Система управления буксировкой судов

 

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим управление при буксировке транспортных средств, в частности в судовождении. Цель изобретения - повышение надежности буксировки. Система управления включает в себя лебедку 2, установленную на буксирующем судне 1 и связанную посредством троса 4 с буксируемым судном 3. Система содержит также элементы автоматического регулирования, фиксирующие силу натяжения троса, скорость судов, параметры двигательно-движительной установки буксирующего судна и т.п. Эти элементы представляют собой датчики , задатчики, регуляторы указанных параметров , а также идентификаторы и функциональный преобразователь. Наличие указанных элементов и их связи автоматически поддерживают процесс буксировки с обеспечением достаточной надежности при различных эксплуатационных условиях. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s>>s В 63 В 21/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н л

1/J у g 4ЗВ юа

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4749217/11 (22) 16.10.89 (46) 23.09.91. Бюл. ЬЬ 35 (75) А.А. Зубок (53) 629.012.13 (088.8) (56) Богданов Б.В. и др. Буксирные суда.—

Л.: Судостроение, 1974, с.235 и 236. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БУКСИРОВКОЙ СУДОВ (57) Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим управление при буксировке транспортных средств, в частности в судовождении. Цель изобретения — повышение надежности буксировки. Система управления включает в себя лебедку 2, „„ Ы„„1678695 А1 установленную на буксирующем судне 1 и связанную посредством троса 4 с буксируемым судном 3. Система содержит также weменты автоматического регулирования, фиксирующие силу натяжения троса, скорость судов, параметры двигательно-движительной установки буксирующего судна и т.п. Эти элементы представляют собой датчики, задатчики, регуляторы укаэанных параметров, а также идентификаторы и функциональный преобразователь, Наличие указанных элементов и их связи автоматически поддерживают процесс буксировки с обеспечением достаточной надежности при различных эксплуатационных условиях.

2 з.п. ф-лы, 11 ил.

1678695

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим управление при буксировке транспортных средств, в частности, в судовождении.

Цель изобретения — повышение надежности буксировки, На фиг.1 показано схематично управление буксировкой; на фиг. 2— блок-схема устройства управления буксировкой; на фиг,3 — регулятор на базе операционного усилителя; на фиг.4— блок-схема идентификатора; на фиг.5— принципиальная схема идентификатора; на фиг,6 — идентификатор, вариант выполнения; на фиг.7 — блок-схема функционального преобразователя; на фиг.8 — принципиальная схема преобразователя; на фиг.9 — блок-схема преобразователя, вариант выполнения; на фиг.10 — принципиальная схема этого преобразователя; на фиг.11 — идентификатор, второй вариант выполнения.

Система содержит буксирующее судно

1 с установленной на нем лебедкой 2, связанной с буксируемым судном 3 буксирным тросом 4, Управляют устройством, задавая исходные данные для режима буксировки— максимально допустимое усилие (F) натяжения буксирного троса 4, усилие F cn* натяжения троса 4 при выборе слабины, скорость Ч э* движения буксируемого судна

3, определены 1!*, 12* и Imax*, lmt>* соответственно рабочей и допустимой длин . вытравленного троса 4, Устройство анализирует обратные связи по усилию

Fy на.гяжения троса 4, длине i вытравленного лебедкой 2 троса 4 и формирует сигналы

V>*, Е * управления скоростью V> буксирующего судна 1 и тягой Fn буксирной лебедки

2. При этом, чтобы обеспечить "мягкий" выбор слабины троса 4 и демпфирование колебаний натяжения троса 4, в том числе и при буксировке на волнении, сигнал управления

Fn* лебедкой 2 формируют по закону, например;

20

30

e e(F ) + F „ t F ) — Fccn л

2 2

11 +!2 где 1О— либо по какому-то другому целесообразному закону, например линейному на рабочем участке:

l I !о I"

50 х(1 е, ) з!9п (l — 1,), (1)

1! — !2 л = Fcn + ((F ) — сл )!

Й вЂ” !2

=jFQF)- Fcn ) ПрИ !2* « I !1 ; !! — !2

F>*=Fcn* при I «12, Fn =Я при 1 11.

Система управления содержит последовательно соединенные задатчик 5 эаданного значения Чэ* скорости буксируемого судна, регулятор 6 скорости Чэ судна 3, регулятор 7 усилия Fy натяжения буксируемого троса 4, регулятор 8 усилия F ynopa гребного винта судна 1, устройство 9 управления двигательно-движительной установкой судна 1, первый идентификатор 10 и второй вход регулятора 8, последовательно соединенные задатчик 11 предельно допустимой величины fF) усилия натяжения троса 4, функциональный преобразователь 12 задания величины Fn* заданного значения тянущего усилия Fn лебедки 2 (момента на барабане лебедки 2), регулятр 13 тянущего усилия (момента Fn лебедки 2, последовательно соединенные датчик 14 усилия Fy натяжения троса 4, второй идентификатор 15 и третий вход регулятора 6, задатчики 16 величины тянущего усилия (момента) Fcn лебедки 2 при выборе слабины троса 4, эадатчики 17 и 18 границ !! и 12 рабочего диапазона длины вытравленного троса 4 и датчик 19 длины вытравленного троса 4, выходы которых соединены с соответствующими входами преобразователя 12, блок 20 сигнализации, первый вход которого соединен с выходом датчика 19, задатчики 21 и 22 границ !min u lmax допустимой длины вытравленного троса 4, выходы которых соединены соответственно с вторым и третьим входами блока 20, второй и третий входы идентификатора 10 соответственно соединены с вторым и третьии выходами устройства 9, а четвертый его вход — с выходом датчика 14, выход эадатчика 11 соединен с вторым входом регулятора 6, выход датчика 14 соединен с вторым входом регулятора 7, причем первым выходом устройства 9 является выход датчика частоты вращения гребного вала, вторым — выход датчика момента гребного вала, третьим — выходдатчика скорости V> движения судна 1.

Идентификатор 10(фиг.4-6) на базе операционн ых усилителей имеет устройство 23 умножения и устройство 24 деления.

Функциональный преобразователь 12, соответствующий выражению (1), может быть реализован на базе тех же усилителей

1678695

& Мге

V1 (3) или (4) (фиг,7), Первый сумматор 25 соединен с первым устройством 26 умножения, связанным с вторым устройством 27 умножения. Второй сумматор 28 соединен с формирователем 29 знака. Формирователь 30 абсолютной величины связан с устройством

31 деления, функциональным преобразователем 32 и третьим сумматором ЗЗ.

Схема преобразователя 12, соответствующая выражению (2), реализуется так, как это показано на фиг.10. Первый сумматор 34 соединен с устройством 35 умножения. Второй сумматор 36 связан с третьим сумматором 37. с устройством 38 деления и четвертым сумматором 39.

При этом сумматоры (фиг.8 и 10) являются сумматорами-усилителями, т.е. входные сигналы суммируются каждый со своим коэффициентом усиления.

Система работает следующим образом.

Датчик 14 контролирует усилие Fy натяжения троса 4, и по его выходному сигналу идентификатор 15 формирует сигнал Чз оценки скорости движения судна 3. Сигнал

V з задатчика 5 сравнивается на входе peFyлятора 6 с выходным сигналом Чз идентификатора 15 и по результатам этого сравнения на выходе регулятора 6 формируется сигнал ,Fy, задающий величину Fy усилия натяжения в тросе 4. Сигнал Fy ограничен по уровню сигналом (F), подаваемым от задатчика

11 на вход ограничения выходного сигнала регулятора 6. На входе регулятора 7 сигнал

Fy сравнивается с сигналом Fy, снимаемым с выхода датчика 14. По результатам этого сравнения регулятор 7 вырабатывает выходной сигнал F* задания усилия F ynopa гребного винта судна 1. Сигналы Е* и 1(выходной сигнал идентификатора 10) сравниваются на входе регулятора 8 и на его выходе формируется сигнал Х* задания ре жима работы двигательно-движительной установки судна 1, который является входным сигналом устройства 9. По выходным сигналам датчика частоты а вращения турбины . (гребного вала), момента Мг гребного вала, скорости V> судна 1, входящих в устройство

9, с помощью идентификатора 10 оценивается значение Р усилия F упора гребного вала винта судна 1 в соответствии с выражением

d Vl

F =m< +о1Vi+Fy

dt где в — масса судна 1 с установленной на нем лебедкой 2; а! — коэффициент гидродинамического сопротивления (вязкого трения) движению судна 1.

В первом случае на выходы идентификатора 10 нет необходимости подавать сигнал Fy, а во втором — сигналы со u Mrs.

Таким образом, предлагаемое устройстso работает как система регулирования скорости Чз судна 3 с ограничением усилия F натяжения троса 4 на заданном предельно допустимом уровне (F). При этом функциональный преобразователь 12 обрабатывает входные сигналы Я, Fc *, l1*, !2* и от эадатчиков 11, 16-18 и датчика 19 и формирует на выходе соответственно выражениям (1) или (2) сигнал F * задания усилия тяги (момента) лебедки 2. который поступает на вход регулятора 13 и отрабатывается приводом лебедки 2 так, что в статическом режиме работы

Fy= F,= =F.* .

Если по какой-либо причине (обрыв троса 4, судно 3 село на мель либо судно 1 резко застопорило машину. а судно 3 продолжает двигаться, приближаясь к судну 1 на недопустимо близкое расстояние) длина вытравленного троса 4 выходит за пределы

l»x или imi>, блок 20, анализируя выходные сигналы от датчика 19 и задатчиков 21 и 22, подает предупреждающий или аварийный сигнал.

