Сцепное устройство толкача с несамоходным судном

 

Сцепное устройство толкача с несамоходным судном, выполненным с расположенными в корме бортовыми упорами-обтекателями для размещения между ними носовой части корпуса толкача, содержит расположенную на корме несамоходного судна вертикальную сцепную балку с перемещающимся по ней ползуном, имеющим сцепной гак, и расположенную на толкаче амортизирующую конструкцию на главном штоке, с концом которого соединен носовой сцепной коуш. Передняя часть носового сцепного коуша выполнена седлообразной для взаимодействия с ответной конструкцией на тыльной стороне сцепного гака. Технический результат от использования изобретения состоит в обеспечении более простой и надежной конструкции судов и сцепных устройств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к водному транспорту, судостроению, в частности, к толкаемым морским односекционным и речным многосекционным составам.

Цель изобретения - повышение безопасности плавания, упрощение конструкции, технологичности и удешевление постройки составов.

Из уровня техники в данной области известен толкаемый судовой морской состав, содержащий толкатель и соединенную с ним сменным устройством толкаемую грузовую секцию, имеющую в корме центральную сцепную вертикальную балку и бортовые упоры-обтекатели, на торцах которых установлены вертикальные упорные балки, между которыми размещена носовая часть толкателя (см. авторское свидетельство СССР N 418374, кл. B 63 B 21/56, кл. B 63 B 35/66, публ. 1974 г.).

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в обеспечении более простой и надежной конструкции судов и сцепных устройств, сочетаемости их с эксплуатируемыми конструкциями судов при перевозках грузов на направлениях река-море плавания.

Этот технический результат достигается тем, что толкатель имеет носовой сцепной коуш, соединенный сзади посредством шарнира с амортизирующей конструкцией, состоящей из двух разнесенных к бортам поперечных амортизаторов, между которыми расположен главный продольный горизонтальный амортизатор с поворачивающимся вокруг своей оси главным штоком, снабженным натяжным механизмом, подобно тому, как это осуществляется у озерных автосцепов типа 0-200, и соединенный с передней частью штока, удерживаемый в горизонтальном положении двумя расположенными под ним с его боков небольшими подпружинивающими амортизаторами, сцепной коуш, упирающийся передней своей частью, выполненной в виде седловины, в ответную конструкцию тыльной части сцепного гака, закрепленного на ползуне, перемещающемся по вертикальной сцепной балке, расположенной по центру кормы несамоходного судна, а сцепной гак, захватив сцепной коуш защелкивается.

При этом предотвращаются удары о корму толкаемого носа толкателя мягким кранцем, установленным в верхней части форштевня, непосредственно под сцепным коушем против задней плоскости центральной сцепной кормовой балки несамоходного судна, а сам форштевень толкача, во избежании ударов его нижней части об эту балку во время килевой качки, имеет наклон вперед не менее 40o. Одновременно толкач опирается симметрично расположенными на его бортах концами на внутренней поверхности вертикальных опор кормовых бортовых упоров-обтекателей несамоходного судна, что обеспечивает безопасность бортовой качки судов в составе. В качестве бортовых кранцев могут быть использованы прочие резиновые отрезки труб, укрепленных на кусках якорных цепей, продетых через них и закрепленных горизонтально на бортах толкача. Подобные устройства применяются на причальных стенках в портах при швартовке судов.

Рассматриваемое сцепное морское устройство толкача и толкаемого судна дополнительно снабжается страховочными тросами, на случай повреждения основного сцепленного устройства, подаваемыми с кормовой буксирной двухбарабанной лебедки толкача по бортам на толкаемое судно, где они крепятся к амортизаторам, сглаживающим рывки. Двухбарабанная лебедка толкача управляется с его мостика с задаваемым натягом торсов.

Несамоходные грузовые судна имеют невысокие надводные габариты и могут проводиться низкорубочными рейдовыми буксирами - толкачами под низкими мостами без их разводки, что дает существенную экономию времени. Такие буксирно-толкаемые составы применимы не только в России с ее благоприятным расположением рек и морей, но и ряде других стран.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 и 2 показано сцепное устройство буксира-толкача с несамоходным судном, соответственно вид сверху и сбоку.

Морской толкач 1, имеющий наклоненный вперед не менее чем на 40o форштевнь 2 размещен позади несамоходного судна 3, между его кормовыми бортовыми упорами-обтекателями 4. Кормовая центральная сцепная вертикальная балка 5, на которой закреплен с помощью ползуна с возможностью вертикального перемещения сцепной гак 6, соединяющийся с амортизирующим устройством толкача сцепной коуш 7, закрепленный посредством шарнира с передним концом продольного горизонтального главного штока, проходящего через главный амортизатор 8, имеющий поперечные амортизаторы 9 и натяжное устройство 10. При этом сцепной коуш, для удержания его в горизонтальном положении, подпружинивается снизу, с боков малыми вертикальными амортизаторами 11, мягкий кранец 12, расположенный на носу толкача, упирается в переднюю плоскость сцепной балки толкаемого судна под сцепным коушем в непосредственной близости от него, а бортовыми кранцами 13 опирается толкач на расположенные против них опоры 14 на бортовых обтекателях, продолжением этих опор вниз являются стабилизаторы курса 15, страховочные тросы подаются с двухбарабанной буксирной лебедки 16. При этом во время буксировки может использоваться и якорное устройство толкача 17, упорные балки 18 используются при толкании многосекционных составов в речных условиях.

Принципиально важно то, что применение предлагаемого сцепного устройства устраняет необходимость подреза кормы несамоходного судна, а безопасность килевой качки обеспечивается соответствующим наклоном вперед у толкача форштевня, при этом улучшаются и гидродинамические качества состава.

Сцепка судов в толкаемом составе осуществляется следующим образом.

Как только толкач войдет в кормовую нишу несамоходного судна и упрется носовым своим кранцем в торцевую плоскость центральной кормовой сцепной балки, находящейся в верхнем положении на этой балке сцепной гак несамоходного судна опускается вниз с направляющим его ползуном и захватывает располагающийся под ним сцепной коуш толкача, затем гак автоматически защелкивается снизу, при этом механизм натяга главного штока устраняет люфт между сцепным коушем и гаком.

Расцепка судов в составе осуществляется дистанционно с мостика толкача или на месте раскрывается защелка и сцепной гак поднимается.

В качестве ползуна для сцепного гака может быть использована стальная муфта прямоугольного сечения достаточной длины с продольным разрезом на противоположной от сцепного гака стороне, надеваемая на сцепную балку сверху и охватывающая ее переднюю направляющую с четырех сторон, перемещаемая вертикально тросо-блочной или другой системой. В качестве такого ползуна может быть использована и стандартная конструкция клещевого захвата от автосцепа типа 0-200, а чтобы избежать "закусывания" такого ползуна на сцепной балке, к этой конструкции с тыловой стороны направляющей сцепной балки, привариваются вертикальные направляющие плоскости.

При использовании на реках Сибири речных толкачей с двухзамковыми гаковыми сцепами ответной конструкцией на несамоходном судне могут устанавливаться справа и слева от вертикальной сцепной балки и поперечные сцепные круглые балки.

Формула изобретения

1. Сцепное устройство толкача с несамоходным судном, выполненным с расположенными в корме бортовыми упорами-обтекателями для размещения между ними носовой части корпуса толкача, содержащее расположенную на корме несамоходного судна вертикальную сцепную балку и вертикальные упорные балки на торцах бортовых упоров-обтекателей, отличающееся тем, что оно снабжено расположенной на толкаче амортизирующей конструкцией, состоящей из двух разнесенных к бортам поперечных амортизаторов и расположенного между ними главного продольного амортизатора с поворачивающимся вокруг своей оси главным штоком и натяжным механизмом, носовым сцепным коушем, соединенным с концом главного штока, поддерживающими амортизаторами, расположенными снизу с боков носового сцепного коуша для удержания его в горизонтальном положении, мягким кранцем, установленным в верхней части наклоненного вперед не менее чем на 40o форштевня толкача непосредственно под носовым сцепным коушем, и бортовыми кранцами для опирания толкача на симметрично расположенные вертикальные опоры, выполненные на упомянутых упорах-обтекателях, а также закрепленным на установленном с возможностью перемещения на упомянутой сцепной балке ползуна сцепным гаком с ответной конструкцией на его тыльной стороне для взаимодействия с выполненной в виде седловины передней частью носового сцепного коуша.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено двумя страховочными тросами, каждый из которых закреплен одним своим концом на двухбарабанной кормовой лебедке толкача, а другим концом посредством концевого амортизатора закреплен с натягом на несамоходном судне.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности, к речным толкаемым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к речным транспортным средствам, способствующим повышению эффективности эксплуатации многониточных толкаемых речных составов, формируемых из несамоходных судов

Изобретение относится к судостроению и предназначено прежде всего для обеспечения перевозок грузов на морских прибрежных линиях и в бесперевалочном река море сообщении

Изобретение относится к судостроению, в частности к сцепным устройствам морских и речных толкаемых составов

Изобретение относится к судостроению, в частности, к толкаемым односекционным морским и многосекционным речным составам

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для буксировки судов методом толкания

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов из полярных морей в засушливые районы

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортным комплексам для водной среды, и может быть использовано для транспортировки барж по внутренним водным магистралям

Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судов, состоящих из двух частей

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу и устройству для соединения судна другим судном

Изобретение относится к транспорту и касается технологии перемещения затопленных тел

Изобретение относится к судостроению, а именно к буксирным устройствам

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструктивному оформлению кормовой оконечности несамоходных судов (барж), преимущественно при вождении судов методом толкания

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи
Наверх