Безударная муфта сцепления

 

178626

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респтблин

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 47с, 12

Заявлено 04Х.1964 (№ 898115/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22Л.1966. Бюллетень ¹ 3

Дата опубликования описания З,III.1966

МПК F 06d

УДК 621 — 231.322.2

621.825.52 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

= м цашвиишииишг тв

Авторы . I изобретения В. А. Алешин, Ю. И. Дмитриев, А. И. Карякин и Ю..Р Кутемнйсбкиб т

l тт тт д,:1тт

Заявитель

БЕЗУДАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛ ЕН ИЯ

Известна муфта сцепления с торцовыми зубьями, у которой ведущая полумуфта выполнена за одно целое с выходной шестерней редуктора пускового устройства и связана с валом муфты при помощи резьбовой пары.

Вал муфты вращается в двух подшипниках, один из которых установлен в корпусе, а другой во внутренней расточке выходного вала стартера. Ведущая полумуфта удерживается в крайнем выключенном положении спиральной пружиной, а ведомая полумуфта связана с выходным валом пускового устройства. Во внутренней расточке выходного вала смонтирована роликовая муфта свободного хода.

В предлагаемой муфте обеспечивается плавное безударное сцепление ведущей и ведомой полумуфт, для чего ведомая зубчатая полумуфта выполнена с внутренним венцом, во впадины которого входят с зазором соответствующие зубья фланца выходного вала, каждый из которых подпружинен от соответствующей впадины внутреннего венца ведомой полумуфты.

В описываемой муфте может быть обеспечено автоматическое включение и выключение с регулировкой величины максимального передаваемого крутящего момента, для чего посадочное отверстие кулачка обгонной муфты и соответствующая ей часть промежуточного вала выполнены взаимно коническими, а диск кулачка обгонной муфты подпружинен. например тарельчатой пружиной, поджпмаемой регулировочной гайкой.

На фиг. 1 изображена муфта в выключен;oì состоянии, продольный разрез; на фиг 2— то же, разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3— форма торцового зуба в плане, вид по стрелке

В на фиг. 1.

Ведущая (подвижная) полумуфта 1 прн помощи резьбовой пары связана с валом 2.

Резьбовая пара представляет собой трехзаходную трапецеидальную резьбу на валу 2, в канавки которой входят трп штифта 3 с конусными головками, вставленные в отверстия ступицы полумуфты 1. Центрирование полумуфты 1 на валу 2 осуществляется по наружному диаметру резьбы.

Вал 2 муфты вращается в двух подшипниках 4 и 5, один из которых (4) установлен в корпусе б, а другой (5) — во внутренней расточке выходного вала 7 муфты. Выходной вал

7 вращается в подшипниках 8, установленных в корпусе б. Во внутренней расточке вала 7 смонтирована также роликовая муфта свободного хода, состоящая нз кулачка 9 и роликов

10. Кулачок 9 связан с валом 2 прн помощи фрикционного конуса. Момент трения на фрикционном конусе обусловливается осевой силой, которая создается двумя тарельчатыми

30 пружинами 11. Регулировка момента трения

178626 осущесг»ляется прн помощи гайки 12. Момент трения должен быть достаточным для затормаживания вала муфты в процессе включения, Ilo меньше предельного момента, передаваемого роликовой муфтой свободного хода, во избежание разрушения последней. Для удержания полумуфты 1 в выключенном положении служит пружина 18.

Ведомая (неподвижная) полумуфта 14 выполнена в виде венца с торцо»ымн зубьями

15, связанного с выходным валом 7 при помощи зубьев 1б (см. фиг. 2). Полумуфта имеет возможность проворота относительно выходного вала в пределах зазора между зубьями вала и впадинами венца. При выключенной муфте этот зазор сохраняется максимальным за счет пружин 17 (см. фиг. 2). Центрирование полумуфты 14 ца валу 7 осуществляется по цилиндрическому пояску 18.

Зубья 15 и 19 (см. фиг. 3) имеют фронтальные площадки 20, острые кромки 21 на ведущих гранях 22 и скосы 28 на тыльных сторонах.

Описываемая муфта может быть использована для автоматического включения стартера при запуске поршневого илн турбореактн»ного двигателя. При запуске стартером приводится во вращение ведущая полумуфта 1, которая вращает вал 2. Поворот вала вызы»ает заклинивание роликов 10 муфты свободного хода, в результате чего вал 2, удерживаемый фрикционным конусом, затормаживается. При этом ведущая полумуфта 1 переместится в осевом направлении <о сцепления зубьев 19 с зубьями 15.

Если зубья встретятся фронтальными площадками 20, полумуфта 1, не имея возможности осевого перемещения, будет продолжать вращаться относительно полумуфты 14 вместе с валом 2 за счет проворота последнего в кулачке 9 по фрикционному конусу. При этом зубья 19 будут скользить своими площадками по площадкам зубьев 15 до тех пор, пока не сойдут с них, после чего зубья плавно войдут в зацепление, скользя но скосам 23. После этого полумуфта 14 провернется относительно вала 7, сжимая пружины 17, до упора зубьев

1б во впадины венца. Включение муфты за5 кончится.

Если зубья 15 и 19 при входе в зацепление встретятся гранями 22, замыкание их на полную глубину произойдет за счет проворота полумуфты 14 относительно вала 7 при сжа10 тии пружин 17.

При обгоне полумуфтой 14 полумуфты 1 зубья 15 выходят из зацепления с зубьями 19 и скосами 28 отводят полумуфту 1 от полумуфты 14. Полумуфта 1 удерживается в вы15 ключенпом положении пружиной И. Одновременно - происходит освобождение роликов 10 муфты свободного хода.

Предмет изобретения

1. Ьезударная муфта сцепления, содержаill;IB посаженную на промежуточном валу ведущую полумуфту и ведомую полумуфту, связанную с полым ведомым валом, внутри кото25 рой помещена сидящая на промежуточном валу обгонная муфта, от.гичающаяся тем, что, с целью обеспечения плавного безударного сцепления ведущей и ведомой полумуфт, ве;Ioìàÿ зубчатая полумуфта выполнена с внут50 ренним венцом, во впадины которого входят с зазором соответствующие зубья фланца выходного вала, каждый из которых подпружинен от соответствующей впадины внутреннего венца ведомой полумуфты.

Ç5 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения автоматического включения и выключения с регулировкой величины максимального передаваемого крутящего момента. посадочное отверстие кулачка обгонной

40 муфты и соответствующая ей часть промежуточного вала выполнены взаимно коническими, а диск кулачка обгонной муфты подпружинен, например тарельчатой пружиной, поджимаемой регулировочной гайкой.

178626

В < 75 7// 7 б

77

72

78

23

Фиг. 3

Составитель А. Савостин

Редактор И. Г. Карпас Техред А. А. Камышиикова Корректоры: С. Н. Соколова и О. Б. Тюрина

Заказ 4!8/11 Тираж 1426 Формат бум. 60X90 /е Объем 0,24 изд. л. Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.

Типография, пр. Сапунова, д. 2.

Безударная муфта сцепления Безударная муфта сцепления Безударная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в устройствах, где требуется отключение передачи вращения при достижении определенного крутящего момента

 // 200367

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам, и может быть использовано в приводах с передачей крутящего момента в одном направлении
Наверх