Смесь для устройства оснований автомобильных дорог

 

Смесь. для устройства оснований автомобильных дорог. Использованиегдорожное строительство . Смесь содержит, мас.%: щебень 50-60; белитовый шлам 16-20; гидратированный белитовый шлам 17-22; сульфатные сточные воды производства синтетических жирных кислот на стадии разложения серной кислотой натриевых мыл этих кислот 0,5- 1,5; воду остальное. Прочность при сжатии 5,40-9,10 МПа, коэффициент морозостойкости 0,76-1,15, усадка(17,2-27.7)-104 мм. 5 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 01 С 7/36

"70 О у 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

8 .0лщ лудд © 1ЛТ -"ЛЩ0 - „Е, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4824194/33 (22) 05.03.90 (46) 07.04.92.Бюл.гЬ 13 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им.В.В.Куйбышева (72) В.С.Прокопец, И.В.Спешилов и Э.А.Леошкевич (53) 625.731(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР М

637472, кл. Е 01 С 7/36, 1977.

Авторское свидетельство СССР гв

1451199, кл. Е 01 С 7/36, 1986, .

Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть использовано для устройства щебеночных оснований автомобильных дорог и аэродромов высоких категорий, Цель изобретения — повышение прочности и морозостойкости основания, а также снижение усадки в процессе твердения.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Щебеночную смесь готовят путем смешивания щебня, шлама и гидратированного шлама с водой затворения с предварительно растворенной в ней добавкой сульфатных сточных вод. Из полученной смеси для определения прочностных и усадочных характеристик формовались образцы-цилиндры Н=Д=70 мм. Хранение и испытание образцов осуществлялось в соответствии с методикой, изложенной в инструкции СН

25-74. Ж „1724780 А1 (54) СМЕСЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (57)Смесь. для устройства оснований автомобильных дорог.Использование:дорожное строительство. Смесь содержит, мас.7: щебень

50-60; белитовый шлам 16-20; гидратированный белитовый шлам 17-22; сульфатные сточные воды производства синтетических жирных кислот на стадии разложения серной кислотой натриевых мыл этих кислот 0,51,5; воду остальное. Прочность при сжатии

5,40-9,10 МПа, коэффициент морозостой кости 0,76-1, 5, усадка(17,2-27.7) 10 мм.

5 табл.

Для приготовления щебеночной смеси используют следующие материалы: щебень, минералогический состав которого в основном представлен альбитофировыми породами, бокситовый шлам Павлодарского алюминиевого завода (свежий), бокситовый шлам того же завода (лежалый, пролежавший в отвалах 5-7 лет),нефелиновый шлам

Ачинского глиноземного комбината (cseжий), нефелиновый шлам того же комбината (лежалый, пролежавший s отвалах 5-7 лет), В табл.1 приведены гранулометрические составы щебня, бокситового и нефелинового шламов, Бокситовый шлам прототипа по гранулометрическому составу представлен на 48-69Д фракцией с размером частиц 5-10 мм.

В табл. 2 приведен окисный состав используемых компонентов.

Сульфатные стоки (отход производства) образуются на стадии разложения концент1724780 таблица1

Частные остатки на,ситах, мм

>> (2> I> (> 2,> (Исходные материалы

1,25 0,63

6,2 5>0

0,315 0,14 0,14

Щебень

11,3

24,2

12,3

Бокситовый шлам свежий

2,8 5,0 4,9 4,3

3,0 7,2 10,3 10,7

7,5 25,8

18,3 15,0

8,3

7,8

17,2

15,4 лежалый

Нефелиновый шлак> свежий лежалый

27 50 101 61 168 322 192 40

5 8 5 2 8 U 17 3 17>8 12 6 20 0 10 5 2 8

Таблица2

Содержание компонентов, мас.Ж

Исходные материалы

Бокситовый шлам (гидратированный) БШГ

18,5 9,4 19,6 . - 43,2

1,3 - 1,1 6,2

Бокситовый шлам (известный) ь,7- l7-19 39-46 7,4-9,9

10>9

4,2-6,4

4,4- Осталь6,9 ..ное рированной серной кислотой натриевых мыл синтетических жирных кислот (мыльного клея), В результате получается смесь свободных жирных кислот, водный раствор сульфата натрия путем отстоя отделяется от синтетических жирных кислот и по канализации кислые стоки сбрасываются на биологическую очистку.

Сульфатные стоки стандартированы по

ТУ-38-303-19-44-90 г.

Основные показатели, заложенные в

ТУ: кислотное число, мг KOH/100 r, не менее

5,0; рН среды 3,0-4,0.

Состав сульфатных сточных вод, использованных в экспериментальных исследованиях, приведен в табл.3.

Примеры конкретного выполнения смеси и свойства получаемого материала приведены в табл.4 и 5, Как видно из приведенных данных, основание описываемого состава имеет повыБокситовый шлам (свежий) 61!IC 18,5 9,0 20,5

Нефелиновый шлам (свежий)

НШС 26,5 0,1 4,0

Нефелиновый шлам (гидратиро" ванный) НШГ 27,1 4,3 3,2 шенную прочность и морозостойкость, а также пониженную усадку.

Формула изобретения

Смесь для устройства оснований авто5 мобильных дорог, включающая щебень, белитовый шлам, сульфатную добавку и воду, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности и морозостойкости основания, а также снижения усадки в про10 цессе твердения, она содержит в качестве сульфатной добавки .сульфатные сточные воды производства синтетических жирных кислот на стадии разложения серной кислоты натриевых мыл этих кислот и дополни15 тельно гидратированный белитовый шлам при следующем соотношении компонентов, мас. :

Щебень 50-60

Белитовый шлам 16-20

20 Гидратированный белитовый шлам 17-22

Сульфатные сточные воды 0,5-1,5

Вода Остальное

СаО MgG Ma<0 КвО TiO п.п.п.

385 01 45 - 29 54

53,4 2,2 1,5 3,6

62,5 1,0 0,3 1,04 - 9,6

Таблица 3

Показатели состава сульфатных сточных вод

Свойства

Содержание сульфата натрия, мас. l

9,0

Кислотное число, мг КОН/100 г

3,0

Содержание водорастворимых органических кислот С -С4,мас.е

0 3

Содержание серной кислоты, мас„Ф

0,25.3,0

Табл и ца 4

Содержание компонентов, мас.Ф, в составе

Компонент

1 2 3 4 5 6 7 8

60 55

50 50 50 50 50 50

16 16 16 16 20

1/ 17 17 22 0 17

16 18

Нефелиновый шлам

17 19,5

0,5 1,0

16,5 16,0

0,5 0,5

12,5 16,5

Сульфатные стоки

Вода

Таблица5

Показатели свойств состава

0войства известный) 1 2 3 4 5

Предел прочности при сжатии, ИПэ

5,40 6,10 5,60 5,90 6,10 6,30 5,85 9,10 4,28

0 75 0 79 0 76 0 80 0 80

26,5 24,8 24,0 27,7 27,0

Составитель Е.Бикбулатова

Редактор Н,Лазаренко Техред М.Моргентал Корректор M,Màêñèìèøèíåö

Заказ 1155 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Щебень

Бокситовый шлам

Гидратиро ванный бокситовый шлам

Гидратированный нефелиновый шлам

Коэффициент мороэостойкостн

Усадка, Л„ 10 мм

1,5 0,5

15,5 11,5

0,85 0,82

23,2 17,2

1,15 0,70

17,7 31,0

0,5 1,0

6,5 6,5

Смесь для устройства оснований автомобильных дорог Смесь для устройства оснований автомобильных дорог Смесь для устройства оснований автомобильных дорог 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть использовано для устройства дорожных оснований из местных материалов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для устройства оснований дорог из местных материалов, Цель изобретения - повышение прочности и морозостойкости композиции

Изобретение относится к строительству и

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и аэродромов, в частности к устройству их покрытий из цементогрунта

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении дорог и аэродромов

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано при возведении дорожных одежд автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для строительства оснований и покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства дорожных одежд в зимнее время

Изобретение относится к закреплению подвижных песков и может быть использовано для их закрепления при строительстве железных и автомобильных дорог, магистральных газопроводов, каналов, оснований опор линий электропередач и связи

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при возведении и ремонте земляного полотна автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, свалок городского мусора и промышленных отходов, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, свалок городского мусора и промышленных отходов, тампонаже карстовых и других пустот, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, ядер плотин, оснований свалок городского мусора и промышленных отходов, при тампонаже карстовых и других пустот и т.п

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции оснований дорог, аэродромов, фундаментов зданий и сооружений, создании противофильтрационных экранов и буронабивных свай

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к составам для обеспыливания, гидрофобизации и укрепления грунтовых дорог различного назначения, кюветов и откосов, также к способам упрочнения, обеспыливания и гидрофобизации грунта

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при капитальном строительстве, устройстве дорожных оснований и покрытий, а также при рекультивации земельных участков нефтедобывающих районов

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно к составам для устройства основания автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства автомобильных дорог

Изобретение относится к составам композиционных материалов для строительства и может быть использовано для устройства дорожных оснований и покрытий, приготовления растворов и бетонов
Наверх