Система магнитного подвеса ротора

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам бесконтактного подвеса вращающихся тел. Целью изобретения является уменьшение габаритов и энергопотребления, а также повышение быстродействия . Система магнитного подвеса ротора содержит две радиальные электромагнитные опоры 1 и две аксиальные электромагнитные опоры 2. Статоры 3 и 5 и подвижные элементы 6 и 9 радиальных и аксиальных опор соединены магнитопроводами 4 и 8. В магнитной цепи статоров 3 и 5 установлены постоянные магниты 10. Аксиальные опоры 2 выполнены со статором 5. образующим два аксиальных зазора с подвижным элементом 9. Обмотка 18 управления этой опоры 2 выполнена кольцевой с осью, ориентированной вдоль оси ротора 7. 2з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sIIs F16С39/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4832894/27 (22) 01.06.90 (46) 15,03.92. Бюл. bb 10 (71) Московский энергетический институт (72) А.А.Карпов, В.П;Ларин, В.Г.Морозов и

В.А.Трегубов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент США hh 4114960, кл. F 16 С 39/00. 1978. (54) СИСТЕМА МАГНИТНОГО ПОДВЕСА

РОТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам бесконтактного подвеса вращающихся тел. Целью изобре1ения является уменьшение габаритов и

„,5U„, 1719735 А1 энергопотребления. а также повышение быстродействия. Система магнитного подвеса ротора содержит две радиальные электромагнитные опоры 1 и две аксиальные электромагнитные опоры 2. Статоры 3 и 5 и подвижные элементы 6 и 9 радиальных и аксиальных опор соединены магнитопроводами 4 и 8. В магнитной цепи статоров 3 и 5 установлены постоянные магниты 10. Аксиальные опоры 2 выполнены со статором 5, образующим два аксиальных зазора с подвижным элементом 9. Обмотка 18 управления этой опоры 2 выполнена кольцевой с осью, ориентированной вдоль оси ротора 7.

2 з.п. ф-яы, 10 ил.

1719735

10

50

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесконтактному магнитному подвесу роторов машин и механизмов.

Известны системы магнитного подвеса роторов, содержащие радиальные магнитные опоры с постоянными магнитами и обмотками управления, подключенными к блоку управления, управляемые по сигналам датчиков радиального положения.

Недостатком известных систем магнитного подвеса является отсутствие активного управления, обеспечивающего демпфирование колебаний ротора в аксиальном направлении.

Известна система магнитного подвеса ротора, содержащая постоянные магниты, установленные на неподвижном элементе, с обмотками аксиального управления и подвижный элемент с концентрическими пазами, аналогичными таким же пазам на неподвижном элементе. Две обмотки управления подключены к блоку автоматического управления.

Недостатком такой системы является слабое демпфирование и малая жесткость в радиальном направлении. Кроме того, конструкция системы подвеса не позволяет ее использование при отсутствии отверстия в маховиках, роторах турбомашин, гироскопов и т.п., поскольку это. снижает функциональные возможности системы.

Наиболее близкой к предлагаемой является система магнитного подвеса ротора, содержащая радиальные и аксиальные магнитные опоры, неподвижные элементы которых — статоры с обмотками управления подключены к соответствующим каналам блока автоматического управления, соединенным с соответствующими датчиками положения ротора, подвижные элементы магнитных опор размещены на роторе.

Недостатками такой системы магнитного подвеса являются значительные габариты и большое энергопотребление, а также низкое быстродействие из-за значительной величины индуктивности обмоток управления.

Целью изобретения является уменьшение габаритов и энергопотребления, а также повышение быстродействия системы подвеса. указанная цель достигается тем, что система магнитного подвеса ротора содержит подвижные элементы и статоры радиальных электромагнитных опор с полюсами и аксиальных электромагнитных опор, обмотки уп равления статоров подключены к соответ. ствующим каналам блока автоматического управления, соединенным с соответствующими датчиками положения ротора, снабжена магнитопроводом, соединяющим статоры радиальных и аксиальных опор, магнитопроводом, соединяющим подвижные элементы радиальных и аксиальных опор, и постоянными магнитами, расположенными в цепи магнитопровода, соединяющего статоры, причем каждая аксиальная опора выполнена с одним статором, образующим с подвижным элементом два аксиальных зазора; симметричных относительно середины подвижного элемента, а обмотка управления каждой аксиальной опоры выполнена кольцевой с осью, ориентированной вдоль оси ротора.

Статоры радиальных опор при этом более целесообразно выполнять с четырьмя полюсами, Статоры аксиальных опор могут быть выполнены с кольцевым пазом, обращенным к подвижному элементу, между стенками которого расположен кольцевой подвижный элемент, а на дне паза — обмотка управления.

На фиг.1-3 представлены системы магнитного подвеса ротора с радиально расположенными полюсами стэторов радиальных электромагнитных опор, продольные разрезы; на фиг.4 — 5 то же, с аксиально расположенными полюсами радиальных электромагнитных опор; на фиг.6 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.7- разрез Б-Б на фиг.5; на фиг.8 — радиальная электромагнитная опора с круглым сечением аксиально расположенных полюсов, продольное сечение; на фиг.9 — статор электромагнитной опоры, вид с торца; на фиг.10 — аксиальная электромагнитная опора с указанием магнитных потоков, создаваемых постоянным магнитом (или магнитами) и обмоткой управления, продольный разрез.

Система магнитного подвеса ротора (фиг.1) содержит две радиальные электромагнитные опоры 1 и две аксиальные электромагнитные опоры 2. Статор 3 каждой радиальной опоры 1 соединен магнитопроводом 4 со статором 5 аксиальной опоры 2.

Подвижный элемент 6 радиальной опоры 1, установленный на роторе 7, соединен магнитопроводом 8 с подвижным элементом 9 аксиальной опоры 2, также размещенным на роторе 7. В магнитной цепи статоров 3 и

5 системы подвеса в разрезе магнитопровода 4 установлены магниты .10, намагниченные в аксиальном направлении.

Статоры 3 радиальных опор 1 выполнены с радиально расположенными полюсами

11. Для приведения ротора 7 во вращение установлен электродвигатель 12 со статором 13 и активной частью 14, размещенной на роторе 7.

1719735

Система подвеса содержит также. дат- ток под тем полюсом 11, к которому прибличики 15 радиального положения и датчики зился подвижный элемент 6 ротора 7. Та16аксиального положения ротора 7.Датчи- ким образом, симметрия действующих на ки 15 и 16 через блок автоматического уп- ротор 7 сил нарушится и подвижный элеравления (не показано) подключены к 5 мент ротора 7поддействием большей сисоответствующим обмоткам 17 и 18 управ- лы, развиваемой потоком магнита 10 под ления статоров 3 и 5 опор 1 и 2, Аксиаль- противоположным полюсом 11, от которого ные опоры 2 выполнены со статором 5, подвижный элемент 6 ротора 7 удаляется, образующим два аксиальных зазора, сим- начнет движение в сторону, противополож- метрич н ых относител ьно середины по- 10 ную начальному смещению. движного элемента 9, а обмотка 18 Смещение ротора 7 в аксиальном науправления каждой аксиальной опоры 2 вы- правлении фиксируется датчиками 16 аксиполнена кольцевой с осью, ориентирован- ального положения. Сигнал датчиков 16 ной вдоль оси ротора 7. через блок управления подается на обмот15 ку 18 управления и в ней формируется ток

Система магнитного подвеса ротора мо- управления такого направления, чтобы пожетбыть выполнена(фиг.2) соднойаксиаль- ток Фое, созданный им, уменьшил суммарнойопорой2идвумярадиальнымиопорами ный поток в одном воздушном зазоре

1 при несимметричном размещении их от- между статором 5 и подвижным элементом носительно электродвигателя 12. 20 9 и увеличил в другом зазоре. В зазоре с

Радиальные опоры 1 и аксиальные опо- большим магнитным потоком создается ры 2 могут быть размещены радиально от- сила, под действием которой подвижный носительно друг друга (фиг.3), причем элемент 9 ротора 7 начнет движение в стомагнит 10выполнен срадиальнымнаправ- рону, противоположную начальному смелением намагниченности. Радиальные опо- 25 щению. ры 1 могут быть выполнены с аксиально В магнитных опорах 1 и 2 потоки Ф, расположенными полюсами 11 (фиг.4 и 5). Фг и Фоб обмоток 17 и 18 управления обесНаиболее целесообразно выполнение ста- печивают только перераспределение пототоров 3 радиальных опор 1 с четырьмя по- ков в зазорах и чем больше поток Ф м люсами 11(фиг.6 и 7), а, кроме того, сечение 30 магнитов10, тем меньше необходимая МДС аксиально расположенных полюсов 11 вы- обмоток 17 и 18 управления и соответственполнять круглым для уменьшения длины но меньше потребляемая-мощность, либо витка обмотки 17 управления. при той же мощности меньше постоянная

Статоры 5 аксиальных опор 2 могут быть времени обмоток 17 и 18 управления, а, слевыполнены с кольцевым пазом19,обращен- 35 довательно, больше быстродействие систеным к подвижному элементу 9. который вы- мы магнитного подвеса. Уменьшение полнен в виде диска 20 и размещен между габаритов достигнуто также за счет налистенками паза 19, в котором расположена чия только одного статора 5 аксиальной кольцевая обмотка 18 управления. опоры 2.

Система магнитного подвеса работает 40 следующим образом. Формула изобретения

Магнитный поток Ф постоянного магнита 10, проходя по магнитопроводу 4, по- 1. Система магнитного подвеса ротора, люсам 11 радиальной опоры 1, подвижному содержащая подвижные элементы и статоэлементу 6, магнитопроводу 8, подвижному 45 ры радиальных электромагнитных опор с элементу 9 и статору 5 аксиальной опоры 2, полюсами и аксиальных электромагнитных создает в зазорах опор магнитное поле и опор, обмотки управления электромагнитсоответственно одинаковые и противопо- ных опор, подключенные к соответствуюложно направленные в зазорах силы притя- щим каналам блока автоматического жения при центральном положении ротора 50 управления, соединенного с соответствую7. Смещение ротора 7 в радиальном направ- щим датчиками положения ротора, о т л илении фиксируется датчиками 15 радиаль- ° ч à ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения ного положения. Сигнал датчиков 15 через габаритов и энергопотребления. а также поблокавтоматическогоуправления подается вышения быстродействия системы, она на обмотки 17 управления и в соответствии 55 снабжена магнитопроводом, соединяющим с направлением и величиной смещения ро- статоры радиальных и аксиальных опор, тора 7 в них формируется ток управления магнитопроводом, соединяющим подвижтакого направления, чтобы потоки % и Ф2. ные элементы радиальных и аксиальных созданные им, уменьшили суммарный по- опор, и постоянными магнитами. располо1719735

1 женными в цепи магнитопровода, соединяющего статора, причем каждая аксиальная опора выполнена с одним статором, образующим с подвижным элементом два аксиальных зазора, симметричных относительно середины подвижного элемента, а обмотка управления каждой аксиальной опоры выполнена кольцевой с осью. ориентированной вдоль оси ротора.

2, Система по п.1, отличающаяся тем, что число полюсов статора радиальных опор выполнено равным четырем.

3. Система по п.1 и 2, о т л и ч а ю щ а я5 с я тем, что статоры аксиальных опор выполнены с кольцевым пазом, между стенками которого расположен кольцевой подвижный элемент, а на дне паза — обмотка управления.

Ч И д Ю 20

Фиг.4

Фиг.б

1719735

Фиг.6

1719735

1719735

Фиг.IO

Составитель В.ларин

Техред ММоргентал

Корректор Э.Лончакова

Редактор Ю.Середа

Производственно-иэдательскиА комбинат "Патент", с. Ужгород, ул.Гагарина, 101. Заказ 756 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Рауаская наб„4/5

Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора Система магнитного подвеса ротора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приборостроению

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для прямолинейных перемещений, вызываемых термическими воздействиями

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шпиндельным узлам с магнитными опорами ротора

Изобретение относится к высокооборотным турбомашинам с газовыми подшипниками

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при разгрузке подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в средствах бесконтактного подвешивания тел

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разгрузки подшипников консольного вала

Изобретение относится к приборостроению , а именно к конструкциям бесконтактных опор

Изобретение относится к магнитным подшипникам и, в частности, к упорным магнитным подшипникам

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам электромагнитной разгрузки опор и магнитного подвеса

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к машинам с роторным, преимущественно, высокоскоростным и тяжелым рабочим органом (крестовина, диск, барабан, колесо и т.п.) на вертикальном валу с разгружаемыми опорными узлами, и может найти применение в центробежной технике, турбостроении, двигателестроении, станкостроении и т.д

Изобретение относится к способу и устройству для снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения, применяемых в станках по обработке материалов, в транспортных средствах передачи сырья и продукции, и может быть использовано в промышленности строительных материалов, в химической, в сельскохозяйственной и в др

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам на магнитной подвеске, и может быть широко использовано в узлах и механизмах во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к подшипнику качения, снабженному смазывающей пленкой, находящейся под давлением, действующей по типу «выдавливаемой пленки», который предназначен для использования преимущественно в авиации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в горной, металлургической и обогатительной промышленности

Изобретение относится к устройствам подшипников скольжения, содержащим постоянные магниты с вертикально расположенной несущей осью вращения, применяемым в станках по обработке материалов, в генераторах электрического тока, в транспортных средствах, в промышленности строительных материалов, в химической, сельскохозяйственной и в др
Наверх