Устройство для обучения иностранным языкам

 

Изобретение относится к вычислительной техлике и может быть использовано для автоматизагии процесса обучения иностранному языку. Цель изобретения - повышение дидактических возможностей устройства. Устройство для обучения иностранным языкам содержит блок ввода, блок формирования адреса, блок стековой памяти блоки постоянной памяти, текстовой и грамматической информации, блок вывода дешифратор, блок поиска информации, блок ассоциативной памяти, первый и второй блоки оперативной памяти, регистр адреса и блок управления. Сущность работы изобретения состоит в том, что в процессе ввода при помощи блока ввода слов иноязычного предложения с помощью блока поиска информации формируются адреса блоков информации, представляющей интерес в связи с введенными словами По окончании этого процесса с помощью блока постоянной памяти грамматической информации формируются адреса блоков информации , представляющей интерес в связи с предложением в целом Согласно желанию обучаемого, которое он реализует с помощью блока ввода по полученным адресам та или иная учебная информация считывается из блока постоянной памяти текстовой информации и предъявляется обучаемому посредством блока вывода 2 ил (Л С ч 4

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1

1 (21) 4771322/24 (22) 19.12.89 (46) 15.06,92. Бюл. ¹ 22 (71) Киевский политехнический институт им.50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.И.Корнейчук, А,Ю.Михайлюк, А.О.Городничий, B,Н,Сороко и О.В,Журавлев (53) 681.325(088 8) (56) Заявка ФРГ № 3305627, кл, G 06 F 15/38, 1984.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1559367, кл. G 09 В 19/06, G 06 F 15/38, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАН Hbl M Я 3 bl KARA (57) Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку, Цель изобретения — повышение дидактических возможностей устройства. Устройство для обучения иностранным языкам содержит блок ввода, Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку, Известно электронное карманное устройство для перевода, содержащее связанные соответствующим образом клавиатуру, микропроцессор, накопитель, возбудитель индикатора и индикатор, Недостатком данного устройства является сложность ввода переводимого слова.

„„5U„„1741154 А1 (я>s G 06 F 15/38, G 09 В 19/06 блок формирования адреса, блок стековой памяти, блоки постоянной памяти, текстовой и грамматической информации, блок вывода, дешифратор, блок поиска информации, блок ассоциативной памяти, первый и второй блоки оперативной памяти, регистр адреса и блок управления. Сущность работы изобретения состоит в том, что в процессе ввода при помощи блока ввода слов иноязычного предложения с помощью блока поиска информации формируются адреса блоков информации, представляющей интерес в связи с введенными словами. По окончании этого процесса с помощью блока постоянной памяти грамматической информации формируются адреса блоков информации, представляющей интерес в связи с предложением в целом. Согласно желанию обучаемого, которое он реализует с помощью блока ввода по полученным адресам. та или иная учебная информация считывается из блока постоянной памяти текстовой информации и предъявляется обучаемому посредством блока вывода. 2 ил. поскольку все нужные для набора слова буквы вводятся после предварительного перебора предшествующей им части алфавита, Известен также электронный "переводчик" для слов. содержащий связанные соответствующим образом клавиатуру. шифратор, центральное управляющее устройство. три накопит ля, регистр и индикатор.

Недостатком данного устройства является низкое быстродействие, поскольку ал1741154 горитм поиска перевода нужного слова предусматривает просмотр пользователем группы слов, имеющих общие с переводимым словом две начальные буквы. По той же причине данный "переводчик" не может обладать большим словарным запасом.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является электронный словарь для обучения иностранному языку, содержащий блок управления, регистр буквы, узел блокировки, дешифратор, счетчик, регистр суммы, схему равенства кодов, первое постоянное запоминающее устройство, регистр адреса, сумматор и схему подсчета. Установочный входустройства является первым входом блока управления, первый выход которого подсоединен к обнуляющему входу регистра буквы, информационный вход которого является информационным входом устройства, управляющий вход, как и второй вход блока управления, соединен с входом записи устройства, а выход регистра буквы подключен к управляющему входу узла блокировки и через дешифратор — к третьему входу блока управления, второй и третий выходы которого связаны соответственно с управляющим и счетным входами счетчика.

Обнуляющий вход последнего, как и обнуляющий вход регистра суммы, подсоединен к четвертому выходу блока управления, четвертый вход которого соединен с выходом схемы равенства кодов, первый вход которой, как и вход первого постоянного запоминающего устройства, подключен к выходу счетчика, а второй вход — к выходу регистра адреса. Информационный вход последнего, как и информационный вход регистра суммы, связан с выходом сумматора, управляющий вход — с пятым выходом блока управления, шестой выход которого подсоединен к управляющему входу регистра суммы, выход которого соединен с первым входом сумматора. второй вход которого подключен через выходную шину 0 к схеме подсчета. Входная шина схемы связана с выходной шиной узла блокировки. первые (К-1) разрядов которой подсоединены к информационному входу счетчика. Информационный вход узла блокировки подключен к выходу первого постоянного запоминающего устройства, а последний разряд выходной шины соединен с пятым входом блока управления, седьмой — девятый выходы которого являются соответственно выходами разрешения записи, разрешения ввода и запрета ввода устройства, Недостатком известного устройства является отсутствие классификации учебной информации. Кроме того, безусловный вы5

55 вод сразу всей информации к слову наряду с отсутствием диалога между устройством и обучаемым лишает последнего возможности отказаться от ненужной ему информации либо выбрать нужную, что свидетельствует о нерациональном использовании учебного времени и невысоких дидактических возможностях. Кроме того, в ситуации, когда разным словам соответствуют одинаковые блоки некоторой учебной информации, в запоминающем устройстве эти блоки повторяются столько раз, сколькими словам они могут соответствовать. Такое неэффективное использование памяти в условиях ее ограниченности обуславливает низкую информационную емкость устройства, что также снижает его дидактические возможности. И, наконец, известное устройство выдает информацию лишь к отдельным словам языка. но не способно охарактеризовать слово в том или ином словосочетании или предложении, Цель изобретения — повышение его дидактических возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для обучения иностранным языкам, содержащее блок постоянной памяти текстовой информации, регистр адреса. блок управления, блок ввода. блок вывода, блок информирования адреса и дешифратор, причем первый выход блока управления соединен с входом записи регистра адреса, введены блок поиска информации, блок стековой памяти, блок ассоциативной памяти. первый и второй блоки оперативной памяти, блок постоянной памяти грамматической информации, Первый и второй информационные выходы блока ввода, первый информационный выход блока формирования адреса, выходы блока стековой памяти и блоков постоянной памяти текстовой и грамматической информации, а также информационный вход блока стековой памяти, вход дешифратора, первый и второй информационные входы блока формирования адреса и блока вывода соединены со входами-выходами блока поиска информации, блока ассоциативной памяти и первого и второго блоков оперативной памяти, адресные входы которых, как и адресные входы блоков постоянной памяти текстовой и грамматической информаций. а также через информационный вход регистра адреса — блока ассоциативной памяти подключены к второму — четвертому выходам блока формирования адреса, третий— шестнадцатый входы которого присоединены соответственно к второму — пятнадцатому выходам блока управления, первый вход которого связан с управляющим выхо1741154 дом блока ассоциативной памяти, второй— пятый входы которого соединены соответственно с шестнадцатым — девятнадцатым выходами блока управления, двадцатый— двадцать пятый выходы которого подключены соответственно к второму — четвертому входам первого, второму — четвертому входам второго блоков оперативной памяти, тогда как входы чтения блоков постоянной памяти текстовой и грамматической информаций присоединены соответственно к двадцать шестому и двадцать седьмому выходам блока управления, двадцать восьмой — тридцатый выходы которого связаны соответственно с входами установки, записи и считывания блока поиска информации, выходы разрешения ввода, запрета ввода и готовности которого соединены соответственно с вторым — четвертым входами блока управления, пятый — восьмой входы которого подключены соответственно к первому и второму управляющим выходам блока ввода и первому и второму выходам дешифратора, тогда как входы обнуления, записи и чтения блока стековой памяти присоединены соответственно к тридцать первому— тридцать третьему выходам блока управления, девятый и десятый входы которого подключены к управляющим соответственно третьему и четвертому выходам блока ввода, а управляющие входы блока вывода с первого по восьмой соединены соответственно с выходами блока управления с тридцать четвертого по сорок первый. синхровходы всех блоков подключены к выходу генератора тактовых импульсов.

Известно использование дешифратора в устройстве для преобразования кодов с одного языка на другой, Однако в известном устройстве дешифратор используется для прекращения выдачи nîñëå считывания из запоминающего устройства последней порции кода перевода. В поедлагаемом устройстве дешифратос служит для целого ряда разнообразных целей. например установление факта ввода символа "Конец слова", индикация окончания просмотра оперативных запоминающих устройств и другие. Различны также алгоритмы поиска нужной информации в известном и предлагаемом устройствах, Таким образом, только в совокупности приведенных признаков достигается положительный эффект, так как отдельно взятые признаки не обеспечивают его достижения.

На фиг, 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства для обучения иностранным языкам; на фиг. 2 — блок-схема одного из возможных вариантов алгоритма работы блока управления.

Устройство содержит блок 1 ввода, первый и второй информационные выходы которого, как и первый информационный выход блока 2 формирования адреса, выходы блока 3 стековой памяти и блоков постоянной памяти текстовой 4 и грамматической

5 информаций, а также информационный вход блока 3 стековой памяти, первый и второй информационные входы блока 6 вывода, блока 2 формирования адреса и вход дешифратора 7 соединены с входами-выходами блока 8 поиска информации, блока 9 ассоциативной памяти и первого 10 и второго 11 блоков оперативной памяти, адресные входы которых, как и адресные входы блоков постоянной памяти текстовой 4 и грамматической 5 информаций, а также информационный вход регистра 12 адреса, связанного своим входом записи с первым выходом 13 блока 14 управления, подключены к второму — четвертому выходам блока 2 формирования адреса, третий — шестнадцатый входы которого присоединены соответственно к второму 15 — пятнадцатому 28 выходам блока 14 управления, первый вход 29 которого связан с управляющим выходом блока 9 ассоциативной памяти, первый вход которого подключен к выходу регистра 12 адреса, а второй — пятый входы соединены соответственно с шестнадцатым

30 — девятнадцатым 33 выходами блока 14 управления. Двадцатый 34 — двадцать пятый 39 выходы блока 14 управления подключены соответственно к второму четвертому выходам первого 10, второму— четвертому выходам второго 11 блоков оперативной памяти. Входы чтения блоков постоянной памяти текстовой 4 и грамматической 5 информаций присоединены соответственно к двадцать шестому 40 и двадцать седьмому 41 выходам блока 14 управления, двадцать восьмой 42 — тридцатый 44 выходы которого связаны соответственно с входами установки, записи и считывания блока поиска информации, выходы разрешения ввода, запрета ввода и готовности которого соединены соответственно с вторым 45 — четвертым 47 входами блока 14 управления. пятый 48 — восьмой 51 входы которого подключены соответственно к первому и второму управляющим выходам блока 1 ввода и первому и второму выходам дешифратора 7. Входы обнуления, записи и чтения блока 3 стековой памяти присоединены соответственно к тридцать первому 52 — тридцать третьему 54 выходам блока 14 управления, девятый 55 и десятый

5б входы которого подключены к управляющим соответственно третьему и четвертому выходам блока 1 ввода. а управляющие вхо1741154 ды блока вывода с первого по восьмой соединены соответственно с выходами блока

14 управления с тридцать четвертого 57 по сорок первый 64, синхровходы всех блоков подключены к выходу генератора тактовых импульсов.

Предлагаемое устройство может быть реализовано с использованием серийно выпускаемых узлов (в частности, блок 3 стековой памяти и регистр 12 адреса могут быть выполнены на микросхемах 561ИР6). При реализации дешифратора 7 могут быть использованы микросхемы 564ИД1, 531ИД7, 155ИДЗ. Блоки постоянной памяти текстоsoA 4 и грамматической 5 информаций могут быть построены из микросхем типа

573РФ6А, При реализации первого 10 и второго 11 блоков оперативной памяти могут быть использованы микросхемы типа

132РУ5, 541РУ1 и др. Блок 8 поиска информации также может быть выполнен из серийных узлов, соединенных по одной из известных схем, При реализации блока 1 ввода может быть использовано клавишное устройство любого из серийно выпускаемых буквенно-цифровых дисплеев или клавиатура персональной 3ВМ типа ДВК-3. "Электроника-85" и т.п. Блок 6 вывода может быть реализован на базе любого серийного буквенно-цифрового дисплея, Блок 14 управления может быть реализован различным образом, например в виде цифрового автомата или микропрограммного устройства, построенного по одной из известных схем. Кроме того, могут быть использованы серийные микросхемы 587РП1, 588ВУ1, 588ВУ1, 588ВУ2, 588ИК1, 118ЗРТ1 и другие, Блок 2 формирования адреса также может быть выполнен различным образом, например на базе микросхем 561ИЕ9.

561ИЕ10, 561ИЕ11, 561ИР6.

Блок 9 ассоциативной памяти может быть выполнен в соответствии с одной из существующих схем, а также на базе стандартных микросхем, например КР583РА1, Блок-схема одного из возможных вариантов алгоритма работы блока 14 управления (фиг. 2) работает следующим образом.

Каждый блок алгоритма соответствует одному периоду тактового сигнала с выхода генератора тактовых импульсов. х; — лог. "1" на i-м входе, а у1 — лог. "1" íà j-м выходе блока 14 управления, Сигналы, не упомянутые в каком-либо блоке, считаются равными нулю в течение соответствующего тактового периода, Перед началом работы с выхода 61 блока 14 управления (в дальнейшем слова "блока 14 управления" опускают) на первый вход

55 блока 6 вывода поступает сигнал, в результате чего обучаемому выдается сообщение

"Для работы с новым словом нажмите

"Сброс". Нажатию этой клавиши на блоке 1 ввода соответствует появление на ее первом управляющем выходе сигнала, поступающего на вход 48 (блоки 1 и 2 на фиг, 2), В ответ на выходах 15, 19, 23, 26, 30, 34, 37, 57 и 59 появляются сигналы, которые обнуляют содержимое соответственно блока 2 формирования адреса, блоков 9 и 10 оперативной памяти и блока 6 вывода, Затем вновь возникает сообщение "Для работы с новым словом нажмите "Сброс". После вторичного нажатия этой клавиши сигналы на выходах

42 и 52 соответственно устанавливают в начальное состояние блок 8 поиска информации и обнуляют содержимое блока 3 стековой памяти (блоки 3 — 6). Блок 8 поиска информации имеет первый выход, на котором в начальном состоянии появляется сигнал. который поступает на вход 45 и вызывает появление на выходе 62 сигнала, поступающего на шестой вход блока 6 вывода, в результате чего обучаемому выдается сообщение "Вводите очередную букву слова". Нажав соответствующую клавишу на блоке 1 ввода (сигнал на входе 55). обучаемый вызывает появление сигналов на выходах 43 и 53, которые записывают поступивший с блока 1 ввода код введенной буквы соответственно в блок 8 поиска информации и блок 3 стековой памяти (блоки

7 — 9).

Если с введенной буквы начинаются слова, входящие в лексический запас блока

8, то на его первом выходе вновь появляется сигнал, посредством блока 14 управления (вход 45, выход 62) вызывающий появление сообщения "Вводите очередную букву слова". При вводе второй и всех остальных букв слова устройство работает аналогично (блоки 7 — 10) при условии, что слово входит в лексический запас. В противном случае после первой же буквы, отличающей вводимое слово от слов, входящих в лексический запас, вместо сигнала на первом выходе блока

8 появляется сигнал на его втором выходе, который свидетельствует об отсутствии данного слова, посредством блока 14 управления (вход 46, выход 61) вызывает появление сообщения "Для работы с новым словом нажмите "Сброс". Лишь нажав эту клавишу, обучаемый сможет приступить к вводу букв другого слова исследуемого предложения (блоки 11, 4. 5), Если слово входит в лексический запас, то по окончании его ввода на третьем выходе 47 блока 8 появляется сигнал, свидетельствукщий о том, что служебная информация

-1741154

10 к введенному слову готова к считыванию с входа-выхода блока 8, Перед анализом этой информации введенное слово считывается из блока 3 (сигнал с выхода 54) и записывается в блок 6 вывода (сигнал с выхода 58) для последующего воспроизведения на его экране (блоки 12 и 13). Затем блок 3 обнуляется (сигнал с выхода 52) и первая порция служебной информации к введенному слову считывается с входа-выхода блока 8 (сигнал с выхода 44) и записывается в блок 2 (сигнал с выхода 27), Служебная информация к слову состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой последовательность ячеек (порций), заканчивающуюся ячейкой, содержащей ноль, В первой части каждая нечетная ячейка содержит адрес одного из вариантов перевода введенного слова в блоке 4 постоянной памяти текстовой информации, а каждая четная — двоичный код соответствующий этому варианту морфемы. Во второй части каждая ячейка содержит адрес одного из возможных грамматических параграфов, описывающих какой-то вариант перевода в том же блоке 4, который содержит всю учебную (лексическую и грамматическую) информацию. Так как самая первая ячейка не может содержать ноль, первый выход 50 блока 7 не активизируется (блоки 14 и 15).

По считываемому из блока 2 (сигнал с выхода 23) адресу в блоке 4 находится (сигнал с выхода 40) первая из ячеек, содержащих первый вариант перевода введенного слова, содержимое которой записывается в блок 3 (сигнал с выхода 53), Для идентификации конца последовательности этих ячеек .в конце ее предусмотрена ячейка, содержащая ноль, Поскольку первая ячейка не может содержать ноль, в блоке 2 происходит (сигнал с выхода 19) наращивание адреса (блоки 16 — 181). Аналогично пооисходит запись в стек 6 остальных (К-1) ячеек при условии, что очередное увеличение адреса не приводит к появлению на входе дешифратора нуля (блоки 16к — 18к). Затем совокупное содержимое этих К ячеек из блока 3 (сигнал с выхода 54) переписывается в блок 6 (сигнал с выхода 60) для дальнейшего воспроизведения на экране (блок 19), После этого считываются следующие К ячеек, где число

К выбирается исходя из соотношения разрядностей блока 4 и блока 6. Так продолжается до тех пор, пока ячейка с нулем не вызовет сигнал на первом выходе дешифратора 7, после чего то, что было накоплено в блоке 3 (включая этот ноль), перепишется в блок 6 (блок 20), Теперь считанная из блока 8 (сигнал с выхода 44) вторая порция служебной инфор5

10 мации к слову запишется в первый блок 10 оперативной памяти (сигнал с выхода 35) по адресу, считанному из блока 2 (сигнал с выхода 24), содержимое которого было предварительно увеличено с нуля до единицы (сигнал с выхода 20). В результате в первой ячейке блока 10 окажется записанным код первой из морфем перевода к слову (блоки

21 и 22).

Аналогичные действия производятся с каждой последующей нечетной и четной порциями служебной информации, считываемой из блока 8 (блоки 14 — 20 и 21-22 соответственно), пока очередная нечетная

15 ячейка не окажется концом первой части (содержит ноль-сигнал на первом выходе 50 дешифратора 7). Тогда следующая порция служебной информации считывается с входа-выхода блока 8 (сигнал.с выхода 44) и

20 записывается во второй блок 11 оперативной памяти (сигнал с выхода 38) по адресу, считанному из блока 2 (сигнал с выхода 25).

В результате в ячейке с адресом "Ноль" блока 11 окажется записанным адрес перво25 го из возможных в связи с введенным словом грамматических параграфов (блоки 15 и

23). Аналогично считываются и путем наращивания адреса (блок 25) записываются оставшиеся порции служебной информации.

30 пока на входе дешифратора 7 не окажется ноль, свидетельствующий.о ее окончании (блок 24).

После этого обучаемому выдается два сообщения: "Для работы с новым словом

35 нажмите "Сброс" и "B конце предложения нажмите "Конец" (сигналы с выходов 61 и 63 соответственно). Обучаемый выполняет ин.— струкцию в соответствии со своим желанием, в результате чего в первом случае

40 продолжается вывод на экран переводов слов исследуемого предложения и накопление в оперативных запоминающих устройствах соответствующей закодированной морфологической и грамматической инфор45 мации, а во втором случае. начинается упорядочивание содержимого этих запоминающих устройств (блоки 26 — 28).

Это происходит следующим образом.

Вначале обнуляются счетчики блока 2, в ко50 торых наращивается адрес для блока 9 (сигнал с выхода 15) и блока 11 (сигналы с выхода 17) соответственно. Затем происходит анализ (сигнал с выхода 33) в блоке 9 содержимого ячейки блока 11 (сигнал с вы55 хода 39), имеющей адрес "Ноль" (сигнал с выхода 25, блоки 29 и 30), Если в блоке 9 ассоциативной памяти ни одна ячейка не имеет идентичного содержимого (оно обнулено), то в регистр 12 адреса переписывается (сигнал с выхода 13) ноль из

1741 1 54

5

15

55 блока 2 (сигнал с выхода 23) — адрес в блоке

9, по которому в следующем такте записывается первая (с адресом "Ноль" ) ячейка блока 11, содержащего адреса представляющих интерес для исследуемого продолжения грамматических параграфов в блоке 4

{блоки 24 и 28), Для того, чтобы это произошло, сигналы с выходов 25, 39 и 31 поступают соответственно на вход чтения блока 2, вход чтения блока 11 и вход записи блока 9. Кроме того, в этом же такте наращивается адрес в блоке 2 (сигнал с выхода 19 и в следующем такте- — сигнал с выхода 21) (блоки 34 и 35).

По этим адресам аналогично описанному считываются из блока 11 в блок 9 остальные адреса грамматических параграфов за исключением тех, которые встречаются во второй и более раз (сигнал на входе 29). В этом случае увеличивается на единицу лишь содержимое счетчика в блоке 2 (сигнал с выхода 21) (блоки 32 и 35). Так продолжается до тех пор, пока с выхода блока 11 на вход дешифратора 7 не поступит ноль — признак того, что просмотрены все его ненулевые ячейки (сигнал на входе 50). После этого он. как и счетчик в блоке 2, обнуляется (сигналы на выходах 37 и 17 соответственно) (блоки

31 и 36), Затем путем наращивания адреса в счетчике блока 2 (сигнал с выхода 21) начинается перезапись упорядоченного содержимого блока 9 (сигналы с выходов 13 и

32) в ячейке с соответствующими адресами (сигнал с выхода 25) блока 11 (сигнал с выхода 38), которая заканчивается. как только ноль с выхода блока 9 подается на вход дешифратора 7 (сигнал на входе 50) (блоки

37 — 39), Далее по тому же алгоритму (см, для сравнения блоки 29 — 35) происходит упорядочивание кодов морфем, которые до сих пор хранились в блоке 10. Кроме того, что активизируется теперь другой блок оперативной памяти (сигнал чтения — с выхода 36), отличие состоит в том, что наращивание адреса, по которому из него считывается информация, происходит в блоке 2 через счетный вход 20 и вход 24 чтения, а также в том, что упорядоченные морфемы остаются в блоке 9, который к тому же перед началом этой операции, как и счетчики блока 8, обнуляется (сигналы с выходов 30, 15 и 16 соответственно). В результате в блоке 9 находятся упорядочен н ые (не повторя ющиеся) коды морфем, готовые к следующему— ключевому для идентификации грамматической принадлежности исследуемого предложения — процессу (блоки 40-46), Это — процесс сравнения накопленных кодов морфем, встречающихся в исследуемом предложении, с кодами грамматических параграфов, хранящимися в блоке 5 постоянной памяти грамматической информации 5. Коды параграфов представляют собой логическую сумму конъюнкций кодов обязательных в этом параграфе морфем. Таким образом, каждая ячейка этого запоминающего устройства содержит либо код одной из морфем, входящих в некоторую конъюнкцию, либо знак "+", разделяющий конъюнкции в пределах кода некоторого параграфа, либо ноль. разделяющий коды различных параграфов и являющийся, следовательно, признаком конца параграфа, Код каждого параграфа в блоке 5 находится по тому же адресу, что и озаглавленный текст этого параграфа в блоке 4. Упорядоченные адреса возможных в связи с исследуемым предложением грамматических параграфов находятся в блоке

11.

Итак, вначале обнуляются счетчики в блоке 2 и блок 10(сигналы с выходов 15, 17 и 34 соответственно), После этого по адресу, равному нулю, который в течение этого процесса наращивается (по сигналу с выхода

21) как адрес адреса очередного исследуемого параграфа (сигнал с выхода 25) из блока

11 считывается (сигнал с выхода 39) и в блок

2 (в котором в течение этого процесса наращивается по сигналу с выхода 20) адрес ячеек, соответствующих исследуемому параграфу, в одном из блоков постоянной памяти записывается (сигнал с выхода 28) адрес первого из возможных грамматических параграфов {блоки 47 и 48). Затем по этому адресу (сигнал с выхода 24) из блока

5 считывается (сигнал с выхода 41) и с содержимым блока 9 сравнивается (сигнал с выхода 33) код первой морфемы первой конъюнкции первого рекомендуемого параграфа. Если отыскивается идентичный код (сигнал на входе 29), аналогично исследуются также остальные коды этой конъюнкции путем наращивания адреса (сигнал с выхода

20) в счетчике блока 2 (блоки 50, 53 и 54).

Если же для этого или для одного из остальных кодов этой конъюнкции идентичного не найдется, устраивается быстрый просмотр (сигналы с выходов 20, 24 и 41) оставшихся кодов этой конъюнкции с целью отыскания ее конца (блоки 53, 55 и 56). Признак конца — знак "+" либо ноль. В первом случае (сигнал на входе 51) начинается аналогичный просмотр следующей конъюнкции (блоки 57 и 58). Во втором случае (сигнал на входе 50) придется перейти к исследованию кода следующего рекомендуемого параграфа (блоки

59 и 60). В том случае, когда каждому коду .любой из конъюнкций исследуемого параграфа найдется идентичный в блоке 9 неза13

14

1741154

15

Затем в счетчике блока 2 увеличивается 35

40 висимо от того, последняя это конъюнкция (сигнал на входе 50) или нет(сигнал на входе

51), начнется вывод названия этого параграфа на экран (блоки 51 и 52).

Сначала увеличивается на единицу (до сих пор нулевое) содержимое счетчиков в. блоке 2 (сигналы с выходов 19 и 22 соответственно). Затем по адресу в счетчике блока

2 (сигнал с выхода 25) из запоминающего устройства 19 считывается (сигнал с выхода

39) адрес только что определенного параграфа, который записывается в блок 3 (сигнал с выхода 53) и в счетчик блока 2 (сигнал с выхода 28) (блоки 61 и 62), Затем этот адрес по адресу (равному единице) в счетчике блока 2 (сигнал с выхода 23) считывается из блока 3 (сигнал с выхода 54) и записыва-, ется в обнуленный блок 10 (сигнал с выхода

34), После этого хранящаяся в счетчике блока 2 единица переписывается из него в буферную память блока б (сигнал с выходов 26 и 58 соответственно) для последующего воспроизведения на экране в качестве номера первого из параграфов, наиболее соответствующих грамматическому случаю исследуемого предложения (блоки 63 и 64).

Подобно тому, как происходит считывание из блока и воспроизведение на экране текста переводов слов предложения (см. для сравнения блоки 16 — 20), появляется на экране также название упомянутого параграфа, но адрес считываемых ячеек теперь наращивается в блоке 2 по счетному входу

20 и входу 24 чтения (блоки 65 — 69), адрес на единицу (сигнал с выхода 21) и следующая ячейка блока 11 (адрес очередного параграфа) подвергается описанной обработке (блоки 70 и 48). В результате обработки всех этих ячеек на экране окажется пронумерованный список названий наиболее подходящих параграфов, а s блоке 10 под соответствующими этим номерам адресами — адреса этих араграфов в блоке 4.

Когда все ячейки будут проанализированы и на входе дешифратора 7 появится ноль с выхода блока 11 (сигнал на входе 50), обучаемый увидит два сообщения "Для работы с новым словом нажмите "Сброс" и "Нажмите номер желаемого параграфа" (сигналы с выходов 61 и 64 соответственно) (блоки 49 и

71). Обучаемый нажимает соответствующую клавишу — цифру на блоке 1 (сигнал на входе

56), и это число записывается в счетчик блока 2 по сигналу с выхода 27. Затем по этому адресу (сигнал с выхода 23) из блока 10 считывается (сигнал с выхода 36) и в счетчик блока? записывается (сигнал с выхода 28) адрес текста этого параграфа в блоке 4 (блоки 73 — 75). Считывание из него и посредст20

55 вом блока 3 воспроизведение на экране названия параграфа, а затем собственно текста (отделенного от названия ячейкой. содержащей ноль) происходит в два соответствующих этапа (блоки 76 — 80 и 82 — 86 соответственно). Оба эти этапа абсолютно идентичны, разделены операцией увеличения содержимого счетчика блока 2 на единицу (для "пропускания" разделительной ячейки с нулем — сигнал с выхода 20) и полностью повторяют вывод названий параграфов, который имел место ранее (см. для сравнения блоки 65-69).

После этого вновь возникает два сообщения (блок 71) и обучаемый либо знакомится с содержанием других параграфов, либо нажимает "Сброс" (блок 72) и оказывается перед возможностью начать работу со словами нового предложения..Если же работа закончена, он выключает питание (блок 87).

Таким образом, организованный между устройством и обучаемым диалог позволяет последовательно ознакамливаться не только с переводами введенных слов предложения, но и с грамматическими правилами использования этих слов в конкретных словосочетаниях внутри исследуемого предложения, что само по себе повышает дидактические возможности устройства.

Более того. обучаемый в зависимости от уровня своей подготовки или рода работы имеет возможность выбрать наиболее интересующий его параграф грамматики, а при необходимости — отказаться от грамматической информации вообще. Значительный объем учебной информации определяется высокой информационной емкостью устройства, достигнутой путем следующего усовершенствования, В случаях, когда один и тот же блок информации (в частности, перевод синонимов. параграф грамматики) может соответствовать различным словам. входящим в лексический запас устройства (а это всегда имеет место), данный блок лишь однажды встречается в запоминающем устройстве. В результате эффективность использования памяти существенно увеличивается. Главной особенностью предлагаемого устройства является то, что обучаемый может выбрать (с помощью предлагаемой ему грамматической теории) из нескольких вариантов перевода слова вариант. наиболее соответствующий истине в данном предложении, а значит и максимально правильно перевести все предложение, Все это поднимает дидактические возможности устройства на новый уровень.

Формула изобретения

Устройство для обучения иностранным языкам. содержащее блок постоянной па16

1741154

40

50

55 мяти текстовой информации, блок управления, дешифратор, регистр адреса, блок ввода, блок вывода, блок формирования адреса, причем первый выход блока управления соединен с входом записи регистра адреса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения дидактических возможностей, в него введены блок поиска информации, блок ассоциативной памяти, блок постоянной памяти грамматической информации, блок стековой памяти, первый и второй блоки оперативной памяти, причем первый и второй информационные выходы блока ввода, первый информационный выход блока формирования адреса, выходы блока стековой памяти, блока постоянной памяти текстовой информации и блока постоянной памяти грамматической информации, а также информационный вход блока стековой памяти, первый и второй информационные входы блока формирования адреса и блока вывода, вход дешифратора соединены с входами-выходами блока поиска информации, блока ассоциативной памяти и первого и второго блоков оперативной памяти, адресные входы которых, адресные входы блоков постоянной памяти текстовой и грамматической информации и информационный вход регистра адреса подключены к второму, третьему и четвертому выходам блока формирования адреса, первый, второй, третий и четвертый входы обнуления, первый, второй, третий и четвертый счетные входы, первый, второй, третий и четвертый входы чтения, первый и второй входы записи которого подключены соответственно к выходам блока управления с второго по пятнадцатый, первый вход которого соединен с управляющим выходом блока ассоциативной памяти, вход обнуления, первый и второй входы записи и вход анализа которого подключены соответственно к выходам бло5 ка управления с шестнадцатого по девятнадцатый, выходы которого с двадцатого по двадцать пятый подключены соответственно к входам обнуления, записи и чтения первого и второго блоков оперативной па10 мяти, входы чтения блоков постоянной памяти текстовой и грамматической информации соединены соответственно с двадцать шестым и двадцать седьмым выходами блока управления, выходы которого с

15 двадцать восьмого по тридцатый соединены соответственно с входами установки, записи и считывания блока поиска информации. выходы разрешения ввода, запрета ввода и готовности информации которого соедине20- ны соответственно с вторым, третьим и четвертым входами блока управления, с пятого по восьмой входы которого соединены соответственно с первым и вторым управляющими выходами блока ввода и первым, вторым

25 выходами дешифратора, входы обнуления, записи и чтения блока стековой памяти соединены соответственно с выходами блока управления с тридцать первого по тридцать третий. девятый, десятый входы

30 которого соединены соответственно с третьим и четвертым управляющими выходами блока ввода, управляющие входы блока вывода с первого по восьмой соединены соответственно с выходами блока уп35 равления с тридцать четвертого по сорок первый, синхровходы всех блоков подключены к выходу генератора тактовых импульсов.

1741154

1741154

Соста вител ь А. М их айл юк

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М.Максимишинец

Редактор М,Петрова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2087 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям.и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано при изучении иностранного языка

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может бьггь использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранным языкам

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в технических средствах обучения иностранным языкам

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам для перевода с одного языка на другой, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике ,в частности, к средствам для обучения иностранным языкам

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения,, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при построении специализированных , в том иисле и систолических устройств, предназначенных для выполнения операций над матрицами

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и техники связи

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и техники связи

Изобретение относится к устройствам моделирования состояния радиоэлектронных систем

Изобретение относится к цифровой вычислительной технике связи и может быть использовано для моделирования систем связи, вычислительных систем, систем передачи данных, в которых решение о правильности переданного сообщения принимается на приемной стороне

Изобретение относится к техническим средствам информатики и вычислительной техники и предназначено для решения задач обработки символьной информации в соответствии с заданной системой формул подстановок

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники и предназначено для моделирования работы систем передачи данных

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при разработке и моделировании систем массового обслуживания

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в электронной цифровой вычислительной машине
Наверх