Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков

 

Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных средств. Цель изобретения - повышение долговечности гусеничной цепи. Это достиоется проворачиванием пальца в проушинах трактов, образующих цепь гусеничного обвода. Это проворачивание осуществляется установленным на остове упором, за который в процессе движения каждый палец задевает радиальными выступами на обращенной к остову своей головке. Благодаря установке упора в секторе дуги охвата гусеничной цепью ведущей звездочки проворачивание пальцев осуществляется в тот момент, когда она практически не нагружены . Более равномерный в окружном направлении при проворачивании износ пальцев снижает интенсивность удлинения шага гусеничной цепи в процессе эксплуатации движителя, что и повышает его долговечность . 8 ил. Ё

СОНЗЗ СОВЕТСКИХ

СОЦииЛИСТИЧЕСКИХ

РГСПУБЛИК (st)s В 62 0 55/205

ГОСУДДРС! BE ННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4787502/11 (22) 31,01.90 (46) 07.01.92, Бюл, N. 1 (71) Научно-исследовательский институт средств автоматизации (72) П.В.Зеленый, В.В.Яцкевич, В.Д.Пищало и В.В.Гетман (53) 621.113.012 (088.8) (56) 1. Тракторы./Под общ. ред. В.В,Гуськова. Ч.1. — Минск.: Высшая школа, 1979, с, 169, 178. 182, рис. 10.1, 10.5, 2. Анилович В.Я., Водоланченко Ю.Т, Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов: Справочное пособие.

Изд, 2-е. перераб. и доп. — M,: Машиностроение, 1976, с. 338, 348 и 349, рис. 15.1, 15.8. (54) ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ОБВОДОМ ИЗ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРАКОВ (57) Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных

Изобретение относится к движителям внедорожных гусеничных транспортных средств.

Известен гусеничный движитель, у которого обвод выполнен из замкнутой пластинчатой цепи с прикрепленными к ее звеньям пальцами-траками, содержащими на внешней поверхности грунтоэацепы. Цепь, охватывая опорные, ведущий, поддерживающие и направляющий катки, поддерживается в натянутом состоянии специальным механизмом, воздействующим в продольном направлении через упругий элемент на направляющее колесо, установленное в

„„!Ы„„1703538 А1 средств. Цель изобретения — повышение долговечности гусеничной цепи. Это дости ае-ся проворачиванием пальца в проушинах трактов, образующих цепь гусеничного обвода. Это проворачивание осуществляется установленным на остове упором. за который в процессе движения каждый палец задевает радиальными выступами на обращенной к остову своей головке. Благодаря установке упора в секторе дуги охвата гусеничной цепью ведущей звездочки проворачивание пальцев осуществляется в тот момент, когда она практически не нагружены. Более равномерный в окружном направлении при проворачивании износ пальцев снижает интенсивность удлинения шага гусеничной цепи в процессе эксплуатации движителя, что и повышает его долговечность. 8 ил. продольных направляющих посредством полэуйа (1).

Недостатком устройства является малая долговечность вследствие одностороннего износа цилиндрических шарниров пластинчатой цепи, ведущего к удлинению цепи, нарушению ее шага и последующему ускоренному разрушению.

Известен другой гусеничный движитель с цельнометаллическими фасонно-литыми траками, непосредственно соединенными в гусеничную замкнутую цепь цилиндрическими пальцами, пропущенными сквозь выполненные по краям траков проушины и зашплинтованными от выпадения. На внеш1703538

10

40 вокруг его выступающего из трака в сторо- -"

Ят ну остова конца, а нэ основе предусмотрен упор, установленный в одной вертикальной 45

55 ней поверхности траков отлиты грунтозацепы, а на внутренней — центрирующие реборды и беговые дорожки под охватываемые гусеничной цепью опорные, поддерживающие и направляющие катки, расположенные по обе стороны реборд, Под зубья ведущей звездочки в траках выполнены окна, расположенные между ребордами, т,е, в середине трака (2).

Недостаток этого движителя — пальцы подвергаются одностороннему износу, а цепь вытягивается, приводя к, нарушению шага зацепления, а это приводит к интенсивному износу зубьев ведущей звездочки и контактирующим с ними поверхностей окон в траках и чревато ускоренным разрушением движителя, 11 ью изобретения является повышение долговечности гусеничной цепи, состоящей из цельнометаллических траков.

Указанная цель достигается тем, что в гусеничном движителе с обводном иэ шарнирно сочлененных металлических траков, содержащих грунтозацепы на внешней поверхности, центрирующие гребни и по обе их стороны беговые дорожки под катки на внутренней поверхности, окна между гребнями для зубьев ведущей звездочки и проушины по обоим длинным сторонам для соединения траков посредством цилиндрических пальцев в замкнутую цепь. охватывающую опорные, поддерживающие, направляющий катки и ведущую звездочку, установленные на остове транспортного средства с возможностью вращения, и состоящую иэ участков, охватывающих катки и звездочку, натянутой и свободной ветвей, расположенных, соответственно, до и после дуги охвата цепью звездочки по направлению ее вращения, новым является то, что каждый палец снабжен как минимум тремя выступами, равномерно расположенными плоскости с выступами и смещенный относительно продольной оси пальца на расстояние, меньшее радиуса окружности, вписанной в многоугольник, соединяющий вершины выступов между собой, причем упор установлен е пределах сектора дуги охвата обводом ведущей звездочки.

Техническое достоинство устройства заключается в равномерном износе поверхностей пальцев е проушинах траков. Ожидаемый от этого эффект выразится е повышении долговечности гусеничной цепи и ведущей звездочки благодаря снижению интенсивности нарушения шага их зацепления, 15

На фиг. 1 изображен гусеничный движитель с обводом иэ шарнирно сочлененных металлических траков, вид сбоку; на фиг. 2 — фрагмент гусеничного обвода из двух металлических траков; на фиг. 3 — ведущая звездочка движителя с участком охватывающей ее гусеничной цепи; на фиг. 4— один из пальцев гусеничной цепи и приспособление для его периодического проворачивания; на фиг, 5 — разрез А-А на фиг. 4; на фиг, 6, 7 и 8 — стадии поворота одного из пальцев гусеничной цепи в момент прохождения его над упором.

Гусеничный движитель (фиг, 1) с обводом 1 из шарнирно соединенных металлических траков 2 содержит ведущую звездочку

3 (фиг. 3), направляющий каток 4, опорные катки 5 и 6, поддерживающие ролики 7. Oбразованная благодаря шарнирному соединению траков гусеничная цепь охватывает укаэанные звездочку, катки и ролики. Для зацепления гусеничной цепи с зубьями звездочки в траках выполнены окна 8, а для опирания цепи на катки и ролики, каждый иэ которых выполнен сдвоенным, на внутренней псверхности траков предусмотрены плоские беговые дорожки 9. Боковую фиксацию гусеничной цепи на катках и роликах осуществляют центрирующие гребни 10. при этом беговые дорожки под сдвоенные катки и ролики выполнены по обе стороны гребней, а окна под зубья звездочки — между ними. С внешней стороны траки содержат грунтозацепы 11. Шарнирное соединение траков в замкнутую гусеничную цепь осуществляют цилиндрические пальцы 12. пропущенные через проушины 13 и 14, выполненные вдоль их длинных сторон.

Каждый трак выполнен цельнометаллическим из фасонной литой заготовки.

Каждый палец с одной стороны содержит выполненную с ним заодно целое головку в виде трех равномерно расположенных выступов 15, а с второй — отверстие 16 под шплинт 17, Вставлен палец в проушины с стороны остова 18 транспортного средства и шплинт удерживает его от выпадения, опираясь на крайнюю проушину через шайбу 19.

Для проворачивания пальца в проушинах на остове предусмотрен упор 20 призматической формы, установленный в одной продольно-вертикальной плоскости с выступами 15, причем с внутренней стороны гусеничного обвода, будучи удален от траектории движения пальцев на расстояние, меньшее радиуса окружности 21, вписанной в правильный многоугольник 22, образованный прямыми, проходящими через вершины выступов, но не меньше ради1703538 уса пальца, B данном иллюстрированном примере многоугольник представляет собой равносторо, н«й треугольник (фиг. 5), хотя возможно любое большее количество выступов на пальцзх, Ro избежание оп«рания еыступое на твердое дорожное покры.«е и их поломки они не выступают эа абарит проушины трека по толщине.

