Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу. Цель изобретения - снижение габаритов , повышение надежности и эксплуатаS 13 // ционных качеств ходовой части гусеничной машины. Устройство включает направляющее колесо, установленное подвижно на одном конце кривошипа, другой конец которого соединен с осью 3, которая проходит через отверстия в раме и соединена с лопастью 8 внутри полой ступицы 5 с упором 6 и крышкой. Внутри полой ступицы 5 между лопастью 8 и упором 6 установлен упругий элемент, выполненный в виде пакетов различной жесткости сегментных или тарельчатых пружин 9-12. опирающихся концами на пластины 13. На полой ступице 5 выполнена шестерня 14, находящаяся в зацеплении с червяком, размещенным на подшипниках на раме и имеющим хвостовик для регулировки натяжения. 3 ил. 6-S 14 (Л С 44 СО СО со 00 12

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 55/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4825570/11 (22)15.05.90 (46) 15.05,92. Бюл. М 18 (71) Воронежский сельскохозяйственный институт им. К. Д. Глинки (72) О. И. Поливаев и Н. Е. Буравлев (53) 629,11.012 57(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 5500311, кл. В 62 D 55/30, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу. Цель изобретения — снижение габаритов, повышение надежности и эксплуата„„ Ы„„1733318 А1 ционных качеств ходовой части гусеничной машины. Устройство включает направляющее колесо, установленное подвижно на одном конце кривошипа, другой конец которого соединен с осью 3, которая проходит через отверстия в раме и соединена с лопастью 8 внутри полой ступицы 5 с упором

6 и крышкой. Внутри полой ступицы 5 между лопастью 8 и упором 6 установлен упругий элемент, выполненный в виде пакетов различной жесткости сегментных или тарельчатых пружин 9 — 12. опирающихся концами на пластины 13, На полой ступице 5 выполнена шестерня 14, находящаяся в зацеплении с червяком, размещенным на подшипниках на раме и имеющим хвостовик для регулировки натяжения. 3 ил, Ф

1733318

Изобретение относится к транспортному машиностроению. преимущественно к производству транспортных средств на гусеничном ходу.

Известно амортизационно-натяжное устройство, направляющее колесо которого подвижно связано посредством кривошипа с рамой трактора, а в качестве натяжного и амортизационного устройства используют винт с установленными на нем цилиндрическими пружинами, один конец которого соединен через вилку с кривошипом, а другой конец упирается в шаровую опору, установленную на раме трактора.

Однако данная конструкция имеет большие габариты, неудобства при натяжении гусеничной цепи, а также линейную характеристику данного амортизационнонатяжного устройства, что приводит к значительным резонансным и динамическим нагрузкам на детали ходовой части и ухудшает при этом плавность хода трактора, а также вызывает колебания, которые передаются на двигатель через трансмиссию, Известно также амортизационно-.натяжное устройство, содержащее натяжное колесо, соединенную через кривошип со штангой и взаимодействующую со штангои гайку, Последняя имеет снаружи шлицы, обеспечивающие только продольное ее перемещение в корпусе. Внутри гайки установлен винт, причем связь винта с гайкой выполнена в виде шарнирно-винтовой передачи. Винт жестко соединен с торсионом.

Второй конец торсиона жестко закреплен на раме транспортного средства, Благодаря тому, что винтовая линия гайки выполнена с переменным шагом, увеличивающимся от торсиона в сторону натяжного колеса. усилие закрутки торсиона может иметь нелинейную характеристику.

Недостатком данной конструкции является то, что шарико-винтавая передача при больших колебаниях усилия на узле винт-гайка подвергается повышенному износу и при этом образуются зазоры, которые вызывают динамические удары и ухудшают ее характеристику. Кроме того, устройство сложно в изготовлении. а при перегрузках торсионы обычно замыкают на упоры, так как они имеют ограниченный угол закрутки, Наиболее близким к предлагаемому является устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства. содержащее кривошип, на одном конце которого установлено направляющее колесо. а другой конец кривошипа, выполненный в виде оси, при помощи подшипников связан с рамой транспортного средства и своим торцом посредством цилиндрического упругого элемента — с червячной парой, червячное колесо, которое жестко закреплено на полой ступице, охватывающей ось кривошипа. с возможностью поворота относительно этой оси, а червяк, имеющий хвостовик, закреплен на корпусе (раме) транспортного средства с возможностью вращения относительно него, 10 Недостатков данной конструкции является то, что она имеет большие габариты, а в качестве упругого элемента выполнена торсионная трубка с валом торсиона, имею15

55 щая линейную характеристику, а при больших колебаниях усилия, действующего на направляющее колесо, торсион садится на упор, что вызывает динамические удары и приводит к разрушению гусеничной цепи.

Кроме того, данный торсион имеет небольшой угол закрутки, а его характеристика не позволяет работать ходовой части с большими колебаниями нагрузок и возможно возникновение резонансных режимов при определенных видах работы гусеничных машин.

Цель изобретения — снижение габаритов. повышение надежности и эксплуатационных качеств ходовой части гусеничной машины.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее кривошип, на одном конце которого установлено направляющее колесо, а другой конец кривошипа, выполненный в виде оси, при помощи подшипников связан с рамой транспортного средства и своим торцом посредством упругого элемента — с червячной парой, червячное колесо которого жестко закреплено на полой ступице, охватывающей ось кривошипа, с возможностью поворота относительно этой оси, а червяк. имеющий хвостсвик, закреплен на раме транспортного средства с возможностью вращения относигельно него, снабжено лопастью, жестко закрепленной на оси кривошипа, и упором жестко установленным внутри ступицы для взаимодействия с указанной лопастью посредством упругого элемента, представляющего собой пакеты тарельчатых пружин с переменной жесткостью, расположен н ых внутри указан ной ступицы аксиально оси кривошипа между лопастью оси и упором ступицы, Соединение оси кривошипа с лопастью и упругим элементом снижает габариты и повышает надежность работы натяжного устройства и подвески.

Выполнение упругого элемента в виде пакетов тарельчатых пружин различной же1733318

55 сткости обеспечивает нелинейную характеристику упругому элементу на всех режимах работы с достаточными демпфирующими качествами, а также большой ход направляющего колеса без посадки его на жесткие упоры, что повышает плавность хода гусеничной машины за счет устранения динамических и резонансных колебаний, которые передаются от ходовой части гусеничного движителя через трансмиссию к двигателю.

Это приводит к повышению производительности, снижению расхода топлива и повышению надежности работы. подвески и ходовой части в целом.

На фиг, 1 изображено устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного устройства, установленное на раме транспортного средства; на фиг, 2 — разрез А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства содержит направляющее колесо 1, установленное подвижно на одном конце кривошипа 2, а другой конец кривошипа выполнен в виде оси 3, которая установлена также подвижно посредством подшипников в раме транспортного средства 4, После прохода оси 3 через отверстия в раме транспортного средства 4 (с внутренней стороны) на ней подвижно. посредством подшипников установлена ступица 5 с жестко закрепленным внутри ее упором 6 и крышкой 7.

Внутри полой ступицы 5 установлена лопасть 8, которая жестко закреплена (посредством шлицев) на оси 3 кривошипа, при этом между упором 6 и лопастью 8 расположены (аксиально оси кривошипа) пакеты тарельчатых пружин 9 — 12 с переменной жесткостью, опирающиеся концами на пластины 13.

На полой ступице 5 жестко закреплено червячное колесо 14 с возможностью зацепления с червяком 15, который на подшипниках укреплен на раме транспортного средства 4 и имеет хвостовик 16, Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства работает следующим образом, При работе транспортного средства гусеница наезжает на препятствие и усилия на направляющем колесе 1 и передней наклонной ветви гусеницы оказываются больше силы предварительной затяжки пакетов тарельчатых пружин, тогда направляющее колесо 1 вместе с кривошипом 2 поворачивается (назад) против часовой стрелки, передавая при этом усилие на лопасть 8, которая поворачиваясь. сжимает еще больше пакеты тарельчатых пружин 9—

12, выполненных с различной жесткостью и имеющих нелинейную характеристику с де5

40 мпфированием за счет внутреннего трения (гистерезиса) в упругих элементах, а также внешнего — в местах соприкосновения их между собой и опорными пластинами. Благодаря амортизации толчков и ударов механизмы ходовой части предохраняются от поломок.

После преодоления транспортным средством препятствия гусеничная цепь ослабляется, а пакет пружин 9-12, действуя на лопасть, возвращает направляющее колесо в исходное положение и поддерживает заданное усилие натяжения.

При натяжении гусеничной цепи транспортного средства за счет вращения хвостовика 16 происходит вращение червяка 15, который вращает червячное колесо 14 и полую ступицу 5. Вращаясь, полая ступица 5 за счет упора 6 воздействует на пакеты тарельчатых пружин 9 — 12, которые передают усилие на лопасть 8, а затем через ось 3 и кривошип 2 позволяют перемещаться направляющему колесу 1 в сторону натяжения гусеничной цепи.

Таким образом, нелинейная характеристика пакетов упругих элементов и их демпфирующие качества приводят к снижению динамических и резонансных режимов в ходовой части. Это в свою очередь позволяет увеличить производительность трактора и снизить расход топлива двигателем на 5 — 10ь за счет снижения колебаний частоты вращения двигателя. передаваемых от ходовой части через трансмиссию.

Формула изобретения

Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее кривошип, на одном конце которого установлено направляющее колесо. а другой конец кривошипа, выполненный в виде оси, при помощи подшипников связан с рамой транспортного средства и своим торцом посредством упругого элемента — с червячной парой, червячное колесо которой жестко закреплено на полой ступице, охватывающей ось кривошипа, с возможностью поворота относительно этой оси, а червяк, имеющий хвостовик, закреплен на раме транспортного средства с возможностью вращения относительно него, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения габаритов, повышения надежности и эксплуатационных качеств. оно снабжено лопастью, жестко закрепленной на оси кривошипа, и упором, жестко установленным внутри ступицы для взаимодействия с указанной лопастью посредством упругого элемента, представляющего собой пакеты тарельчатых пружин с переменной жесткостью, расположенных внутри указанной ступицы аксиально оси кривошипа между лопастью оси и упором ступицы.

1733318

Составитель О,Ппливаев

Техред М.Моргентал Корректор Т.Ваш

Редактор М,Петрова

Прризводственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1632 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к натяжным устройствам гусеничных движителей транспортных средств, например тракторов

Изобретение относится к гидравлическим натяжителям гусениц транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ходовым системам гусеничных машин с повышенной проходимостью

Изобретение относится к горной технике и может быть использовано в механизмах передвижения горных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение надежности путем подрессоривания натяжного колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным средствам и повышает долговечность шарнира нижней проушины кривошипа механизма натяжения путем компенсации износа

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам многоцелевого назначения на гусеничном ходу, и предназначено для использования в амортизационно-натяжных устройствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам гусеничного и полугусеничного типа, преимущественно с эластичными нерастяжимыми лентами

Изобретение относится к гусеничным тракторам с полужесткой подвеской и регулируемым натяжением гусеничной цепи с помощью натяжного колеса

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ходовым системам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к гусеничным экскаваторам с гидравлическим приводом хода

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ходовым частям гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к колесам направляющим гусеничных тележек уборочных машин, например самоходных рисозерноуборочных и кормоуборочных комбайнов
Наверх