Формула изобретения

1, Система управления буксировкой судов, содержащая буксирную лебедку, установленную на буксирующем судне и связанную тросом с буксируемым судном, а также устройство для управления двигательно-движительной установкой буксирующего судна, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности буксировки, она снабжена задатчиком заданного значения скорости буксируемого судна, задатчиком предельно допустимой величины усилия натяжения троса, задатчиком величины тянущего усилия лебедки при выборе слабины троса, эадатчиками границ рабочего диапазона длины вытравленного троса и эадатчиками границ допустимой длины вытравленного троса, дат иком усилия натяжения троса, датчиком длины вытравленного троса, датчиком частоты вращения гребного вала, датчиком момента гребного вала и датчиком скорости движения буксирующего судна. регулятором ско7.

1678695 рости буксируемого судна, регулятором усилия натяжения троса, регулятором усилия упора гребного винта и регулятором тянущего усилия лебедки, первым и вторым идентификаторами, функциональным преобразователем и блоком сигнализации, при этом первый, второй и третий входы регулятора скорости буксируемого судна соединены, соответственно с выходами задатчика заданного значения скорости буксируемого судна, задатчика предельно допустимой величины, усилия натяжения троса и второго идентификатора, вход которого связан с выходом датчика усилия лебедки, соединенным также с вторым входом регулятора усилия натяжения троса и с четвертым входом первого идентификатора, выход регулятора скорости буксируемого судна связан с первым входом регулятора усилия натяжения троса, выход которого соединен с первым входом регулятора усилия упора гребного винта, второй вход которого соединен с выходом первого идентификатора, а выход — системой управления двигательно-движительной установки буксирующего судна, выходы датчиков частоты вращения гребного вала, момента гребного вала и скорости движения буксирующего судна соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами первого идентификатора, причем первый — пятый входы функционального преобразователя соединены соответственно с выходами задатчика предельно допустимой величины усилия натяжения троса, задатчика величины тянущего усилия лебедки, задатчиков границ рабочего диапазона длины вытравленного троса и с выходом датчика длины вытравленного троса, а выход функционального преобразователя связан с входом регулятора тянущего усилия лебедки, при этом первый, второй и третий входы блока сигнализации соединены

5 соответственно с выходами датчика длины вытравленного троса и задатчиков границ допустимой длины вытравленного троса.

2. Система по и 1, отличающаяся тем, что функциональный преобразователь

10 включает в себя последовательно соединенные первый сумматор, первое. устройство умножения, второй сумматор, второй и третий входы которого соединены соответственно с первым и вторым входами первого

15 сумматора, а также формирователь знака, выход которого соединен с вторым входом первого устройства умножения, формирователь абсолютной величины, входы которого соединены с входами формирователя знака, 2р и последовательно соединенные устройство деления, дополнительный функциональный преобразователь и второе устройство умножения, причем выход формирователя абсолютной величины соединен с входом

25 делимого устройства деления.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что функциональный преобразователь включает в себя последовательно соединенные первый сумматор, устройство умножеЗр ния, второй сумматор, последовательно соединенные третий сумматор и устройство деления, а также четвертый сумматор, выход которого соединен с входом делителя устройства деления, причем первый вход

35 третьего сумматора соединен с вторым входом четвертого сумматора, второй вход второго сумматора соединен с вторым входом первого сумматора, 1678695

Zgp

1678695

1678695 ф у. 71

Редактор Н.Бобкова

Корректор M,Ê ÷åðÿâàÿ. Заказ 3176 Тираж 256 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель О.Аргасов

Техред М.Моргентал

Система управления буксировкой судов Система управления буксировкой судов Система управления буксировкой судов Система управления буксировкой судов Система управления буксировкой судов Система управления буксировкой судов Система управления буксировкой судов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству буксирного типа для проводки судов через шлюзы, и служит для улучшения эксплуатационных качеств

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для образования толкаемых составов судов в речном и морском сообщении

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к суповым устройствам и мо/ Р игпользовано для несамоходных судоз, например лихтеров

Изобретение относится к механизмам, используемым в судовых сцепных устройствах толкаемых составов

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для буксировки плавучих эластичных резервуаров, и может быть использовано в резервуарах для транспортировки по воде различных жидких грузов

Изобретение относится к судовым устройствам и служит для обеспечения бортовой сцепки плавсредств при буксировке

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для установки на рейдовых буксировщиках

Изобретение относится к водному транспорту , в частности, к устройствам для буксировки плавучих объектов

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для буксировки судов методом толкания

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов из полярных морей в засушливые районы

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортным комплексам для водной среды, и может быть использовано для транспортировки барж по внутренним водным магистралям

Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судов, состоящих из двух частей

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу и устройству для соединения судна другим судном
Наверх