Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностирования

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников. Цель изобретения - повышение-надежности работы устройства. Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностики содержит корпус 1 с вкладышем 2. На поверхности вкладыша 2 выполнены два цилиндрических углубления 3. 4. В корпусе 1 выполнен канал 7 для размещения в нем датчика в виде стержня 8. Концевая часть стержня 8 выполнена из термоплавкого материала 11. При смещении вкладыша 2. следовательно , совпадении стержня 8 датчика с осью одного из отверстий 3,4, датчик смещается в направлении центра подшипника. Это регистрируется блоком индикаций. Двигатель останавливают и по состоянию термоплавкого материала 11 диагностируют неисправность. Конструкция исключает самопроизвольное перемещение датчика, следовательно, регистрацию ложного сигнала . 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (м)з F ..16 С 17/24

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4698668/27 . (22) 01.06.89 (46) 07.07.92. Бюл. ЬЬ 25 (76) М,С.Дальман, В.И.Лапшин и А.Г.Аношин (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

O 1693284, кл. F 16 С 17/24, 1987. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ЕГО КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников. Цель изобретения — повышение -надежности работы устройства. Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностики,,5g,, 1746900 А3 содержит корпус 1 с вкладышем 2. На поверхности вкладыша 2 выполнены два цилиндрических углубления 3, 4. В корпусе 1 . выполнен канал 7 для размещения в нем датчика в виде стержня 8. Концевая часть стержня 8 выполнена из термоплавкого материала 11. При смещении вкладыша 2. следовательно, совпадении стержня 8 датчика . с осью. одного из отверстий 3, 4, датчик сме- щается в направлении центра подшипника, Это регистрируется блоком индикаций, Двигатель останавливают и по состоянию термоплавкого материала 11 диагностируют неисправность. Конструкция исключает самопроизвольное перемещение датчика, следовательно, регистрацию ложного сигнала. 1 s,п. ф-лы, 3 ил.

1746900

Изобретение относится к области эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам контроля и безразборной диагностики подшипников.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.

На фиг,1 приведено устройство в исходном положении нэ примере использования его для контроля и диагностики мотылевого подшипника, разрез; нэ фиг.2 — вкладыш подшипника, вид сверху; на фиг.3 — устройство, сработавшее при неисправности (проворачивание вкладыша).

Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностирования содержит смонтированный в корпусе 1 вкладыш 2 подшипника скольжения с двумя цилиндрическими углублениями 3 и 4 íà его наружной поверхности, выполненную в корпусе 1 в виде сквозного радиального отверстия 5 с выходом на наружную поверхность вкладыша камеру с крышкой 6 со сквозным каналом 7, датчик в виде металлического стержня 8 с буртом 9, концевая часть 10 которого выполнена из термоплавкого материала 11, например сплава Вуда, другая часть 12 размещена в канале 7 крышки 6.

Блок 13 индикации с чувствительным элементом 14, взаимодействующ юм е выступающей из канала 7 концевой частью 12 стержня 8, установлен неподвижно вне камеры. Цилиндрические углубления 3 и 4 выполнены с диаметром, большим диаметра концевой части стержня 8, и расположены по обе стороны от йего в направлении его вращения, между буртом 9 стержня 8 и крышкой 6 размещена пружина 15, обеспечивающая. поджатие стержня 8 в сторону вкладыша 2.

Подшипниковый узел с устройством для

его контроля работает следующим образом.

Двигаясь вместе с корпусом 1 подшипника (например, мотылевого), свободный конец 12 стержня 8 циклически, при каждом обороте коленчатого вала (не показан), проходя на заданном расстоянии от чувствительного элемента 14 блока 13 индикации, взаимодействует с ним, вызывая определенные величины (зэданного уровня), обратно пропорциональные расстоянию между свободным концом 12 стержня 8 и чувствительным элементом 14. По уровню полученного сигнала судят об исправной работе, подшипника.

При смещении(по ходу вращения) вкладыша 2 подшипника и, следовательно, при совпадении осей одного иэ отверстий 3, 4 и стержня 8 датчика, стержень 8 под действием пружины 15 смещается в направлении вкладыша (центра подшипника) и фиксирует вкладыш 2 концевой частью 10 стержня

8, При расплавлении термоплавкого мате-. риала 14 на конце 10 стержня 8. вызванном, например, повышением температуры вкла5 дыша 2 при нарушении смазки. стержень 8 датчика также смещается в направлении вкладыша 2. Расстояние между свободным концом 12 стержня 8 и чувствительным элементом 14 в обоих случаях увеличивается. В

10 результате величина силы тока и, соответственно; сигнала уменьшается ниже значения заданного уровня. Это уменьшение сигнала индицирует возникновение неисправности в подшипнике. По сигналу "тревога" (эвуко15 вому, световому) двигатель останавливают, затем снимают крышку 6 и, извлекая стержень 8, по состоянию термоплавкого материала 11 диагностируют неисправность: при целостности термоплавкой наплавки—

20 проворачивание вкладыша подшипника, при расплавлении — неисправность, связанную с нарушением режима смазки или охлаждения, что влечет за собой необходимость дополнительного анализа для опреде25 ления конкретной причины.

Устройство позволяет-повысить надежность работы эа счет того, что конструкция исключает самопроизвольное перемещение датчика под воздействием неблагопри30 ятных условий, а следовательно, регистрацию ложного сигнала, требующего остановки двигателя, и в то же время обеспечивает возможность своевременно диагностировать неисправность, что пре35 дупреждает ее развитие.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностирования, содержащий смонтированный в корпусе вкла40 дыш подшипника скольжения с по меньшей мере одним цилиндрическим углублением нэ его наружной поверхности, выполненную в корпусе в виде радиального отверстия камеру с крышкой со сквозным каналом, 45 . датчик в виде подпружиненного металлического цилиндрического стержня с буртом, одна иэ концевых частей которого выполнена из термоплавкого материала. другая концевая часть размещена в упомянутом

50 канале крышки, а также установленный неподвижно вне камеры блок индикаций, взаимодействующий чувствительным элементом с выступающей из канала крышки концевой частью стержня, о т л и ч э ю55 шийся тем, что. с целью повышения надежности работы устройства. образующее камеру радиальное отверстие в корпусе выполнено сквозным с выходом на наружную поверхность вкладыша, образующую дно упомянутой камеры, пружина датчика

1746900

ze

Nut.Ю

Составитель Л.Кирюхина

Техред М.Моргентал Корректор O,Кундрик

Редактор H.Тупица

Заказ 2406 Тираж- Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета.по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101 размещена между буртом стержня и крышкой камеры с обеспечением поджатия стержня в сторону вкладыша, при этом упомянутое цилиндрическое углублен е вкладыша выполнено с диаметром, большим диаметра концевой части стержня иэ термоплавкого материала.

2. Подшипниковый узел по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что. с целью диагностирования при смещении вкладыша в направлении вращения, на наружной поверхности

5. вкладыша выполнено два отверстия по обе стороны от.стержня в направлении его вращения.

Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностирования Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностирования Подшипниковый узел с устройством для его контроля и диагностирования 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, конкретно к безразборной диагностике их в процессе эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению, к опорам скольжения, снабженным устройством для контроля состояния пар трения, и может быть использовано в станко-и двигателестроении, в оборудовании прокатных станов и т.д

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к эксплуатации корабельных турбоагрегатов и может быть использовано для контроля работы радиальных подшипников жидкостного трения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных опорах металлообрабатывающих станков

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов
Наверх