Прибор для измерения статических напряжений в рельсах

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 01 В 35/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4781883/11 (221 11.01.90 (46) 30.04.92. Бюл. N: 16 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) Н.А.Карпов, M.Ñ.Ïåñåëüíèê и Н,Б.Зверев (53) 625.171.002.56 (088.8) (56)Балух Х. Диагностика верхнего строения пути. M.: Транспорт, 1981, с. 363, 364, рис.

5.99, (54)(57) ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ. НАПРЯЖЕНИЙ В РЕЛЬСАХ, содержащий датчик, индикатор и опорное

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности для применения в путевом хозяйстве.

Целью изобретения является повышение производительности.

На фиг. 1 показано коническое отверстие, выполненное в шейке рельса. и характер его изменения при действии в рельсовой плети сжимающей и растягивающей статической силы; на фиг. 2 — прибор, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — поперечное сечение полки и стенки, разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 6- вид по стрелке В на фиг.

2; на фиг. 7 — расположение настроечного кольца при настройке прибора.

Прибор для измерения статических напряжений в рельсах бесстыкового пути состоит из вертикальной стенки 1, в горизонтальной прорези которой размещеБЫ, 1730321 А1 и риспособление для поддерживания датчика, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, датчик выполнен в виде двух скрещенных под прямым углом пластин, одни концы которых выполнены конусными для введения в отверстие шейки рельса, а другие — раздвоенными и соединены между собой диафрагмой в виде крестовины, при этом индикатор закреплен с помощью кронштейна нз горизонтальной пластине, а на вертикальной пластине установлен регулировочный винт для взаимодействия с выдвижным стержнем индикатора, прибор снабжен ручкой, которая закреплена в середине крестовины, на перпендикулярно стенке Ф полка 2. В пределах рабочих частей стенка 1 и полка 2 имеют конические грани с конусностью 1:30 (фиг. 2 и 3). Полка и стенка соединены между собой упругой крестовиной Э, выполненной из стали. Крепление полки и стенки к крестовине осуществляется винтами 4. В середине крестовины укреплена ручка 5. На полке с помощью двух кронштейнов 6 установлен закрепленный винтами 7 корпус индикатора 8 часового типа, который обеспечивает точность измерения линейных перемещений +. 0,01 мм. На стенке установлен регулировочный винт 9,, упирающийся в выдвижной стержень 10 индикатора часового типа. Настроечное кольцо 11.

Принцип работы прибора для измерения статических напряжений в рельсах основан на измерении перемещения полки 2

1730321 соответствует факту соотношения поперечных и продольных деформаций растягиваемого стержня (коэффициент Пуассона, меньший единицы).

Для рельсов, имеющих другие площади поперечного сечения, удельные изменения величины горизонтального диаметра круглого отверстия также будут разные. Поэтому для рельсов типа P 50 и P 75 градации на часовом индикаторе будут иные. чем для рельсов Р 65.

55 относительно стенки 1 при установке прибора в коническое круглое отверстие, деформированное в результате действия в рельсе статической продольной сжимающей или растягивающей силы, Так, при дей- 5 ствии сжимающей силы круглое коническое отверстие сжимается по горизонтальной оси, вследствие этого полка 2 прибора будет вдвинута в отверстие на меньшую величину, чем стенка 1. При этом, чем больше сжима- 10 ющая сила, тем соответственно больше смещение полки относительно стенки. В случае действия в рельсовых плетях растягивающей статической силы, наоборот, круглое коническое отверстие будет деформирова- 15 но по горизонтальной оси, в результате этого полка прибора будет вдвинута в отверстие на большую величину, чем стенка. При возрастании растягивающей силы соответственно больше будет утоплена 20 полка в коническое отверстие, чем стенка, т.е, больше будет их относительное смещение, Для обеспечения возможности измерения изменения диаметра отверстия измере- 25 нием величины внедрения полки в отверстие, отверстие, а также полка и стенка в пределах рабочих граней выполнены коническими с конусностью 1:30. Отверстие в шейке рельса выполняют сверлением с 30 последующей разверткой конической гостированной разверткой.

Точность работы прибора существенно зависит от равенства усилий, с которыми стенка и полка будут установлены в кониче- 35 ском отверстии рельса, Для обеспечения равенства этого усилия, прикладываемого оператором к ручке прибора, стенка и полка соединены между собой упругой крестовиной. Усилие должно быть небольшим, в пре- 40 делах 20-30 кН (2-3 кг), Экспериментально установлено, что при изменении продольной силы, действующей на рельс типа Р 65, величину 1 кН (0,1 тс) горизонтальный диаметр коническо- 45 го отверстия номинальной величины 22 мм изменяется на 0,014 мкм, а вертикальный диаметр изменяется на значительно меньшую величину, но обратного знака. Это

Для проверки статических напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути предлагаемым прибором необходимо на расстоянии примерно 100-150 м по нейтральной оси рельсов просверливать сверлом диаметром 19 мм отверстия и развернуть их разверткой (развертка 2373-0084). Отверстие необходимо выполнить при ненагруженном положении рельсов. т.е, при отсутствии статических напряжений в них. Сверление отверстий в рельсах и развертывание их коническими развертками следует делать в рельсосварочных поездах до укладки плетей в путь.

Перед установкой прибора конические отверстия в рельсах на путях должны быть очищены от загрязнителей и протерты концами, смоченными в керосине или другой жидкости.

После этого прибор с усилием 20-30 кН (2-3 кг), вставляют в отверстие и записывают показания индикатора. Операцию повторяют 2-3 раза. Среднее значение измеренных показаний принимают за фактическое напряжение, действующее в данной точке рельсовой плети.

В начале каждого цикла измерений статических напряжений в рельсах на путях должна быть произведена настройка прибора на "нуль". В результате настройки стрелка индикатора при нахождении стенки и полки в коническом круглом отверстии (в исходном положении) должна быть на "нуле" шкалы индикатора. Для этого используют круглую втулку 11 с коническим отверстием диаметром 22 мм и конусностью

1:30 (фиг.7)..

Проверку положения "нуля" производят следующим образом, На рабочие конусные грани стенки и полки надевают круглую втулку с усилием 20-30 KH (2-3 кг) и записывают положение стрелки индикатора. Операцию повторяют 2-3 раза. Среднее показание замеров положений стрелки индикатора соответствует "нулю". После этого снимают с прибора втулку и регулировочным винтом 9 стрелку отводят в сторону нуля по шкале на количество делений, равное найденному положению "нуля".

Рассмотрим следующий пример работы с прибором. При температуре рельсовой плети типа Р 65, превышающей температуру укладки на Л t = 40 С, в рельсах возникает продольная сжимающая статическая сила. равная N =- а ЕГЬА =

= 0,0000118х210000х0,00829х40 = 0,822

МН, (82,2 тс), где a = 0,0000118 1/град — коэффициент линейного расширения рельсовой стали;

1730321 где (о = 0,014 мкм/кН = 0,014 мм/МН— экспериментально установленное удельное изменение горизонтального диаметра отверстия (ф 22 мм) в рельсе типа P 65 при изменении статической силы;

y= 1/3 — конусность отверстия в шейке рельса и грайей рабочих частей стенки и полки прибора.

° Цена деления индикатора часового типа составляет и 0,01 мм. Есть основание полагать, что точность всего прибора будет втрираза ниже,т.е. Ло =+ 0,03мм. Откуда . следует, что прибор будет измерять статические усилия и статические напряжения, дей ствующие в рельсах, с точностью

Dc< Do, где De u Do — соответственно измененный при сжатии рельса горизонтальный диаметр круглого отверстия и диаметр круглого исходного отверстия.

В случае действия в рельсах продольной растягивающей силы справедливо неравенство

Dр> О,, где Dр — измененный прй растяжении рельса горизонтальный диаметр круглого отвер45 стия диаметром Do.

=007 МН (й7тс );

Е = 210000 МПа — модуль упругости рельсовой стали при растяжении или сжатии;

F = 0,00829 м — площадь поперечного сечения рельса типа Р65;

Л t = 40 С вЂ” повышение температуры рельса по сравнению с температурой укладки.

Продольные статические напряжения в рельсах составят

F 0 00829 — 99 МПа (990 кг/cM ) 2

В рассматриваемом случае смещение полки относительно.стенки прибора будет равно и до 0,822 х 0,014 — - р,—; — -а -;

Д = = +- 0 03 0 822

Лo =h.- - = 0,03 — =

О 99

0,35

= " 8,5 МПа (+ 85 кгс/см ) .

Экспериментальное исследование характера изменения горизонтального диаметра круглого конического отверстия в шейке рельса при изменении продольной статической силы, действующей вдоль рельса, выполнено на 200-тонном гидравлическом прессе с рельсом P 65. По нейтральной

"0 оси рельса просверлено отверстие диамет-. ром 19 мм и развернуто конической разверткой диаметром ОО».22 мм и конусностью

1:30 (см. фиг. 1), B процессе исследования подтвердился экспериментальный факт изменения горизонтального диаметра круглого отверстия, т.е. диаметра, параллельного продольной оси рельса, при изменении продольной статической силы, действующей на рельс. Так, при действии сжимающей силы круглое отверстие деформируется (сжимается) в эллипс, малая ось которого располагается вдоль продольной оси рельса (фиг,1а). B случае приложения к рельсу растягивающей си25 лы круглое отверстие деформируется (растягивается) в эллипс, у которого вдоль рельса будет расположена большая ось (фиг. 1б).

Таким образом, при действии в рельсах продольной сжимающей силы имеет место неравенство

1730321

1730321

1730321

1730321

1730321

Составитель А.Петрухин ! ехред М,Моргентал Корректор Н.Рогулич

Редактор О.Спесивых

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1497 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах Прибор для измерения статических напряжений в рельсах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к путевым машинам для выправки пути в процессе капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к исследованию его механических характеристик

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути, в частности для использования в системах автоматического управления рабочими органами путевых машин при осуществлении ими выправки железнодорожного пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для определения радиуса круговых кривых

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике определения геометрических неровностей железнодорожного пути и предназначено для использования в научно-исследовательских целях при выявлении влияния геометрических неровностей пути на колебания подвижного состава Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем изменения вертикальных неровностей

Изобретение относится к измерителе ным устройствам на железнодорожном транспорте для оценки геометрического п ложения рельсовых ЦРЛЬЮ изобоетг 2 н тл гьлте тгл повышение надежности и раи

Изобретение относится к устройствам для определения неисправностей рельсовых путей, а именно отклонений их в продольном профиле, плане или по уровню

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к контролю состояния железнодорожного пути и может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к методам непрерывного контроля состояния геометрических параметров рельсовой колеи, в том числе при измерении ширины колеи

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретнее, к технике железнодорожных измерений

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта
Наверх