Тренажер

 

Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к тренажерам, и может быть использовано для формирования навыков работы домкратом. Цель изобретения - повышение безопасности, а также расширение дидактических возможностей . Тренажер содержит имитатор груза 1. домкрат 18, датчик 2 переноса имитатора груза, блок отображения информации 3, плунжерные гидроцилиндры 4, 5, шарнирно соединенные с имитатором груза, основание 6. Гидросистема управления каждого гидроцилиндра содержит обратный клапан 9, управляемый сливной золотник, регулируемый дроссель, реле давления, бак. Управление сливным золотником и регулируемым дросселем осуществляется от блока управления 14. Верхняя поверхность основания 6 выполнена рельефной. Тренажер содержит приспособления 20 для выравнивания вертикального положения домкрата (набор металлических пластин). Домкрат 19 устанавливают на основании 6, выравнивают его вертикальное положение и поднимают имитатор груза, отслеживая по блоку отображения информации 3 горизонтальность положения имитатора, Изменение величины нагрузки осуществляют, регулируя проходное сечение дросселя. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. Чв Ё

СОЮЗ COBETCKVIX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1б78821

А1 (sI)s G 09 В 19/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4605572/29 (22) 14,09.88 (46) 23.09.91. Бюл. ¹ 35 (75) С.А.Ломако (53) 681.136,54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1417890, кл. А 63 В 21/008, 11.02.87 (54) ТРЕНАЖЕР (57) Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к тренажерам, и может быть использовано для формирования навыков работы домкратом. Цель изобретения — повышение безопасности, а также расширение дидактических возможностей. Тренажер содержит имитатор груза

1, домкрат 18, датчик 2 переноса имитатора груза, блок отображения информации 3, плунжерные гидроцилиндры 4, 5, шарнирно соединенные с имитатором груза, основание 6. Гидросистема управления каждого гидроцилиндра содержит обратный клапан

9, управляемый сливной золотник, регулируемый дроссель, реле давления, бак. Управление сливным золотником и регулируемым дросселем осуществляется от блока управления 14. Верхняя поверхность основания 6 выполнена рельефной.

Тренажер содержит приспособления 20 для выравнивания вертикального положения домкрата (набор металлических пластин), Домкрат 19 устанавливают на основании 6, выравнивают его вертикальное положение и поднимают имитатор груза, отслеживая по блоку отображения информации 3 горизонтальность положения имитатора, Изменение величины нагрузки осуществляют, регулируя проходное сечение дросселя. 1 з.п. ф-лы, 5 ил, 1678821

Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к тренажерам, и может быть использовано для формирования навыков работы домкратом, Цель изобретения — повышение безопасности, а также расширение дидактических возможностей.

На фиг. 1 показан тренажер для обучения работе домкратом, общий вид; на фиг. 2 — гидравлическая система тренажера; на фиг. 3 — кинематическая схема работы тренажера; на фиг. 4 — принципиальная электрическая схема тренажера; на фиг. 5— сменные профильные насадки, общий вид.

Тренажер содержит домкрат, имитатор груза 1, датчик 2 перекоса имитатора груза, блок 3 отображения информации, два плунжерных гидроцилиндра 4 и 5, соединенные шарнирно с имитатором груза, основание 6, гидросистему 7 и 8 управления гидроцилиндром, включающую в себя обратный клапан

9, управляемый сливной золотник 10, регулируемый дроссель 11, реле 12 давления и бак с гидрожидкостью 13. Управление тренажером осуществляется от блока 14 управления (фиг, 1 и 2), Имитатор груза представляет собой металлическую балку, по центру верхней плоскости которой укреплен датчик 2 перекоса имитатора груза 1, срабатывающий на конечные положения максимально допустимого угла наклона имитатора груза.

Допустимый угол наклона определяется по формуле

p = arctg а — Ь где h — высота домкрата с полностью выдвинутым штоком, мм, а- размер половины основания домкрата, мм, Ь вЂ” размер половины опорной поверхности штока домкрата, мм.

Датчик перекоса представляет собой Vобразную конусную трубку (например, из стекла) с ртутным шариком внутри.

Электрическая схема управления (фиг, 4) включает в себя лампочки накаливания Л1 — Лв, конечные выключатели ВКд, ВКл, аккумулятор, контакты реле давления

КРД, КРДл, контакты датчика перекоса КК1, КК2, ККз.

Плунжерный гидроцилиндр 4 укреплен при помощи шарнирного соединения к имитатору груза по центру. Он имеет жесткую связь с основанием 6 устройства и установлен вертикально (перпендикулярно основанию), Плунжерный гидроцилиндр 5 крепится также при помощи шарнирного соединения к имитатору груза на определенном расстоянии от левого конца имита5

55 тора груза и шарнирно — к основанию 6 устройства (фиг. 1).

Основание 6 выполнено в виде металлической коробки, внутри которой размещены гидросистемы и электрическая часть устройства, Конструкция основания 6 такова, что она рассчитана на максимальные нагрузки, которые могут возникнуть на тренажере.

Для формирования навыка устойчивого положения домкрата по вертикальной плоскости у обучаемого. верхняя часть основания выполнена с рельефной поверхностью.

Имитатор груза имеет различные профильные насадки 15 и 16 (фиг, 5), устанавливаемые снизу на имитатор груза для обучения работе при подъеме домкратом трубы или швеллера, Блок 14 управления (фиг. 1) содержит две кнопки управления сливным золотником 10 с электромагнитным приводом (фиг, 2) левого плунжерного гидроцилиндра и правого плунжерного гидроцилиндра, два регулятора управления дросселем 11 (фиг. 2) левого плунжерного гидроцилиндра и правого плунжерного гидроцилиндра.

Рельефная поверхность 17 (фиг, 1) основания представляет собой разнообразные неровности плоскости, расположенные в хаотическом порядке и выполненные, например, наплавлением толстых швов в хаотическом порядке с помощью электросварки на металлический лист основания устройства. Рельефная поверхность моделирует реальные неровности, на которые может устанавливаться домкрат (например, неровности грунта, стройплощадки и т.п.).

Домкрат 18 имеет гибкую связь 19 с имитатором груза 1, которая служит для подстраховки его от опрокидывания и обеспечивает безопасность процесса обучения, В качестве гибкой связи может быть использован стальной канат. В качестве приспособления для выравнивания вертикального положения домкрата применяется набор металлических пластин 20, которые используются при необходимости, Подкладки вставляют между нижней опорной поверхностью домкрата 18 и рельефной поверхностью 17 основания 6 устройства.

Блок 3 отображения информации (фиг.

1) служит для контроля состояния устройства. Блок состоит, например, из оргстекла с нанесенным на нем символами и словами:

"Перекос влево", "Перекос вправо", "По центру", "Давление левого цилиндра", "Давление правого цилиндра", готовность к работе", для индикации которых применяются лампы накаливания Л1 — Лв (фиг, 4). Конструкция сменных профильных насадок устройства такова, что при установке на

1b ПМ21 имитатор груза насадка имитирует работу домкрата с различными профилями (фиг. 5), Обучение с помощью устройства осуществляется следующим образом, Обучаемый устанавливает домкрат 18 между основанием 6 и имитатором груза 1, Кинематика процесса работы устройства представлена на фиг. 3.

Здесь возможны два оптимальных варианта: устанавливается сразу два домкрата по концам имитатора груза (фиг. 3, а); устанавливается один домкрат с левого конца имитатора груза (фиг. 3, 6).

После установки домкрата обучаемый выравнивает домкрат в вертикальной плоскости деревянными и металлическими подкладками, вставляя их между рельефной верхней поверхностью основания и нижней опорой домкрата, При подъеме домкрата имитатора груза вес груза устанавливается в соответствии с размером щели на дросселе 11 регулятором (фиг. 2), Чем уже щель, тем больше "вес" имитатора груза 1. Регулятор дросселя градуируется в тоннах. "Bec" определяется экспериментально при помощи динамометра, который становится между имитатором груза 1 и домкратом, либо рассчитывается по эмпирическим формулам (не приведены).

При установке домкратов по схеме а обучаемые начинают поднимать имитатор груза 1. При этом жидкость из бака 13 гидросистемы 7 и 8 через регулируемый дроссель 11 и через обратный клапан 9 (сливной золотник 10 находится в нормально закрытом состоянии), поступает в гидроцилиндры

4 и 5 под действием перепада давления при выдвижении штока гидроцилиндров.

Для вырабатывания навыка определения центра масс поднимаемого груза в устройстве предусмотрен блок отображения информации, на котором при правильном положении груза высвечивается надпись

"По центру". При подъеме груза обучаемые контролируют его правильное положение по блоку 3, на котором загорается лампа Л (фиг. 4).

Если один обучаемый поднимает домкрат выше уровня домкрата другого обучаемого и превышает угол наклона, допустимый при работе с данным типом домкрата, то шарик датчика 2 угла наклона (фиг. 1) катится влево, при этом контакт КК (фиг, 4) размыкается, лампа Лз гаснет. На блоке отображения информации гаснет надпись "По центру". Шарик датчика замыкает далее контакт KKz — загорается лампа

Л и на блоке высвечивается надпись "Перекос влево". При перекосе вправо имитатора груза замыкается контакт ККз датчика и

55 вспыхивает лампа Л вЂ” "Перекос вправо".

Производится корректировка груза домкратами, После корректировки шарик датчика 2 должен находиться по центру, при этом замыкаются контакты KK> — загорается лампа

Лз — "По центру".

После достижения максимальной рабочей высоты домкрата, домкраты убираются из-под имитатора груза 1 обратным ходом рукоятки домкрата. Срабатывает гидросистема 7 и 8 устройства, и имитатор груза остается s максимально допустимом положении. При этом срабатывает реле 12 давления гидросистемы 7 и 8 (фиг. 2), замыкаются контакты реле КРД, КРД, загораются лампы Лд, Ль (фиг, 4) — на табло блока загораются надписи "Давление правого цилиндра", "Давление левого цилиндра", которые служат для контроля состояния устройства и означают, что домкраты из-под имитатора груза удалены и имитатор груза давит тяжестью своего веса на гидроцилиндры. Таким образом, Гидросистема 7 и 8 обеспечивает безопасность обучения и позволяет контролировать опускание имитатора груза.

Затем мастером производственного обучения от блока управления открывается золотник 10 гидросистемы 7 и 8, жидкость из плунжерных гидроцилиндров выдавливается под действием собственного веса имитатора груза 1 в бак 13 гидросистемы и груз опускается до упора на гидроцилиндры.

В исходном состоянии загорается лампа Л6 "Готовность к работе", при этом замыкаются контакты ВКл, ВК, концевых выключателей, укрепленных на верхних торцах гидроцилиндров 4 и 5 и срабатывающих от соприкосновения с нижней поверхностью имитатора груза 1. Надпись "Готовность к работе" означает, что устройство готово к обучению очередного обучаемого.

Работа устройства в другом варианте (по схеме б) отличается тем, что домкрат устанавливается с левого конца имитатора груза и обучение производится только для одного обучаемого. В этом случае гидроцилиндр 4 не работает, а работает только гидро цилиндр 5 и, соответственно, корректировка угла наклона имитатора груза не производится. Показания датчика 2 угла наклона при этом не принимается во внимание. В остальном работа устройства аналогична работе по схеме а.

Формула изобретения

1. Тренажер преимущественно для обучения работе домкратом, содержащий основание, на котором закреплены вертикально расположенные гидроцилиндры, со штока1678821 б ми которых шарнирно соединен имитатор груза, дроссели и гидролинии, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения безопасности, он снабжен баком, обратными клапанами, управляемыми сливными золотниками, блоком управления, установленным на. имитаторе груза датчиком перекоса, подключенными к рабочим полостям гидроцилиндров реле давления и блоком отображения информации, к которому подключены выходы датчика перекоса и реле давления, рабочие полости каждогс гидроцилиндра сообщены с баком через параллельные гидролинии, в одной из которых последовательно установлены дроссель, выполненный регулируемым, и обратный клапан, а в другой — управляемый сливной золотник, причем цепи управления регулируемого дросселя и управляемого сливного

5 золотника соединены с блоком управления, при этом один из гидроцилиндров жестко закреплен на основании, а другой — шарнирно.

2,Тренажер пои. 1, отл ич а ю щий10 с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, он снабжен приспособлением для выравнивания вертикального положения домкрата, а верхняя поверхность основания выполнена

15 рельефной.

1678821 и

EPEAA дпраЮо

Bleed

РУ"

ЯЙени ра1ого

4ЮЮф

ЯЮги ледка

Фиакр

1678821

Составитель О. Кузьмина

Техред М,Моргентал Корректор Т. Малец

Редактор Н. Яцола

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул;Гагарина, 101

Заказ 3182 Тираж 268 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Тренажер Тренажер Тренажер Тренажер Тренажер Тренажер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам по астрономии и позволяет повысить удобства пользования при отработке навыков работы с секстантом

Изобретение относится к средствам обучения обращению с инструментами

Изобретение относится к сварке, в частности к обучению обращения с инструментами

Изобретение относится к техЈическим средствам обучения обращению с инструментом, а именно к оборудованию поста ручной дуговой сварки

Изобретение относится к сварке, в частности к техническим средствам обучения приемам и навыкам ручной электросварки

Изобретение относится к устройствам по обучению слепых навыку нарезания резьбы метчиком в изделии и может быть использовано в учебно-производственных предприятиях слепых в учебном процессе по обучению их выполнению операций производственного процесса для возвращения их вновь к трудовой деятельности Цель изобретения -- повышение удобства в пользовании устройством незрячим исполнителем

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для демонстрации изгиба резца и температуры резания при определении оптимальных характеристик обрабатываемости различных материалов

Изобретение относится к обучающим устройством и может быть использовано для обучения владению ручными инструментами, имеющими дисковый вращающийся орган

Изобретение относится к техническим средствам обучения ручной электродуговой сварке и может быть использовано в учебном процессе подготовки сварщиков

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков

Изобретение относится к тренажеру для обучения сварщика ручной дуговой сварке плавящимся и неплавящимся электродом

Изобретение относится к способу определения параметров движения сварочной дуги при тренаже или тестировании сварщика на дуговых тренажерных системах
Наверх