Упор 20 целесообразно выполнять в виде трехгранной призмы, одна из граней которой располагается параллельно траектории движения пальцев. Обращенное против напразг. ыя движения пальцев ребро призилы, непосредственно воэдейгтеуя на один из выступов 15 (ближе расположенный к нему). обсспеч«вает поворот пал..ца на 120 (ф«г. 6), при четырех выступах — на 90О (фиг. 7), при шести выступах— на 60 (ф«г 8) и т д Относительные размеры

y»oDa 20 и головки пальца с выступами 15 должны быть таковы, чтобы палец, проворач«еаясь, мог беспрепятственно проходить над упором (фиг. 6-8).

Важно правильно расположить упор относительно различных участков (ветвей) обвода. Это связано с тем, чтобы гусеничная цепь не имела колебаний в месте установки упора, а палец был разгружен максимально от радиальных усилий. Таким местом является зона дуги охвата гусеничной цепью звездочки 3, а именно участок дуги между точкой 23 входа зубьев в контакт и точкой 24 выхода зубьев из контакта с цепью. Палец по мере удаления от точки 23 постепенно импульсами разгружается, так как нагрузка на цепь передается преимущественно вновь вступающими в контакт с зубьями звеньями цепи. Причиной этому то, что шаг цепи всегда несколько больше шага зубьев звездочки по причине неизбежности возрастания зазоров в шарнирах цепи, податливости цепи, износа шеек в окнах ее звеньев.

За пределами дуги охвата. т.е. по другую сторонуот точки 24ветвь обвода подверн.ена значительным вертикальн *IM колебаниям, что отрицательно сказывается на взаимодействии упора 20 с выступами 15 и расположение упора здесь нежелательно.

Кроме того, эа точкой 24 пальцы це;,и вновь оказываются нагруженными, воспринимая усилие натяжения цспи и усилие от проеисания ее между опорными роликами 7, а при заднем ходе движителя верхняя ветвь обвода нагружена максимальным усилием. Таким образом, упор 20 следует устанавливать на остове в таком месте, чтобы поворот пальцев 12 и;лел место в зоне дуги охвата цепью звездочки. В этом случае проворачиваемый палец имеет минимальный момент трения в проушинах. г

Установка упора 20 именно с внутренней стороны обвода, KBK указывалось, необходима во избежание удара 00 не о оловки пальца не выступом. а сердцевиной, если по каким-то причинам гусеничная цепь прослабнет или эвездо .ка проеерн тся в ней.

При внутренней установке выступы оловом« пальца просто минуют упор, в такой с«туации и поломок не происходит.

Ведущая звездочка 3 установлена на выходном валу бортового редуктора трансмиссии транспортного средства (не «эображена), а ролики 7 — непосредственно на остове с воэможностью свободного вращения. Опорные катки 5 и 6 попарно связаны балансирами 25 и 26, оба плеча каждого из которых подпружинены OTHoc«TBльно друг друга и оп«раются на остов посредством горизонтальных осей. Направляющий каток установлен на остове при помощи кривошипа 27, подпружиненного в продольном направлении, что позеол:ет поддерживать гусеничную цепь в постоянном натяжении.

Пропущенный через упругий элемент винт

28 позволяет регулировать усилие этого натяжения.

Устройство работает следующим образом.

Звездочка 3 приводит в движение гусеничный обвод 1, который при этом перемещается (перематывается) на свободно посаженных катках 4, 5 и 6 и роликах 7.

Нижняя ветвь обвода, будучи прижатой опорными катками 5 и 6 к грунту, воспринимает вертикальные и продольные его реакции, обеспечивая поступательное перемещение несомого движителем транспортного средства по местности. В процессе движения гусеничной цепи, образующей гусеничный обвод 1, выступы 15 задевают за упор 20 согласно схемам на фиг. 6-8, что приводит к повороту каждого пальца на

120, Следовательно, палец после прохождения упора всякий раз меняет свои участки, контактирующие с.проушинами 13 и 14 сочленяемых им звеньев-траков гусеничной цепи, и вступление в контакт вновь тех же участков (сторон) пальца происходит только после трехкратной перемотк:i обвода. Этим удлиняется срок службы пальцев и снижается интенсивность удлинения шага гусеничной цепи. Одной из причин удлинения шага гусеничной цепи является то, что каждый палец истирается (изнашивается) проушиной только с одной стороны, приобретая со временем коленчатую форму. При повороте же пальца всякий раз по прохождению упора износу подвергается другая его сторона, т.е. износ по окружности станет более равномерным и при трех выступах на пальцах

1703538 приблизительно второе снизит интенсивность удлинения шага гусеничной цепи, Это, в свою очередь, обеспечивает нормальное (при незначительных рассогласованиях шагов звездочки и гусеничной цепи) зацепление последних, а следовательно, повысит долговечность движителя до ремонта, когда возникнет необходимость замены звездочек, траков и, конечно, самих пальцев.

Формула изобретения

Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков, содержащих на внешней стороне грунтоэацепы, на внутренней — центрирующие гребни и по обе их стороны — беговые дорожки под катки, окна между гребнями под зубья ведущей звездочки и проушины по обоим длинным сторонам для соединения траков. цилиндрическими пальцами в замк27

28 7

2о нутую цепь, охватывающую опорные, поддерживающие и направляющие катки и ведущую звездочку, установленные на основе транспортного средства с воэможностью

5 вращения, отл ича ю щи йс я тем,что, с целью повышения долговечности, каждый палецснабжен как минимум тремя радиальными равноудаленными выступами, образующими головку пальца, обращенную к

10 остову, а на остове установлен упор. располагающийся в плоскости движения головок пальцев с внутренней стороны обвода на удалении, меньшем радиуса окружности, вписанной в многоугольник, образованный

15 прямыми, проходящими через вершины выступов головки пальца, но большем его диаметра, причем упор установлен на остове в зоне середины сектора дуги охвата обводом ведущей звездочки, 1703538

1703538

Составитель П,Зеленый

Тех ред М. Моргентал Корректор И.Муска

Редактор М.Янкович

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yh.Ãàràðèíà, 101

Заказ 33 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. ж-35, Раушская наб., 4/5

Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков Гусеничный движитель с обводом из шарнирно сочлененных металлических траков 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области наземного транспорта, конкретно к гусеничным движителям транспортных средств, главным образом длиннобазовых гусеничных тягачей и вездеходов для тундровых районов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесным транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению и конкретно касается производства гусеничных тракторов

Группа изобретений относится к узлу ходовой части для гусеничной машины. Гусеничная машина включает в себя узел (10) ходовой части с направляющим колесом (25), оригинальным траком (155) и оригинальной втулкой (137). Узел (10) ходовой части для гусеничной машины (13) содержит два трака (55), скрепленных гильзой (34), направляющее колесо и зазор (76), расположенный между верхней поверхностью направляющего колеса и втулкой. Гильза включает в себя втулку (37), расположенную вокруг и вращательно относительно штифта (43). Один из траков включает в себя поверхность (61) износа беговой дорожки траковой цепи. Направляющее колесо содержит нижнюю поверхность (67), выполненную с возможностью износа о поверхность износа беговой дорожки траковой цепи, а также верхнюю поверхность (70), выполненную с возможностью износа о втулку. Верхняя поверхность расположена радиально снаружи от нижней поверхности на расстоянии, равном первоначальной высоте (85) верхней поверхности. Первоначальная высота верхней поверхности может находиться в диапазоне примерно от 70% до примерно 90% от первоначальной высоты поверхности износа. В течение первого периода времени оригинальный трак соприкасается с направляющим колесом без соприкосновения оригинальной втулки с направляющим колесом. В течение второго периода времени оригинальная втулка соприкасается с направляющим колесом. Достигается снижение шума и износа траков. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Резинометаллический шарнир для соединения звеньев гусениц транспортных средств содержит палец с резиновыми кольцами с наружным диаметром больше диаметра проушин звеньев гусениц и установленным между ними ограничителем радиальной деформации в виде смазываемого участка пальца, равного диаметру проушин звеньев гусеницы. Смазываемый участок пальца выполнен из эпоксидного углепластика с содержанием в связующем дисульфида молибдена от 20 до 50% по массе. Резиновые кольца смежных звеньев соединены между собой цилиндрической эластичной оболочкой. Резиновые кольца дополнительно могут соединяться разрезной втулкой, крайние участки которой заформованы в резиновые кольца. Достигается повышение долговечности шарнира и упрощение конструкции. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх