Фрикционный планетарный вариатор

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - расширение диапазона регулирования и повышение /4 нагрузочной способности вариатора. Это достигается тем, что во фрикционном вариаторе между его центральными колесами 9 и 10 и венцами сателлитов 4 и 5, в ручьи их беговых дорожек установлены дополнительные сателлиты 16 (кольца, диски) через которые они взаимодействуют. Изменение механизмом управления ширины беговой дорожки центрального колеса 9 вызывает радиальное перемещение дополнительных сателлитов 16, которые перемещаются в разных направлениях и изменяют ширину дорожек сателлитов 4 и 5 и центрального колеса 10, что приводит к изменению их радиусов контакта и, следовательно, скорости или направления вращения ведомого вала. 4 ил. (Л С ю VI ел го

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 F 16 Н 15/50

ГОСУДАРСТВЕН.1ЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21).4780142/28 (22) 28.11.89 (46) 15.03.92. Бюл. М 10 (75) А.С. Санков (53) 621.839.062.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 912985, кл. F 16 Н 15/50, 1975.

КожевниковС.Н. и др. Механизмы, M.:

Машиностроение, 1976, с. 341.

Авторское свидетельство СССР

hk 146053, кл. F 16 Н 15/50, 1985. (54) ФРИКЦИОННЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — расширение диа.пазона регулирования и повышение

„„5lJ „„1719752 А1 нагрузочной способности вариатора. Это достигается тем, что во фрикционном вариаторе между его центральными колесами 9 и 10 и венцами сателлитов 4 и 5, в ручьи их беговых дорожек. установлены дополнительные сателлиты 16 (кольца, диски) через которые они взаимодействуют, Изменение механизмом управления ширины беговой дорожки центрального колеса 9 вызывает радиальное перемещение дополнительных сателлитов 16, которые перемещаются в разных направлениях и изменяют ширину дорожек сателлитов 4 и 5.и центрального колеса 10, что приводит к изменению их радиусов контакта и. следовательно, скорости или направления вращения ведомого вала. 4 ил.

1719752

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесступенчатого регулирования и реверсирования скорости в приводах и трансмиссиях различных машин и механизмов.

Известен фрикционный вариатор, содержащий входной и выходной валы, сферические элементы с внутренней фрикционной поверхностью, один из которых заторможен, а другой закреплен на выходном валу, водило, установленное на входном валу и двухвенцовые ролики, расположенные на водиле и взаимодействующие с обоими сферическими элементами.

Изменение скорости вращения выходного вала происходит за счет изменения диаметров дорожек, обкатываемых роликами по сферическим поверхностям.

Вариатор имеет широкий диапазон регулирования, но недостаточно высокую нагрузочную способность, требующую больших усилий поджатия роликов к фрикционным поверхностям.

Известен фрикционный планетарный вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, клиновые фрикционные диски, один из которых заторможен, а другой закреплен на выходном валу. Оба диска взаимодействуют с роликами, установленными на водиле ведущего вала на шатунах. Изменение скорости вращения ведомого вала производится за счет изменения положения роликов относительно дисков.

Иэ-за постоянного наличия разности диаметров дисков указанный вариатор имеет узкий диапазон регулирования скорости ведомого вала.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является фрикционный планетарный вариатор, содержащий водило с основными и дополнительными сателлитами, основные центральные колеса: одно — с наружными фрикционными поверхностями, другое — с внутренними, состоящие каждое из двух дисков, дополнительные центральные колеса, идентичные основным. Диски центральных колес имеют возможность осевого перемещения, а сателлиты — как осевого, так и радиального перемещения.

Изменение частоты вращения звена происходит эа счет изменения радиусов контакта сателлитов с центральными колесами.

Недостатком известного вариатора яв ляется необходимость перемещения сателлитов в радиальном и осевом направлениях, что усложняет конструкцию, ограничивает усилие поджатия дисков к сателлитам, тем более, что оси сателлитов воспринимают усилие от крутящего момента ведущего звена, преобразованное дополнительными сателлитами (равное нулю — в режиме

5 остановки ведомого звена. максимальное значение — в режиме работы вариатора при минимальных значениях передаточного отношения).

"Плавающая" (беэ фиксации) установка .

10 сателлитов на оси позволяет оси симметрии беговых дорожек, а следовательно, и сателлитам отклоняться от перпендикулярного направления к оси их вращения, т.е. возникает перекос сателлитов. Это вызывает

15 большие потери мощности в вариаторе, повышение его температуры, снижение ресурса и т,д.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования скорости ве20 домого вала и повышение нагрузочной способности "ариатора.

Поставленная цель достигается тем, что во фрикционном планетарном вариаторе, содержащем водило с двухвенцовыми са25 теллитами, два центральных колеса с внутренними или наружными фрикционными поверхностями, состоящие каждое из двух симметричных подпружиненных дисков, установленных с возможностью осевого пере30 мещения одного из них, а венцы сателлитов соединены между собой и выполнены каждый из одного подвижного и одного зафиксированного (неподвижного) дисков с наружной фрикционной поверхностью для

35 взаимодействия с центральными колесами через дополнительные сателлиты, выполненные в виде роликов или колец и размещенные между основными сателлитами и центральными колесами для взаимодейст40 вия с ними.

В зависимости от ширины дорожки, установленной на заторможенном диске, определяются положение дополнительных сателлитов (колец или роликов) и диаметры

45 дорожек их контакта с центральными колесами и основными сателлитами, т.е. режим работы вариатора, На фиг, 1 изображена кинематическая схема вариатора с внутренним контактом

50 центральных колес с сателлитами, в котором дополнительные сателлиты выполнены в виде роликов; на фиг, 2 — сечение А-А на . фиг, 1; на фиг. 3 — схема вариатора с внутренним контактом элементов и лополнй55 тельными сателлитами в форме колец; на фиг. 4 — сечение 5 — Б на фиг, 3.

Фрикционный планетарный вариатор содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, водило 3, установленное на ведущем валу, основные сателлиты 4 и 5 с венцами, 1719752 установленные на водиле и состоящие каждый из подвижного в осевом направлении диска 6 (общего для обоих венцов) и зафиксированных дисков 7 и 8, центральные колеса, состоящие каждое из подвижных и подпружиненных в осевом направлении дисков 9 и 10, причем диск 10 соединен с механизмом 11 управления (на фиг. 1 и 3) пружины диска 10 не показаны), и зафиксированных в том же направлении дисков 12 и 13. Между основными сателлитами и центральными колесами вариатора установлены дополнительные сателлиты 14, выполненные в виде роликов или колец, которые взаимодействуют с этими элементами.

Вариатор работает следующим образом.

При перемещении диска 10 центрального колеса в осевом направлении дополнительный сателлит 14 перемещается в радиальном направлении и перемещает диск 6 основного сателлита, изменяя ширину беговой дорожки сателлита 4, при этом дополнительный сателлит 14, перемещаясь в радиальном направлении, сдвигает диск 9 центрального колеса, меняя ширину его беговой дорожки.

Изменение ширины беговых дорожек сателлитов и центральных колес вызывает изменение радиусов их контакта и в конечном итоге изменение скорости или направления вращения ведомого элемента, т.е. центрального колеса и вала 2.

Изобретение обеспечивает изменение скорости в широких пределах, реверсирова5 ние ведомого вала, его остановку и торможение.

Вариатор способен передавать большой крутящий момент, так как усилие поджатия его элементов ограничено только

10 прочностью их материала.

Формула изобретения

Фрикционный планетарный вариатор, содержащий водило с двухвенцовыми са15 теллитами, два центральных колеса с внутренними фрикционными поверхностями, состоящие каждый из двух симметричных дисков, установленных с возможностью осевог их перемещения, отл ича ю щи и с я тем.

20 что, с целью расширения диапазона регулирования, венцы сателлитов соединены меж,:, собой и выполнены каждый из одного подвижного и одного неподвижного в осевом направлении дисков с наружной

25 фрикционной поверхностью для взаимодействия с центральными колесами через промежуточные сателлиты, а вариатор снабжен дополнительными сателлитами, выполненными в виде роликов или колец и

30 размещенными между основными сателитами и центральными колесами для взаимодействия с ними.

1719752

Составитель А,Санков

Техред M. Моргентал Корректор T.Палий

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 757 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Фрикционный планетарный вариатор Фрикционный планетарный вариатор Фрикционный планетарный вариатор Фрикционный планетарный вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным передачам

Изобретение относится к фрикционным вариаторам

Изобретение относится к механическим вариаторам скорости

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным передачам, которые могут быть использованы в различных отраслях техники

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным вариаторам

Изобретение относится к фрикционным вариатором, которые могут быть использованы в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к передачам , и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передаточным механизмам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, частности в мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для бесступенчатой трансмиссии автомобиля

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению
Наверх