Устройство маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Целью изобретения является уменьшение расхода масла при аварийном останове турбогенератора. Это достигается установкой дополнительного трубопровода 16, соединяющего гидроза.твор 1 с дренажом 17, параллельно поплавковому регулятору 15 уровня масла с установленным в нем электроклапаном 22. подключенным к реле 11 уровня демпферного бака 10. При нару

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 К 5/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Э

Ql

GD

К)

22 2,Ó 21 (21) 4788927/07 (22) 05.02.90 (46) 07.04.92. Бюл. N 13, (71) Ленин градское и роизводствен ное злектромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С.М.Кирова (72) В.М.Червяковский и Н.Н.Стулов (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 920965, кл. Н 02 К 5/12, 1982.

Иванов B.Ñ. и др. Газомасляное хозяйство генераторов с водородным охлаждением. М.: Энергия, 1970, с. 26-28, рис. 1-16. Ы 1 725320 А1 (54) УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ

ВОДОРОДНОГО УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА PQTOPA ТУРБОГЕНЕРАТОРА (57) Изобретение относится к злектромашиностроению. Целью изобретения является уменьшение расхода масла при аварийном останове турбогенератора. Это достигается установкой дополнительного трубопровода

16, соединяющего гидрозатвор 1 с дренажом 17, параллельно поплавковому регулятору15уровня масла с установленным в нем злектроклапаном 22, подключенным к реле

11 уровня демпферного бака 10. При нару1725320

30

45

50 шении маслоснабжения масло из бака 10 подается на уплотняющие подшипники 7.

При падении уровня масла в баке реле 11 уровня открывает электроклапан 22 в труИзобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водородным охлаждением.

Цель изобретения — уменьшение расхода масла при аварийном останове турбогенератора.

На чертеже показана схема устройства маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора.

Устройство содержит гидрозатвор 1, соединенный трубопроводами 2 и 3 с кольцевыми замкнутыми полостями 4 (на чертеже показана одна полость, так как вторая, подключенная к трубопроводу 3, идентична первой), которые образованы лабиринтными уплотнениями 5 вала 6 и маслоуплотняющим подшипником 7 с корпусом 8 уплотнения. Трубопроводом 9 гидрозатвор

1 подсоединен к демпферному баку 10, расположенному над уплотнениями вала для создания в них естественного напора масла. Демпферный бак 10 снабжен реле 11 уровня и включен в нагнетающую часть системы маслоснабжения с помощью подводящего 12 и отводящего 13 трубопроводов, при этом последним масло подведено к камере 14 маслоуплотняющего подшипника 7.

Резерв масла в демпферном баке при нормальных условиях работы турбогенератора имеет уровень К, располагающийся над реле 11 уровня в трубопроводе 9. Гидрозатвор

1 снабжен поплавковым регулятором 15 уровня масла в нем, поддерживающим его постоянным, а при повышенном уровне— пропускающим масло через трубопровод 16 в дренажную систему 17. Последняя включает в себя дренажную трубу 18, сообщающуюся с атмосферой, и гидропетлю 19, соединенную с масляным баком 20, Гидрозатвор 1 снабжен трубопроводом 21, сообщающим его полость с дренажной системой

17 параллельно поплавковому регулятору

15 и трубопроводу 16. B трубопроводе 21 установлен электроклапан 22, подключенный (на чертеже не показано) к реле 11 уровня. Гидрозатвор 1 снабжен также краном 23 ручного управления. Проходное сечение электроклапана 22 и трубопроводов

2, 21, 17, 18 выполнено большим площади кольцевых зазоров между лабиринтным уплотнением 5 и валом б с обеих сторон генератора, бопроводе 21 и открывает водороду в гидрозатворе выход в атмосферу. При падении давления водорода снижается расход масла из демпферного бака 10. 1 ил.,Устройство работает следующим образом.

При нормальной работе генератора масло от основного или резервного насоса (на чертеже не показаны) через трубопровод

12 нагнетательной части системы маслоснабжения поступает в демпферный бак 10, из которого через трубопровод 13 направляется в полость 14 маслоуплотняющего подшипника 7. Через зазор между подшипником 7 и валом 6 масло вытекает в сторону атмосферы (стрелка С) и в кольцевую замкнутую полость 4, откуда оно стекает по трубопроводу 2 в гидрозатвор 1.

Одновременно из корпуса генератора через зазор между лабиринтным уплотнением 5 и валом 6 в полость 4 поступает под действием избыточного давления до 0,5 МПа водород. Дальнейший путь водорода через трубопровод 2 и гидрозатвор 1 прикрыт уровнем масла в гидрозатворе, поддерживаемом постоянным с помощью поплавкового регулятора 15 уровня (при переполнении поплавок поднимается и открывает клапан, перепуская масло в дренажную систему и далее в гидропетлю 19 и масляный бак 20). Со стороны трубопровода

9 выход водорода закрыт уровнем масла К, который поддерживается регулятором в системе маслоснабжения (не показан). Таким образом при нормальной работе генератора полости 4 (с обоих торцов генератора), а следовательно, и сам корпус генератора уплотнены маслом с помощью упомянутых элементов, а масло на выходе из зазоров маслоуплотняющих подшипников, "подпертое" давлением водорода (около 0,5 МПа), вытекает из них в кольцевые замкнутые полости 4, смазывая детали маслоуплотняющих подшипников и шейки вала 6.

При нарушении маслоснабжения, т.е. при аварийном безнасосном останове генератора, давление в системе маслоснабжения падает из-за прекращения подачи масла, а ротор в течение определенного времени вращается (выбег ротора). Масло под действием естественного напора подается из демпферного бака 10 на маслоуплотняющие подшипники 7 через трубопровод

13 и камеры 14. Уровень К масла, опускаясь, пройдет реле 11 уровня, которое, сработав, подаст сигнал на электроклапан 22 в тру1725320 мпферного бака 10 при аварийном (безнасосном) останове. Снижение расхода может производиться при необходимости и путем ручного открытия вентиля 23.

Уменьшение расхода масла дает возможность уменьшить объем демпферного бака и, соответственно, объем основного масляного бака, что является существенным преимуществом технико-экономического характера в сравнении с известными устройствами. К технико-экономическим преимуществам относится также и то, что повысится надежность в эксплуатации.

45

Составитель А.Воинов

Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Заказ 1182 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

/ бопроводе 21 и.откроет водороду в гидрозатворе выход в дренажную систему 17, где он начнет выходить в атмосферу через дренажную трубу 18, а масло через гидропетлю

19 — в масляный бак 20. Давление водорода 5 в кольцевых замкнутых полостях 4 резко понизится, следовательно, прекратится

"выдувание" масла из зазора между подшипником 7 и валом 6, предотвращая работу этих деталей "всухую". Понижение 10 давления водорода по трубопроводу 9 передается и в полость над уровнем масла в демпферном баке 10, уменьшив расход масла через зазоры в уплотняющих подшипниках 8. Это происходит потому, что зазор 15 между лабиринтным уплотнением 5 и валом

6 становится дросселем на пути водорода после открытия клапана 22. По описываемому примеру исполнения устройства при из- 20 быточном давлении водорода внутри генератора 0,5 МПа и высоте расположения демпферного бака над валом ротора генера-. тора 6 давление масла в камере 14 уплотняющего подшипника при закрытом 25 электроклапане 22 составит около 0,56

МПа; при открытом электроклапане 22, когда давление водорода в камере 4, в гидрозатворе 1 и его подводящих и отводящих трубопроводах станет близким к атмосфер- 30 ному(например, 0,02 МПа), то давление масла в камере 14 в этом случае станет 0,06-.0,02

:0,08 МПа, т.е. снизится в 7 раз . Соответственно снизиться и расход масла из де35

Формула изобретения

Устройство маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора, имеющего уплотняющие подшипники и лабиринтные уплотнения с кольцевой полостью между ними, содержащее дренаж, демпферный бак с реле уровня и соединенный трубопроводом с демпферным баком и упомя нутой полостью уплотнения гидрозатвор с поплавковым регулятором уровня масла, подключенный к дренажу, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью уменьшения расхода масла при аварийном останове турбогенератора, оно снабжено дополнительным трубопроводом, соединяющим гидрозатвор с дренажом параллельно поплавковому регулятору уровня масла с установленным в нем электроклапаном, подключенным к реле уровня демпферного бака.

Устройство маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора Устройство маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора Устройство маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использован при уплотнении вала турбогенератора с дородным охлаждением для предотвращения чтечки водорода из корпуса статора

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах с газовым охлаждением и в вакуумированных электрических машинах

Изобретение относится к электротехнике , в частности к водозаполненным электродвигателям для погружных насосов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в погружных жидкостно-заполненных электродвигателях

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх