Храповая муфта

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты в виде круглых пластин со сцепными лепестками. Боковые поверхности лепестков одной полумуфты взаимодействуют с боковыми поверхностями лепестков другой полумуфты. Лепестки расположены вдоль радиусов под углом к плоскости каждой пластины. Целесообразно расположение лепестков на одной полумуфте по наружной кромке пластин, а на другой - по внутренней кромке пластин, при этом диаметр внутренней полумуфты должен быть равен диаметру окружности, проведенной через середины лепестков наружной полумуфты . Количество лепестков на одной полумуфте может на пару отличаться от количества лепестков на другой полумуфте, но при этом на обеих полумуфтах количество лепестков должно быть четн-ым. Храповая муфта может содержать две жестко соединенных полумуфты и одну полумуфту, расположенную между ними с возможностью поочередного взаимодействия каждой из них, 4 з.п. ф-лы, 9 ил. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F t6 0 41/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4672586/27 (22) 04.04.89 (46) 07.06,92. Бюл, N 21 (71) Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Г.Н. Дерябин и Г.I0, Дерябина (53) 621.825,5(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1229479, кл, F 16 D 41/12, 1984. (54) ХРАПОВАЯ МУФТА (57) Использование: в машиностроении.

Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты в виде круглых пластин со сцепными лепестками. Боковые поверхности лепестков одной полумуфты взаимодействуют с боковыми поверхностями лепестков другой полумуфты. Лепестки расположены

Изобретение относится к машиностроению.

Известна храповая муфта, содержащая две концентрично расположенные полумуфты, на одной из которых установлены упругие пластины, а на другой — упругие балки, взаимодействующие с пластинами (авт.св.

N. 503065, кл. F 16 D 41/07, 08,04.76).

Недостатками такой муфты являются большой расход материалов на полумуфты и большая трудоемкость изготовления, вызванная сложностью конструкции, в которой на одной из полумуфт крепятся упругие пластины, а на другой — упругие балки, Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является храповая муфта, содержащая две полумуфты в виде втулок, на торцах которых закреплены упру„, Ы2„„1739125 А1 вдоль радиусов под углом к плоскости каждой пластины, Целесообразно расположение лепестков на одной полумуфте по наружной кромке пластин, а на другой — по внутренней кромке пластин, при этом диаметр внутренней полумуфты должен быть равен диаметру окружности, проведенной через середины лепестков наружной полумуфты, Количество лепестков на одной полумуфте может на пару отличаться от количества лепестков на другой полумуфте. но при этом на обеих полумуфтах количество лепестков должно быть четным. Храповая муфта может содержать две жестко соединенных полумуфты и одну полумуфту, расположенную между ними с возможностью поочередного взаимодействия каждой из них, 4 з.п, ф-лы, 9 ил. гие сцепные лепестки под углом к боковой поверхности с возможностью взаимодействия боковых поверхностей лепестков одной полумуфты с боковыми поверхностями лепестков другой-полумуфты, смещенных на шаг (1).

Недостатками этой муфты являются относительная сложность трубчатых втулок. недостаточная надежность зацепления лепестков, вызванная изменением ширины контактной поверхности зацепления от нуля до толщины лепестка и узкие функциональные возможности муфты, так как она не реверсивна, Цель изобретения — упрощение voíñòрукции, повышение надежности и расширение функциональных возможностеи.

1739125

Для этого в храповой муфте, содержащей две полумуфты и элементы зацепления, выг олненные. в виде упругих лепестков, жестко закрепленных на полумуфтах, каждая полумуфта выполнена в виде круглой пластины, а лепестки расположены под углом к плоскости пластины.

Наиболее надежным будет зацепление в храповой муфте, одна полумуфта которой выполнена в виде кольцевой пластины с лепестками по ее наружному краю, а другая полумуфта выполнена в виде кольцевой пластины с лепестками по ее внутреннему краю, при этом диаметр вписанной окружности полумуфты с внутренним расположением лепестков равен диаметру окружности, проведенной через середины лепестков полумуфты с наружным расположением лепестков, Минимальная величина свободного хода зацепления при симметричной передаче крутящего момента будет у храповой муфты, количество лепестков которой на каждой из полумуфт выполнено четным, с разницей на одну пару, Храповая муфта будет реверсивной, если,на снабжена дополнительной пластиной с лепестками, жестко соединенной с одной из пластин, а другая пластина располо>кена между ними с возможностью осевого смещения.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта с лепестками по внешней кромке; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг, 1; на фиг. 3— муфта с лепестками по внутренней кромке; на фиг. 4-- разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5— муфта, состоящая из дисковой и кольцевой полумуфт; на фиг, 6 — разрез B — В на фиг. 5; на фиг. 7 — реверсивная полумуфта, разрез; на фиг, 8 — муфта с уменьшенным свободным ходом зацепления; на фиг. 9 — вид Г-Г на фиг. 8.

Муфта содержит полумуфты 1 и 2 в виде круглых пластин, по краям которых располо>кены сцепные лепестки 3. Каждый лепесток расположен в радиальном направлении и под углом к плоскости пластины, при этом боковые поверхности 4 лепестков

3 полумуфты 1 упираются в боковые поверхности 5 лепестков 3 другой полумуфты 2.

Реверсивная муфта дополнительно содержит полумуфту 6, а вал 7 полумуфты снабжен поводком 8 для поочередного приведения полумуфты 1 в зацепление с полумуфтой 2 и полумуфтой 6.

Храповая муфта работает следующим образом.

При вращении полумуфты 1 по часовой стрелке ее лепестки 3 контактируют своими боковыми поверхностями 4 с боковыми поверхностями 5 лепестков 3 полумуфты 2, передавая ей крутящий момент.

При вращении полумуфты 1 против часовой стрелки лепестки 3 обеих полумуфт отжимают друг друга, упруго поворачиваясь (если смотреть снаружи) по часовой стрелке, при атом полумуфта 1 обгоняет полумуфту 2.

Реверсивная муфта работает аналогично, только полумуфта 1 имеет два фиксированных положения, в которые она переводится и там фиксируется поводком 8.

При зацеплении полумуфтti 1 с полумуфтой

2 момент передается ведомому валу при вращении полумуфты 1 по часовой стрелке, а обгон происходит при вращении полумуфты 1 против часовой стрелки. При зацеплении полумуфты .1 с полумуфтой 6 направления передачи момента и обгона меня,отся на противоположные.

B храповой муфте с различным количеством лепестков .на полумуфтах одновременно будут находиться в зацеплении только две пары диаметрально противоположных лепестков. При проскальзывании полумуфты 1 против часовой стрелки пары сцепляющихся лепестков будут поочередно смещаться по часовой стрелке.

Простота конструкции полумуфты no".eoëÿår добиться снижения стоимости и тр>доемкости ее изготовления.

Формула изобретения

1. Храповая муфта, содер>кащая две полумуфты, и элементы зацепления, выполненные в виде упругих лепестков, жестко закрепленных на полумуфтах, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, каждая полумуфта выполнена в виде круглой пластины, а лепестки расположены радиально, под углом к плоскости пластины.

2. Муфта по п, 1, отличающаяся тем, что одна из полумуфт выполнена в виде кольца с лепестками на его внутренней поверхности, а на другой полумуфте лепестки расположены на ее наружной поверхности, при этом диаметр вп; санной окружности полумуфты с внутренним располо>кением лепестков равен диаметру окружности, проходящей через середины лепестков полумуфты с наружным располо>кением лепестков, 3, Муфта по п, 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, количество лепестков На каждой из полумуфт выполнено четным, с разницей количества их на одну пару.

4, Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональ t 739125 ных возможностей путем обеспечения реверса, она снабжена дополнительной пластиной с лепестками, жестко соединенной с одной из пластин, а другая пластина расположена между ними с возможностью осевого перемещения.

1739125

Фиг. 7

1739125

Составитель И.Мезенина

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор Т.Зубкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина. 101

Заказ 1991 Тираж Подписное цНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам свободного хода, и может быть использовано в импульсных вариаторах, приводах стартеров и т.п

Изобретение относится к машиностроению и м

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в импульсных вариаторах и других передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, бесступенчатых вариаторах и др

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования реверсивного движения валов в инерционно-импульсных 2 3 бесступенчатых передачах, стартерах и гидротрансформаторах

Изобретение относится к области .машиностроения и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх