Трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение срока службы путем уменьшения работы буксования. Трансмиссия содержит управляемое клапаном сцепление, рычаг которого связан со штоком пневмокамеры, разрывающим цепь тока питания клапана в положении выключенного сцепления и замыкающего эту цепь при уменьшении хода штока, что уменьшает работу буксования в сцеплении. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4724559/11 (22) 31,07.89 (46) 15.06.92, Бюл. N 22 (71) Централ ьн ы и научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (72) А.П.Недялков, Е,Д,Туртанов и В.Г.Выборнов (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1481102, кл. В 60 К 17/08, 1987, Изобретение относится к трансмиссии, в частности к тем, которые используют в транспортных машинах,, Цель изобретения — повышение срока службы путем уменьшения работы буксова- . ния.

На фиг.1 представлен общий вид транс-. миссии транспортного средства; на фиг.2— пневмоэлектрическая схема управления трансмиссией; на фиг,3 — продольный разрез многопозиционного переключателя; на фиг.4 — общий вид переключателя; vа фиг.5 — общий вид переключателя с выровом; на фиг.6 — разрез рукоятки; на фиг,7 — электрическая схема управления трансмиссией; на фиг.8 — общий вид выключателя сцепления в нейтральном положении; на фиг.9 — то же, в положении разомкнутого выключателя положения пневмокамеры, Грансмиссия транспортного средства содержит коробку 1 передач (фиг,1) с механизмом 2 переключателя передач. В корпу. Ж 1740203 А1 (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение срока службы путем уменьшения работы буксования, Трансмиссия содержит управляемое клапаном сцепление, рычаг которого связан со штоком пневмокамеры, разрывающим цепь тока питания клапана в положении выключенного сцепления и замыкающего эту цепь при уменьшении хода штока, что уменьшает работу буксования в сцеплении. 9 ил. се 3 механизма 2 переключателя передач установлены штоки 4 и 5 (фиг.2), а также поршни 6 и 7. Поршни 6 и 7 образуют с корпусом 3 полости 8,9 и 10,11, Полости

8,9,10 и 11 сообщены с источником дав- ф, ления 12 и атмосферой через электропневматические клапаны 13,14 и 15,16 соответственно. В корпусе 3 установлен перемещаемый штоком 5 и поворачиваемый штоком 4 рычаг, имеющий возможность взаимодействия со штоками переключения передач коробки 1 передач.

Трансмиссия транспортного средства содержит также сцепление 17 с картером

18, управляемое по сигналу электромагнитного клапана 19, На торце коробки 2 передач установлен картер 18 сцепления 17. На картере 18 сцепления t7 установлен выключатель 20 сцепления 17, имеющий возможность взаимодействия с рычагом 21 выключения сцепления 17. Рычаг 21 соединен со штоком 22 пневмокамеры 23, уста1740203 новленной на картере коробки 1 передач.

На картере коробки 1 передач установлен корпус 3 механизма 2 переключения передач. Выключатель 20 сцепления 17 оснащен концевым выключателем 24 по ходу штока

22 пневмокамеры 23. Выключатель 24 соединен с источником 25 тока и многопозиционным переключателем 26, Переключатель

26 (фиг,3) содержит корпус 27, в котором установлен рычаг 28 с головкой 29,Рычаг 28 имеет возможность перемещения в пазах

30 (фиг.4), выполненных в крышке 31. Рычаг

28 имеет возможность взаимодействия через толкатель 32 с выключателями 33,.34 (фиг.5),35 и 36, Выключатели 33 и 35, а также

34 и 36 расположены напротив друг друга соответственно. Переключатель содержит шток 37, который установлен в корпусе 27 с воэможностью осевого перемещения и поворота. На штоке 37 закреплен рычаг 28 и поворотный фиксатор 38, имеющий шарик

39 и пружину 40. Поворотный фиксатор 38 имеет возможность взаимодействия с корпусом 27, На штоке 37 выполнен толкатель, имеющий возможность взаимодействия с выключателями 33, 34, 35 и 36. Переключатель оснащен осью 41, закрепленной в корпусе 27. На оси 41 установлен шток 37. В оси

41 размещен упругий фиксатор 42, выполненный как пружина. Выключатели 34 и 36 размещены в зоне крышки 31 и имеют возможность взаимодействия с выступами 43.

Выключатели 33 и 35 установлены между стенками корпуса 27 на штифтах. Выключатели 33 и 35 имеют возможность взаимодействия с выступом 44, выполненным на штоке

37. Головка 29 отжата пружиной 45 (фиг.6) от шайбы 46, опертой на выступ 47 рычага

28. Пружина 45 поджата к втулке 48, которая имеет возможность перемещения относительно рычага 28. На резьбу 49 втулки 48 навернуто тело головки 29. Втулка 48 имеет возможность перемещения в пазах 30 крышки 31 В пазах 50 и прорези 51 крышки

31 имеет возможность перемещения лишь рычаг 28. Торец 52 втулки 48 имеет возможность взаимодействия с поверхностями 53, окружающими пазы 50 первой передачи и . заднего хода.

Электромагнитные клапаны 13, 15, 14 и

16 содержат обмотки 54, 55, 56 и 57 (фиг,7), соответственно, Электромагнитный клапан

19 выключения сцепления 17 содержит обмотку 58. К маховику 59 через нажимной диск 60 прижаты пружинами 61 ведомые диски 62. Ведомые диски 62 шлицами соединены с первичным валом 63 коробки 1 передач. Вилка 64 установлена на одном валу с рычагом 21, Вилка 64 имеет возможность взаимодействия с муфтой 65 выключения сцепления 17, к которой прижаты отжимные рычаги 66. Со штоком 5 имеет возможность взаимодействия нормально разомкнутый контакт 67, соединенный с

5 источником 25 тока через центральный контакт и с выключателями 34 и 36, С источником 25 тока через центральный контакт соединен контакт 68. Контакт 68— контакт между проводами 69 и 70, замыка10 емыми при сжатии пружины 45 через шайбу

72.

Трансмиссия снабжена концевым выключателем 73 положения штока 22 пневмокамеры 23, Выключатель 73 соединен с

15 источником 25 тока через контакт 68 в головке 29 переключателя 26. Концевой выключатель 73 установлен в выключателе 20, перемещаемый элемент 74 которого имеет возможность разрыва нормально-замкнуто20 го контакта 75, с которым имеет возмож ность взаимодействия винт 76 рычага 21, с которым связан шток 22 пневмокамеры 23;

Снабжение концевым выключателем 73 положения штока 22 пневмокамеры 23, разры25 вающим цепь тока питания электромагнитного клапана 19 в положение выключенного сцепления 17 и замыкающего эту цепь при уменьшении хода штока 22 пневмокамеры 23 трансмиссии, содержа30 щей управляемое электромагнитным клапаном 19 сцепление 17, рычаг 21 которого связан со штоком 22 пневмокамеры 23 и имеет возможность взаимодействия с кон,цевым выключателем 24 по ходу штока 22

35 пневмокамеры 23, соединенными с источником тока и многопозиционным переключателем 26, уменьшит работу буксования в сцеплении 17. поскольку выключение.сцепления 17 будет происходить интенсивно иэ40 за подачи воздуха под большим давлением, а удержание его под моментом при относительно небольших величинах давления сокращает время включения сцепления, а это приводит к повышению срока службы

45 трансмиссии.

Выключатель 20 сцепления 17 содержит корпус 77„в котором установлены концевой выключатель 24 по ходу штока 22 пневмокамеры 23 и концевой выключатель 73 положе- .

50 ния штока 22 пневмокамеры 23. В корпусе

77 установлена втулка 78 — перемещаемый элемент 74. На втулке 78 выполнен уступ 79, и в нее ввернут болт 80. На болт 80 и крышку

81 (фиг;8) оперта пружина 82. На втулке 78

55 выполнены лыски 83 (фиг.9) и 84, В лыске

84 может быть размещен выступ-шарик 85 концевого выключателя 24 по ходу штока 22 пневмокамеры 23..8 лыске 83 размещен выступ-шарик 86 концевого выключателя 73 положения штока 22 пневмокамеры 23, Лы1740203

30

35 вал 63 коробки 1 передач не получает вращения от двигателя внутреннего сгорания. 40

50 ска 84 выходит за пределы уступа 79, Лыски

83 и 84 смещены относительно друг друга.

Установка концевых выключателей 24 и

73 в корпусе 77 подпружиненной к уступу 79 втулкой 78 с лысками 83 и 84,. в одну из которых, лыску 84, имеет воэможность выхода выступ 85 выключателя 24, а в другой лыске 83 размещен выступ 86 выключателя

73, в трансмиссии, охарактеризованной вышеприведенной совокупностью признаков, уменьшит работу буксования сцепления )7, поскольку его выключение обеспечено воздухом, подаваемым под большим давлением, а выключение — воздухом, находящимся в пневмокамере 23 под значительно меньшим давлением, что сокращает время переключения в трансмиссии транспортного средства, а это приводит к повышению срока службы трансмиссии.

Трансмиссия транспортного средства функционирует следующим образом.

Выбрав передачу, например 1„воздействуют на головку 29 рычага 28. Пружина 45 сжимается и контакты, которыми оснащены провода 69 и 70, замыкаются через установленную на втулке 71 шайбу 72, тем самым контакт 68 замкнут. При замкнутом центральном контакте происходит запитка обмотки 58 электромагнитного клапана 19 выключения сцепления 17. Происходит наполнение иэ источника 12 давления полости пневмокамеры 23. Шток 22 пневмокамеры

23 поворачивает рычаг 21, Это вызывает поворот вилки 64, ее действие на муфту 65, Муфта 65 действует на отжимные рычаги 66.

Рычаги 66 отводят нажимной диск 60, что приводит к сжатию пружин 61, Ведомые диски 62 отходят от маховика 59 и первичный

Перемещение рычага 21 приводит к взаимодействию сферической головки винта 76 с торцевой поверхностью головки болта 80.

Начинает перемещаться втулка 78, при этом сжимается пружина 82. При перемещении втулки 78 шарик-выступ 85 концевого выключателя 24 входит в лыску 84. Контакт выключателя 24 замыкается, что обеспечивает подачу питания к многопозиционному переключателю 26. Итак, воздействуя íà голавку 29 рычага 28, переводят ее в положение первой передачи. При этом шток 37 перемещается влево (по чертежу), преодолевая воздействие пружины 42. Тем самым перемещению штока 37 в положение 1 передачи и заднего хода создано дополнительное сопротивление. Перед перемещением рычага 28 по пазу 53 головку 29 приподнимают, сжимая пружину 45 и пружину между чашкой 72 и втулкой 71. После

20 осевого перемещения штока 37 происходит его поворот, что приводит к перемещению шарика 39 по закрепленному в корпусе 27 штифту, а также сжатию пружины 40 поворотного фиксатора 38. Затем шарик 39, обкатываясь по закрепленному в корпусе 27 штифту, размещается под действием пружины фиксатора 38 между закрепленными в корпусе 27 штифтами, что обеспечивает четкую фиксацию штока 37 как в осевом, так и радиальном направлении. При отпускании головки 29 торец втулки 48 садится íà поверхность 53. Толкатель 32 в связи с описанным перемещением штока 37 воздействует на выключатель 33, замыкающий цепь питания обмотки 54 электромагнитного клапана

13 механизма 2 переключения передач, а затем — на выключатель 34, замыкающий цепь питания обмотки 55 электромагнитного клапана 15 механизма 2 переключения передач. Запитка обмоток 54 и 55 электромагнитных клапанов приводит к подаче воздуха под давлением от .источника 12 в полости 8 и 10 соответственно, Воздух, воздействуя на поршни 6 и 7, плавно сжимает пружины, что приводит к перемещению штоков 4 и 5, воздействующих на рычаг переключения передач коробки 1 передач для включения 1 передачи.

При перемещении шток 5 в крайнем положении замыкает контакт 67, что обеспечивает цепь питания переключателя 26 и напряжение на обмотках 54 и 55 электромагнитных клапанов 13 и 15 соответственно. В первую очередь, перемещение штока

22 пневмокамеры 23 вызывает дальнейшее перемещение втулки 78 и выход (фиг.9) выступа-шарика 86 концевого выключателя 73 из лыски 83. Выход выступа 86 из лыски 83 приводит к разрыву нормально-замкнутого контакта 75. Размыкание контакта 75 разрывает цепь питания обмотки 58 электромагнитного клапана 19 выключения сцепления

17, Через клапан 19 выходит воздух. Под действием пружин 61 нажимной диск 60прижимает ведомые диски 62 к маховику 59, что обеспечивает передачу момента от двигателя внутреннего сгорания к первичному валу 63 коробки 1 передач. Поскольку в коробке 1 передач включена! передача транспортное средство начинает перемещаться на 1 передаче.

Перемещение нажимного диска 60 вызывает поворот отжимных рычагов 66, перемещение муфты 65, поворот рычагов 64 и 21.

Поворот рычага 21 вызывает перемещение втулки 78 под действием пружины 82. Шарик-выступ 86 выходит в лыску 83, контакт

75 замыкается, обмотка 58 электромагнитного клапана 19 запитывается, воздух из

1740203 источника 12 попадает в полость пневмокамеры 23. Шток 22 поворачивает рычаг 21, винт 76 действует на болт 80, происходит перемещение втулки 78, выступ 86 выходит из лыски 83 и происходит размыкание кон- 5 такта 75. Тем самым в полости пневмокамеры 23 воздух находится под давлением, что сокращает время выключения сцепления, а это приводит к уменьшению работы буксования, что повышает срок службы трансмис- 10 сии.

Формула изобретения

Трансмиссия транспортного средства, содержащая управляемое электромагнитным клапаном сцепление, рычаг которого 15 связан со штоком пневмокамеры с возможностью его взаимодействия с первым концевым выключателем выключающего устройства по ходу штока пневмокамеры, соединенным с источником тока и оереключателем, отличающаяся тем, что с целью повышения срока службы путем уменьшения работы буксования, она снабжена вторым концевым выключателем выключающего устройства положения штока пневмокамеры, при этом выключающее устройство включает корпус и подпружиненную втулку с лысками, причем концевые выключатели установлены с возможностью взаимодействия с подпружиненной втулкой с лысками, в одной из которых размещен выступ концевого выключателя положения штока пневмокамеры, а в смещенную относительно нее лыску имеет возможность выхода выступ концевого выключателя по ходу штока пневмокамеры.

1740203

1740203

1740203

1740203

902. 7

1740203 фЬГ У

Составитель А. Барыков

Тех ред M. Ìîðãåíòàë

Редактор Н. Каменская

Корректор М. Демчик

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2040 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35,.Раущская наб., 4/5

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок с передачей заднего хода мотоцикла

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх