Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом

 

Использование: изобретение может быть использовано для систем охлаждения двигателей внутрзннего сгорания с турбонаддувом. Сущность изобретения заключается в следующем: система охлаждения ДВС содержит два насоса 12 соответственно для охлаждения двигателя 1 и охладителя 10 наддувочного воздуха, у которых выполнены отводные патрубки 8 и 14 соответственно , через которые охлаждающая жидкость с помощью термостатических клапанов 7 и 13 перепускается на всасывание 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5Ф)5 Р 01 P 3/20 (> $" 93, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4693249/06 (22) 22.05.89 (46) 15.06.92. Бюл. М 22 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) В.И.Васильев (53) 621.43-713,1 (088.8) (56) "Дизель ДМ-21А", Руководство по эксплуатации 0390-00-00РЭ, 1981, Москва, с.70.

Приложение: "Дизель-ДМ-21А, — 1 ил. (М)СИСТЕМА ОХЛА)КДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДЦУВОМ

Изобретение относится к машиностроению, в именно к замкнутым системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с наддувом.

Известен двигатель внутреннего сгорания с замкнутой системой жидкостного охлаждения, содержащий контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные рубашку ох.лаждения двигателя. полости охлаждения выпускного коллектора, терморегулятор, охладитель масла, радиатор и циркуляционный насос, всасывающая полость которого подключена к радиатору, а напорная — к рубашке охлаждения, и контур охлаждения наддувочного воздуха, включающий последовательно соединенные охладитель наддувочного, второй радиатор и водяной насос, всасывающая полость которого подключена к второму радиатору, а напорная — к охладителю наддувочного воздуха. Система включает также вентилятор с приводной гидромуфтой, заполнение которой регулируется терморегулятором, установленным в

ЯХ,, 1740717 Al

2 л (57) Использование: изобретение может быть использовано для систем охлаждения двигателей внутрэннего сгорания с турбонаддувом, Сущность изобретения заключается в следующем: система охлаждения

ДВ С содержит два насоса 12 соответственно для охлаждения двигателя 1 и охладителя

10 наддувочного воздуха, у которых выполнены отводные патрубки 8 и 14 соответственно, через которые охлаждающая жидкость с помощью термостатических клапанов 7 и 13 перепускается на всасывание.

1 ил. контуре циркуляции охлаждающей жидкости, Недостатком известной системы является неэффективная работа водяных насосов обоих контурс в охлаждения при работе дизеля на холостом ходу и малых нагрузках.

° аааЪ

Целью изобретения является повышение эффективности. Д

Этодостигаетсятем,чтосистемаохлаж- . () дения дополнительно содержит два термостатических клапана, первый из которых установлен в циркуляционном насосе контура циркуляции охлаждающей жидкости, а второй — в водяном насосе контура охлаждения наддувочного воздуха, а всасываю-,Л щие и напорные полости каждого из насосов связаны между собой через соответствующие термостатические клапаны.

На чертеже представлена конструктивная схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Система охлаждения содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости и кон1740717

55 тур охлаждения наддувочного воздуха. Контур циркуляции охлаждающей жидкости включает последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя 1, полости охлаждения выпускного коллектора 2, тер.морегулятор 3, охладитель 4 масла, радиатор 5 и циркуляционный насос 6 с термостатическим клапаном 7 и перепускным каналом 8.,Всасывающая полость насоса 6 подключена к радиатору 5, а напорная через терморегулятор 9 — к рубашке охлаждения двигателя 1. Контур охлаждения наддувочного воздуха включает последовательно соединенные охладитель 10 нэддувочного воздуха, второй радиатор 11 и водяной насос 12 с термостатическим клапаном 13 и перепускным каналом 14. Всасывающая полость насоса 12 подключена к радиатору 11, а напорная — к охладителю наддувочного воздуха 10. Причем всасывающие и напорные полости насосов 6 и 12 через соответствующие перепускные каналы 8 и 14 и термостатические клапаны 7 и 13 связаны между собой, Система охлаждения включает также турбокомпрессор 15, вентилятор 16 с приводной гидромуфтой 17 и систему водяных и воздушных трубопроводов.

Система работает следующим образом.

При запуске холодного двигателя термостатические клапаны 7 и 13 циркуляционных насосов 6 и 12 открыты и основная часть охлаждающей жидкости циркулирует через перепускные каналы 8 и 14 из нагнетательной полости насосов во всасывающие полости, Вторая часть охлаждающей жидкости в контуре циркуляции охлаждающей жидкости поступает на охлаждение двигателя 1 и циркулирует по замкнутому контуру через радиатор 5, циркуляционный насос 6 и обратно в двигатель. При этом часть жидкости из двигателя поступает в термостатический клапан 7 и далее во всасывающую полость насоса 6. В контуре охлаждения наддувочного воздуха вторая незначительная часть охлаждающей жидкости поступает в охладитель 10 наддувочного воздуха 10 и после охлаждения наддувочного воздуха, поступающего из турбокомпрессора 15, циркулирует по замкнутому контуру, проходя радиатор 11, циркуляционный насос 12 и обратно .в охладитель 10, При этом часть наддувочного воздуха из турбокомпрессора

15 поступает в термостатический клапан 13 и далее вместе с охлажденным в охладителе

10 воздухом поступает во всасывающий коллектор 18 двигателя 1. При этом вентилятор 16 отключен.

По мере прогрева двигателя и повышения температур охлаждающей жидкости и наддувочного воздуха термостэтические клапаны 7 и 13 постепенно прикрывают перепускные каналы 8 и 14 вплоть до полного перекрытия на номинальном режиме работы двигателя, когда вся охлаждающая жидкость, нагнетаемая насосами 6 и 12, поступает на охлаждение двигателя 1 и соответственно охладителя 10 наддувочного воздуха, При повышении нагрузки и нарушении теплового режима двигателя включается в работу терморегулятор 3, открывая доступ масла из системы смазки (не показано) в гидромуфту 17 и.включает вентилятор 16 нэ охлаждение радиаторов 5 и 11. При этом, охлаждающая жидкость от циркуляционного насоса 6 через терморегулятор 9 поступает на охлаждение масляного охладителя 4.

При переходе нэ режим с частичной нагрузкой или холостого хода температура охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя, и наддувочного воздуха на выходе из турбокомпрессора 15, понижаются, Термостатические клапаны 7 и 13 срабатывают и начинают перепускать часть охлаждающей жидкости через каналы 8 и 14, поддерживая температурный режим, соответствующий режиму работе на номинальной мощности. Это приводйт к снижению затрат мощности на привод насосов 6 и 12 и повышению эффективности работы двигателя,.

Таким образом, система обеспечивает высокую эффективность охлаждения форсированных двигателей с замкнутой системой охлаждения.

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя. полости охлаждения выпускного коллекторэ, терморегулятор, охладитель масла, радиатор и циркуляционный насос, всасывающая полость которого подключена к радиатору, а напорная — к рубашке охлаждения, контур охлаждения наддувочного воздуха, включающий последовательно соединенные охладитель наддувочного воздуха, второй радиатор и водяной насос, всасывающая полость которого подключена ко второму радиатору, а напорная — к охладителю наддувочного воздуха, о т л и ч а ющ э я с я тем, что, с целью повышения эффективности, она дополнительно содержит два термостатических клапана, первый из которых установлен в циркуляционном

1740717

Составитель М,Хачатуров

Редактор Н.Федорова Техред М.Моргентал . Корректор Т.Малец

Заказ 2065 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушскэя наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101. насосе, а второй — в водяном насосе, причем всасывающие и напорные полости обоих насосов связаны между собой через соответствующие термостатические клапаны,

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидродинамическим передачам , и предназначено для использования в моторно-трансмиссионных установках наземных транспортных средств, таких как автомобили, тягачи, тракторы и др

Изобретение относится к машиностроению и позволяет в холодное зимнее время охлаждать двигатель внутреннего сгорания дизельным топливом, а в теплое летнее время дизельное топливо сливается в топливный бак 11, затем вода заливается в систему охлаждения и двигатель весь летний сезон охлаждается водой

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить эксплуатационные св-ва двигателя

Изобретение относится к машиностроению и позволяет уменьшить мощность привода циркуляционного насоса, обеспечить равномерный теплосъем по цилиндрам

Изобретение относится к теплоэнергетике и предназначено для повышения эф-8 20 ^фективности охлаждающих устройств мощных двигателей, имеющих шахту холодильной камеры

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к транспортным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к охлаждению двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и подогрева двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, имеющим двух- либо одноконтурную систему охлаждения
Наверх