двигатель 1 внутреннего сгоранияя (фиг.1) с внешним смесеобрэзованием и контурной поперечной щелевой бесклэпанной продувкой 2 с эксцентричным расположением окон 3 íà втулке 4, приводной электродвигатель 5. нагрузочное устройство 6. Приводной электродвигатель 5 соединяется с коленчатым валом 7 двлгэтеля

1 с помощью гибкого вала 8, а нагруэочное устройство 6 — соединительной муфтой 9, двигатель имеет картер 10, поршень 11, шатун 12, подшипники 13 коленчатого вала, противовесы 14 и маховик 15.

Картер выполнен в форме цилиндра и усечен по хорде в верхней части и образую цей плоскость (полку) 16 (фиг,2). На поперечной плоскости картера с двух его сторон вы полнены резьбовые отверстия 1/ для крепления крышек картера (не показаны).

Пазы 18, выполненные по фор.ле ласточкина хвоста (фиг.3) на полке 16 картера, 25

35 позволяют закрепить цилиндровую втулку 4 (фиг,1) как со смещенной осью вправо или влево по отношению к оси коленчатого вала (фиг.1), так и без смещения, Для обеспечения хода поршня в цилиндре нижняя часть втулки может быть установлена по отношению горизонтальной плоскости 16 (фиг.2) картера на различных глубинах. Для этого в горизонтальной плоскости картера выполнено отверстие 19 (фиг.4) в форме эллипса для обеспечения установки цилиндровой втулки вправо или влево по отношению к оси коленчатого вала.

Щека выполнена прямоугольной формы с двумя отверстиями 20 диаметром dl для закрепления шатунной и коренной шеек (фиг,1З-19).

Фиксация (установгз) шейки в щеке с достаточной жесткостью обеспечивается зэ счет наличия в щеке разрыва 21 и крепежного элемента 22. Шатунная шейка (фиг.19) для обеспечения сборки коленчатого вала с отрицательным перекрытием (фиг.12) имеет выборку 23 (лыска полукруглая) с двух сторон, Диаметр d шатунной и коренной шеек в местах 24 для крепления их в щеках равен диаметру dl (отверстия в щеке). В щеках предусмотрены также резьбовые гнезда (не показаны) для крег ления противоьесоз.

Для вибрационного испытания кривошипно-шатунного механизма (КШМ) с учетом демпфирования ударов и механических колебаний, возникающих в КШМ при движении, стержень 25 шатуна выполнен с кривизной (фиг.20), Для учета влияния длины предусмотрены воэможность замены стержня 26 (фиг.21) шатуна с верхней (поршневой) головкой 27 на стержень другой длины или установка между стержнем 26 и нижней (кривошипной) головкой 28 набора прокладок 29.

Шатун в сборе с грузами состоит из верхней (поршневой) 30 и нижней (кривошипной) 31 головок, стержня 32 с отверстиями, расположенными по длине шатуна параллельно осям поршневой и кривошипной головок. В зти отверстия с обеих сторон вставлены i рузы 33-36 с асимметричным расположением центров масс, которые снабжены болтом 37, гайкой 38 и шайбой

39 для обеспечения удержания грузов на стержне 32 шатуна от выпадания и вращения, Для установки грузов 33-36 в нужное положение вокруг каждого отверстия стержня нанесены (накерненol) несколько меток (не показаны).

С наружной стороны ",.àæàorî груза ЗЗ36 " асимметричным расположением цент1672259 перемещаться по высоте стакана 43 и контрится гайкой 45. 40

55 ра массы предусмотрены ступенчатые выступы 40 и 41. Кривошипная головка имеет резьбовые отверстия, пластины (пакет пластин) 42 и средства для крепления их в отверстиях в различных комбинационных вариантах.

Универсальность картера достигается за счет цилиндрической части, выполненной по размеру, соответствующему траектории движения кривошипа с положительными перекрытиями шеек (фиг.9) и шатуна с максимальной длиной (фиг.21). а также отверстия под комплект коренных подшипников, В комплекте коренные подшипники (фиг.24-26) отличаются тем, что внутренние диаметры их А1, А: и Аэ выполнены равными диаметрам коренных шеек (фиг.14 и 15) соответственно, а наружный диаметр соответствует размеру В в крышке картера 10 (фиг,27).

При наличии такого комплекта подшипников исключается необходимость замены картера и его крышек.

При испытании КШМ с различными перекрытиями шеек коленчатого вала и длинами шатунов цилиндр для каждого случая испытаний должен крепиться таким образом. чтобы не препятствоеать движению

КШМ, Устройство состоит из специального стакана 43 с фланцем 44, внутри которого нарезана резьба по всей длине. Такая же резьба нарезана в нижней части поверхности втулки цилиндра. Фланцем 44 стакан 43 крепится с помощью крепежного элемента (фиг.32) в пазах 18 на горизонтальной плоскости 16 картера 10.

Втулка 4 цилиндра имеет воэможность

На втулку 4 цилиндра на регулировочных прокладках 46 устанавливается крышка 47. Регулировочные прокладки 46 обеспечивают возможность перемещения крышки 47 в зависимости от размеров испытуемых деталей KLUM. Фланец 44 снабжен отверстиями 48, соосными с пазами 18.

Установка работает следующим образом, Перед каждым циклом испытаний на двигатель 1 последовательно устанавливают заданный комплект поршней 11. шатунов 12, коленчатых валов 13, регулируют зксцентриситет отверстий под поршневой палец, положение центров массы шатунов при помощи изменения положения грузов

33-36 и числа прокладок 29, смещают ось втулки 4 цилиндра относительно оси коленчатого вала 13, перемещая фланец 44 со

35 стаканом 43 по пазам 18, в щеки 21 коленчатого вала устанавливают шатунные и коренные шейки заданного диаметра. устанавливают положение крышки 47 QTHQсительно втулки 4 цилиндра, изменял число прокладок 46, устанавливают положение втулки 4 в стакане 43.

Затем осуществляют основные режимы работы установки, которыми являются, работа испытуемого KLIJM двигателя 1 на топливе беэ нагрузки, при этом электродвигатель 5 отсоединен от двигателя внутреннего сгорания; прокрутка испытуемого кривошипношат,нного механизма двигателя 1 от приводного электродвигателя 5 с помощью гибкого вала 8; прокрутка коленчатого вала 7 от электродвигателя 5 при отсоединенной шатуннопоршневой группе.

Предлагаемая установка может применяться также для решения и других задач динамики ДВС, например для испытаний на парциальные крутильные, осевые. изгибные, попарно парциальные, связанные или пространственные (крутильно-изгибноосевые) колебания, испытаний гасителей колебаний (демпферов, антивибраторов и т.д.) уравновешивания и т.д, При этом выполняются: оценка и определение фактического спектра вибрации двигателя; вибрационные испытания двигателя с учетом конструктивных, геометрических и динамических факторов беэ осуществления замены основных неподвижных деталей; выявление оптимального варианта конструкции деталей двигателя в зависимости от минимального уровня шума и вибрации, Ф ормула изобретения

1. Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания, содержащая двигатель внутреннего сгорания, снабженный картером с крышками, втулкой и головкой цилиндра, поршнем, шатуном, коленчатым валом с подшипниками, противовесами и маховиroM, а также приводное и нагрузочное устройства, соединенные с двигателем при помощи валов, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и сокращения трудоемкости, картер выполнен цилиндрической формы с плоскостью в верхней части и эллипсовидным отверстием, на которой размещен стакан с фланцем, причем на внутренней поверхности стакана выполнена резьба по всей высоте, 1672259 во фланце и верхней плоскости картера выполнены соответственно соосные пазы и о верстия, обеспечивающие возможность горизонтального перемещения стакана с фланцем относительно картера в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала, а втулка цилиндра снабжена резьбой в нижней части и установлена в стакане с возможностью перемещения по оси.

2. Установка по п.1. о т л и ч а ю щ а яс я тем, что между крышкой и втулкой цилиндра дополнительно установлены регулировочные прокладки, обеспечивающие перемещение крышки относительно втулки.

3. Установка по п.1, отл и ч а ю ща яс я тем, что коленчатый вал выполнен составным со щеками прямоугольной формы, причем щеки снабжены двумя отверстиями и прорезями для установки сменных шатунных и коренных шеек.

4.Установка по п.1, отл и ча ю щаяс я тем, что крышки картера снабжены

17 7б фланцами r отверстиями для установки сменных подшипников и коленчатых валов, 5. Установка поп.1, отл ич а ю ща я5 с я тем, что поршень снабжен сменной вставкой с эксцентричным отверстием под палец с грузом заданной массы, причем груз . размещен в соответствии с эксцентриситетом отверстия, 10 6.Установка поп.1,отличающаяс я тем, что стержни шатуна выполнены заданной кривизны.

7, Установка поп.1,отличающаяс я тем, что шатун выполнен сборным и

15 снабжен прокладками, установленными между нижней головкой и стержнем, причем стержень снабжен отверстиями для установки грузов с асимметричными центрами масс.

20 8, Установка поп.1, отл ича ю щаяс я тем, что соединительный вал между приводным устройством и двигателем выполнен гибким.

18 18

1672259

1672259 фиг. 6

Cb Ъ

М 1 °

Фиг. 7 фиг. 8 фиг. 9

Фиг. 11 Фиг 1 фиг УО д(р ф )Щ(фиг. 13 фиг. 14

Фиг 20

3 ИЙнЯ Я ,р + -„ " ъ ф .19 иг )б фиг.17 фиг 1В фиг

29

28

1672259

А

35 р >>

Фиг 2д

Фиг. 24

Фиг.25

Фиг 22

Составитель В. Лобанов

Техред М. Моргентал Корректор О. Кравцова

Редактор Л. Гратилло

Заказ 2831 Тираж 336 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина. 101

A-4

52 З 52

А

Ю

Ф

10 05 у

- 05

--11

-1

-7g

Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания Установка для вибрационных испытаний двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидрогазодинамике и может быть использовано в осесимметричных диффузорах воздухозаборников сверхзвуковых самолетов или в аэродинамических трубах

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на заводах, выпускающих дизели

Изобретение относится к устройствам для испытания двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при исследовании рабочего процесса в цилиндре двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и служит для обнаружения детонации в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытания двигателей стартерного типа, предназначенных для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и служит для ускоренного испытания поршней, способствуя при этом приближению условий испытания к реальным условиям эксплуатации поршня

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх