Способ определения работоспособности моторных масел

 

Изобретение касается диагностики моторных масел и может быть использовано в качестве экспресс-анализа при определении срока службы работающих масел в двигателях внутреннего сгорания. Цель - повышение точности определения. Способ осуществляют следующим образом: пробу масла наносят на середину тонкослойной пластины с последующим элюированием петролейным эфиром фракции 40-70°С углеводородов и смол. Часть пластины с выделенными компонентами отрезают. С оставшейся части пластины в направлении, противоположном первоначальному, этиловым спиртом элюируют оксикислоты, по содержанию которых определяют работоспособность масел. 3 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1732265 А1 (я)5 G 01.N 33/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4812297/04 (22) 09,04.90 (46) 07,05.92. Бюл. 1Ф 17 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) Е.B.Äàíèëîâà, А,И,Турбина, А.В,Галанова, B.À.Äóðêèí и Г,Я.Савельева (53) 621.892.2 (088,8) (56) Lubric Eug. 1971, 27, N 6, 184-189. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение касается диагностики моторных масел и может быть использовано в качестве экспресс-анализа при определеИзобретение относится к области диагностики моторных масел и может быть использовано в качестве экспресс-анализа при определении срока службы работающих масел в двигателях внутреннего сгорания.

Известен способ определения работоспособности моторных масел путем хроматографического разделения пробы масла на компоненты с последующим сравнением поверхности хроматограммы с эталонами.

Однако известный способ не дает точной оценки работоспособности масла.

Целью изобретения является повышение точности оценки.

Поставленная цель достигается тем, что хроматографирование производят путем нанесения пробы масла на середину тонкослойной пластины, с последующим элюированием петролейным эфиром фракции

40 — 70 С углеводородов и смол, затем часть пластины с выделенными компонентами отрезают, с оставшейся части пластины в направлении, противоположном нии срока службы работающих масел в двигателях внутреннего сгорания. Цель — повышение точности определения. Способ осуществляют следующим образом: пробу масла наносят на середину тонкослойной пластины с последующим элюированием петролейным эфиром фракции 40 — 70 С углеводородов и смол. Часть пластины с выделенными компонентами отрезают. С оставшейся части пластины в направлении, противоположном первоначальному, этиловым спиртом элюируют оксикислоты, по содержанию которых определяют работоспособность масел. 3 табл, первоначальному, этиловым спиртом элюируют оксикислоты, по содержанию которых определяют работоспособность масла, Способ реализуется следующим образом.

На середину пластинки для тонкослойной хроматографии наносят каплю анализируемого масла, диаметр пятна которого после пропитки составляет 1 см, и элюируют петролейным эфиром фракции 40 — 70 С, который, впитываясь, поднимается и выносит из пятна углеводороды и смолы, Пластину вынимают из сосуда, высушивают. Часть пластины с выделенными компонентами отрезают, а с оставшейся части в направлении, противоположном первоначальному, этиловым спиртом элюируют оксикислоты, пластину высушивают и определяют работоспособность масла по содержанию оксикислот путем сравнения поверхности хроматограммы с эталонами.

Экспериментально установлено, что содержание оксикислот в работающих маслах изменяется в пределах 0,05 — 1,0 Д. Для ра1732265

Таблица 1 ботоспособного масла оно не превышает

0,1 . Повышение содержания оксикислот до 0,2 — 0,4 свидетельствует о пределе работоспособности масла. Дальнейшее повышение содержания оксикислот до 0,5 и выше свидетельствует о непригодности масла и необходимости его замены. Результатом повышения содержания оксикислот в работающем масле является интенсивное засорение фильтров тонкой очистки. Как правило, при содержании оксикислот, равном 1 /, фильтры тонкой очистки масла выходят из строя и подлежат замене.

Для оценки содержания оксикислотэкспериментальным путем приготовлены хроматограммы-эталоны с соответствующей интенсивностью окраски пиков оксикислот, приведенные в табл. 1.

Для практической реализации способа были проанализированы пробы масел, отобранные с дизеля типа ЧН 15/18 через 75 ч работы, с дизеля типа ЧН18/20 — через 200 и 300 ч работы и с дизеля типа ЧН21/21— через 320 и 395 ч работы, Для проведения анализа использовалась пластинка для тонкослойной хроматографии типа ИЧ-254 размером 15 х 15 см, на середину которой с интервалом 2,0 — 2,5 см с помощью швейной иглы были нанесены по одной капле из каждой пробы масел, После полного растекания капель пластинка была опущена в сосуд с петролейным эфиром (фракции 40 — 70 С) на глубину 5 — 10 мм для элюирования углеводородов и смол.

Через 20 мин пластинка была извлечена из сосуда и после высушивания часть ее с выделенными углеводородами и смолами отрезана, Оставшаяся часть пластинки обрезанной стороной была опущена в сосуд с этиловым спиртом на глубину около 4 мм для элюирования оксикислот в направлении, противоположном первоначальному, Через 10 мин пластинка была извлечена из сосуда, высушена и путем сравнения хроматограммы с хроматограммой-эталоном по окраске пиков определены процентные содержания оксикислот в каждой из проб, по которым была определена работоспособность масел, Результаты анализа приведены в табл, 2, Сравнительные анализы работоспособности масла M14Bz, отработавшего в дизеле бЧН21/21 320 и 395 ч по известной и предлагаемому способам, приведены в

5 табл. 3.

Из табл, 3 видно, что по известному способу окраска пиков хроматограмм как в первом, так и во втором случаях была коричневой, что свидетельствует о содержа10 нии оксикислот более 0,5, в связи с чем и в первом и во втором случаях были сделаны выводы о необходимости замены масла. По предлагаемому способу окраска пика в первом случае была на хроматограмме желтой, 15 что соответствует содержанию оксикислот в пределах 0,2 — 0,4, такое масло может еще работать определенное время при повышенном контроле за его качеством. Во втором случае окраска пика оказалась

20 светла-коричневой, что соответствует содержанию оксикислот, превышающем

0,5, такое масло подлежит замене.

При этом коричневая окраска пиков, полученная по известному способу, свиде25 тельствует о том, что одновременно с оксикислотами выносятся (из ядра капельной пробы) асфальтены и другие продукты окисления, которые приводят к изменению цвета пика и к искажению результатов оценки

30 качества масла в целом.

Таким образом, предложенный. способ обладает более высокой точностью оценки работоспособности моторного масла по содержанию оксикислот, 35 Формула изобретения

Способ определения работоспособности моторных масел путем хроматографического разделения пробы масла на компоненты с последующим сравнением

40 поверхности хроматограммы с эталонами, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, пробу масла наносят на середину тонкослойной пластины с последующим элюированием петролейным

45 эфиром фракции 40 — 70 С углеводородов и смол, часть пластины с выделенными компонентами отрезают, с оставшейся части пластины в направлении, противоположном первоначальному, этиловым спиртом элюи50 руют оксикислоты, по содержанию которых определяют работоспособность масел.

1732265

Таблица 2

Содержание ок- Заключение о расикислот в мас- ботоспособноле о сти масла

Окраска пиков на хромотограмме

Продолжител ьность работы масла, ч

Тип двигателя

ЧН 15/18

ЧН 18/20

Работоспособно

Требуется повышенный контроль за работоспособностью масла

Подлежит замене

Требуется повышенный контроль за работоспособностью масла

Подлежит замене до 0,1

0,2...0,4

200

Бледно-желтая

Желтая выше 0,5

0,2...0,4

ЧН 18/20

ЧН 21/21

300

Светло-коричневая

Желтая

320

ЧН 21/21 выше 0,5

395

Светло-коричневая

Таблица 3

Двигатель

По и е агаемом способ

Время работы мас-. ла,ч

По известном способ

Цвет пика

Заключение о работоспособности масла

Содержание оксикислот,, Заключение о работоспособности масла

Содержание оксикислот, %

Цвет пика

Желтый

6Ч Н21/21

0,2-0,4

0,5

320

Требуется повышенный контроль

Необходима замена

H еобходима замена

Коричневый

6Ч Н21/21

Светло-коичневый

395

0,5

0,5 и

15

Составитель М. Хачатуров

Редактор В. Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Т, Палий

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1579 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ определения работоспособности моторных масел Способ определения работоспособности моторных масел Способ определения работоспособности моторных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике определения склонности моторных масел к образованию отложений

Изобретение относится к химмотологии, в частности к определения качества смазочного масла

Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх