Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств

 

Изобретение относится к устройствам для оценки угловых параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя транспортного средства. Целью изобретения является упрощение процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства. Оптический трассирующий элемент 6 снабжен насадкой 9, состоящей из корпуса, двух зеркал и прозрачной призмы с основанием в виде равнобокой трапеции. При повороте призмы на угол 45° прошедший через призму и отраженный одним из зеркал луч выходит параллельно оси трассирующего элемента 6. По лимбу устанавливают прохождение луча оптического трассирующего элемента 6 в прямом направлении. Затем, совмещают этот луч с наружным (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла. После этого поворотом призмы устанавливают положение луча, исходящего соответственно от правого или левого зеркала 9, до совпадения с внутренним (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла и по лимбу определяют угол непросматриваемых зон, величину которого оценивают по нормативным документам . Оптический трассирующий элемент 6 установлен в кабине транспортного средства посредством стойки 1 и продольной направляющей2 с кареткой 3. 8 ил. В / СО С VJ Ю Ј ON GO ФигЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 01 М 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ

{21) 4841420/11 (22) 18.06.90 (46) 23.03.92. Бюл. ¹ 11 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) B.Ï.Ðoñò и Г.А.Голов (53) 629.1) 3.001.45 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 491069, кл. 6 01 M 17/00, 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЗОРНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к устройствам для оценки угловых параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя транспортного средства. Целью изобретения является упрощение процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства. Оптический трассирующий элемент 6 снабжен насадкой 9, состоящей из корпуса, двух зеркал и прозрачной призмы с основанием в виде равнобокой трапеции. При повороте призмы на угол 45 прошедший через призму и отраженный одним из зеркал луч выходит параллельно оси трассирующего элемента 6. По лимбу устанавливают прохождение луча оптического трассирующего элемента 6 в прямом направлении. Затем совмещают этот луч с наружным (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла. После этого поворотом призмы устанавливают положение луча, исходящего соответственно от правого или левого зеркала

9, до совпадения с внутренним (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла и по лимбу определяют угол непросматриваемых зон, величину которого оценивают по нормативным доку-. ментам. Оптический трассирующий элемент

6 установлен в кабине транспортного средства посредством стойки 1 и продольной направляющей 2 с кареткой 3. 8 ил.

1721463

10

Изобретение относится к устройствам для оценки угловых параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя транспортных средств.

Известно устройство для измерения параметров обзорности кабины транспорного средства, содержащее оптический трассирующий элемент, воспроизводящий линию взгляда оператора, смонтированный на установленном внутри кабины приспособлении, которое обеспечивает перемещение

его в исходные точки зрения.

Однако известное устройство, предназначенное для оценки обзорности, для оценки обзорности непросматриваемых зон требуют установки ряда дополнительных элементов с дальнейшей перестановкой трассирующего элемента в процессе оценки обзорности, что существенно усложняет процедуру оценки обзорности и снижает точность измерений.

Цель изобретения — упрощение процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для оценки обзорности оптический трассирующий элемент снабжен оптической насадкой, состоящей из корпуса, двух зеркал, расположенных под острым углом к оси трассирующего элемента по разные стороны от нее, и размещенной между этими зеркалами прозрачной призмы с основанием в виде равнобокой трапеции, установленной напротив выходного отверстия трассирующего элемента в поворотной опоре, ось вращения которой расположена параллельно зеркалам и перпендикулярно оси трассирующего элемента, причем поворотная опора имеет сквозное отверстие для прямого прохода луча трассирующего элемента, выполненное напротив граней призмы, расположенных между ее боковыми гранями.

При наличии на трассирующем элементе указанной оптической насадки отпадает необходимость в перестановке трассирующего элемента при оценке зон, непросматриваемых из транспортного средства, например, закрытых боковыми стойками крыши, так как путем поворота указанной поворотной опоры с прозрачной призмой можно получить два луча, соответствующих взгляду обоих глаз водителя.

На фиг. 1 изображено устройство для оценки обзорности, вид сбоку; на фиг. 2- то же, при оценке непросматриваемой зоны от правой стойки ветрового стекла; на фиг. 3— то же, при оценке непросматриваемой зоны от левой стойки ветрового стекла; на фиг, 4 — оптическая насадка, вид сверху; на фиг, 5 — сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 6— сечение Б — Б на фиг. 4; на фиг. 7 — сечение

B-B на фиг. 5; на фиг. 7 — схема трассирующего элемента и оптической насадки при оценке непросматриваемых зон.

Устройство для оценки обзорности содержит вертикальную стойку 1, устнавливаемую на опорной платформе (не показана) в кабине транспортного средства. На стойке закреплена продольная направляющая 2, в которой с возможностью перемещения расположена каретка 3. Каретка 3 выполнена с поперечной направляющей, в которой с возможностью перемещения в поперечном направлении и вращения вокруг вертикальной оси расположена площадка 4. На площадке

4 установлен подвижный кронштейн 5, на котором с возможностью поворота в вертикальной плоскости расположен оптический трассирующий элемент 6. Кронштейн 5 имеет возможность ограниченного поворота в горизонтальной плоскости на площадке 4 вокруг оси 7. Он снабжен стопором 8, обеспечивающим три фиксированных положения кронштейна 5. Одно из них обеспечивает прохождение продольной оси трассирующего элемента через центр поворота устройства в горизонтальной плоскости. Два других положения кронштейна 5 обеспечивают смещение трассирующего элемента 6 влево и вправо вокруг оси 7 на

30 относительно продольного положения.

На трассирующем элементе 6 закреплена оптическая насадка 9 (фиг, 1-4). Оптическая насадка 9 содержит корпус 10 (фиг.5), в котором по центру луча оптического трассирующего элемента установлена призма 11, закрепленная на оси 12 поворотного зубчатого диска 13, представляющего собой поворотную опору призмы, Поворот зубчатого диска 13 ограничен пазом 14 (фиг.4), взаимодействующим с упором 15, закрепленным в корпусе оптической насадки.

Призма 11 выполнена в виде прямоугольной равнобокой трапеции (фиг.7). Все боковые грани призмы выполнены прозрачными. Большей из параллельных граней призма 11 установлена по диаметру оси 12, имеющей отверстие 16 для прохождения луча в прямом направлении. Справа и слева от призмы на корпусе насадки в оправках 17 установлены под углом 45 к продольной оси насадки зеркала 18.

На корпусе 10 установлен маховичок 19 (фиг,5) с лимбам 20, связанный валом 21 (фиг.6) с шестерней 22, взаимодействующей с поворотным зубчатым диском 13.

От механических повреждений упомянутые зеркала и призма защищены кожухом

23 (фиг,5), имеющим отверстие 24 (фиг.7) для

55 выхода лучей у зеркал и отверстия 25 и 26 для прохождения лучей в прямом направлении. Для фиксации насадки на оптическом трассирующем элементе в его корпусе установлен стопарный винт 27.

При оценке обзорности непросматриваемых зон, образуемых стойками 28 и 29 ветрового стекла в поле зрения водителя, из точек Е и Е2 (фиг, 2, 3 и 8), соответствующих среднестатистическому положению глаз воделителя, под предельным углом 30 поворота глаз проецируются лучи, воспроизводящие линии взгляда.

Поворот указанных лучей, выходящих из тачек E) и Е до совмещения с объектом наблюдения, происходит относительно точки Р, соответствующей центру поворота головы в соответствующую сторону.

В данном устройстве трассирующий оптический элемент 6 (лазерный излучатель) с кронштейном 5 может быть установлен относительно оси поворота Р площадки 4 в горизонтальной плоскости со смещением, обеспечивающим прохождение трассирующего луча через одну из точек Е и Е2 (на фиг, 8 показано прохождение трассирующего луча через точку Е2).

При этом оптическая насадка, имеющая неподвижные зеркала 18 и поворотную призму 11, установлена на трассирующем элементе 6 так, чта поворотная призма 1" параллельными гранями перпендикулярна лучу трассирующего элемента (на фиг. 8 призма в указанном положении показана пунктиром).

При повороте призмы 11 на 45 прошедший через призму и отраженный одним из зеркал луч выходит параллельно аси трассирующего элемента (на фиг. 8 показан луч, отраженный от левого зеркала). Дальнейший поворот призмы сопровождается отклонением отраженного луча на угол д (на фиг. 8 показан пунктиром), при этом оптическая насадка установлена в таком положении, что продолжения лучей, отражающихся от зеркал, пересекаются в точках Е или Е2 (на фиг, 8 точка Е1).

Оценка устройствам обзорнасти непросматриваемых зан производится следующим образом.

На устройстве, установленном на рабочем месте водителя транспортного средства, посредством перемещения по продольным и поперечным направляющим устанавливают необходимое положение центра поворота площадки 4 в горизонтальной плоскости (точка Р) для правой (фиг.2) или для левой (фиг.3) стойки ветрового стекла, отпускают стопор 8 и смещают кронштейн 5 с трассирующим элементом 6 относительно центра поворота площадки 4 (точка P) влево (фиг.2) или вправо (фиг.3) и вновь фиксируют стопором 8.

По лимбу 20 устанавливают прохождение луча оптического трассирующего элемента в прямом направлении. Включают оптический трассирующий элемент и поворачивают площадку 4 совместно с трассирующим элементом в горизонтальной плоскости относительно оси поворота площадки (тачка Р) до совпадения луча с наружным (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла. После этого вращением маховичка

19 устанавливают положение луча, исходящего соответственно от левого или правого зеркала насадки до совпадения с внутренним (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла. Па лимбу 20 определяют угол непросматриваемых зон (д ), величину которого оценивают по нормативным документам.

Формула изобретения

Устройства для оценки обзарности автотранспортных средств, содержащее оптический трассирующий элемент, расположенный на подвижном кронштейне, размещенном на стойке, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства, трассирующий элемент снабжен оптической насадкой, состоящей из корпуса, двух зеркал, расположенных под острым углом к продольной оси трассирующего элемента по разные стороны от нее, и размещенной между этими зеркалами прозрачной призмы с основанием в виде равнобокой трапеции, установленной напротив выходного отверстия трассирующего элемента в поворотной опоре со сквозным отверстием для прохода луча трассирующего элемента, выполненным напротив граней призмы, расположенных между ее боковыми гранями, при этом ось вращения поворотной опоры расположена параллельно зеркалам и перпендикулярно продольной оси трассирующего элемента.

1721463

1721463 в-в

Фиг. 7

Составитель В. Рост

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Т, Малец

Редактор Н. Рогулич

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 947 Т.и раж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения и оценки угловых пространственных параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя с учетом его антропометрических данных и бинокулярности зрения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях транспортных средств, преимущественно колесныхтракторов

Изобретение относится к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к оборудованию для ресурсных испытаний узлов землеройных машин и транспортных средств, в частности рулевых механизмов, и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств и, в частности, к устройствам для испытания подвески транспортного средства

Изобретение относится к средствам для проведения испытаний упругих элементов рессорного подвешивания, в частности, железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному .машиностроению и может быть использовано в шинной промышленности при испытании бортовых колец шины

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к стендам для испытания пневматических шин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и м.б

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх