Устройство для контроля перегрева подшипников

 

Использование: подшипниковая промышленность , контроль перегрева подшипников Сущность изобретения устройство содержит контролируемый подшипник, установленный в корпусе подшипникового узла на приводном валу, датчик-термосигнализатор , электрически связанный с источником питания и блоком сигнализации и выполненный в виде крепежного элемента, например полой шпильки, с размещенным в нем термочувствительным элементом. На свободной концевой части шпильки неподвижно закреплен колпачок с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи . Данное конструктивное выполнение устройства позволяет повысить его надежность, удобство эксплуатации и расширяет эксплуатационные возможности за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения. 1 з п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

Р ЕСПУ БЛИК (я)5 F 16 С 17/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4852284/27 (22) 18.07.90 (46) 30,10.92.Бюл.¹ 40 (71) ГосударствеНный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) В.П. -! ечуевский (56) Авторское свидетельство СССР M..

905522, кл, F 16 С 17/24, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПЕРЕГРЕВА ПОДШИПНИКОВ (57) Использование: подшипниковая промышленность, контроль перегрева подшипников. Сущность изобретения: устройство содержит контролируемый подшипник, установленный в корпусе подшипникового узла

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено, в частности, для контроля перегрева подшипников качения в процессе эксплуатации.

Известно устройство для контроля. перегрева подшипников качения, содержащее контролируемый подшипник и систему контроля, состоящую из датчика-термосигнализатора, включенного в электрическую цепь, источника питания и блока сигнализации.

Недостатком известного устройства является сложное конструктивное выполнение, не позволяющее его многократное использование, а также низкая надежность и достоверность контроля.

Наиболее близким к изобретению является устройство для контроля перегрева подшипников, содержащее, устанавливаемый в отверстие корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-сигнализатор состоит из корпуса, в

„.,5U „„1772441 А1 на приводном валу, датчик-термосигнализатор, электрически связанный с источником питания и блоком сигнализации и выполненный в виде крепежного элемента, например полой шпильки, с размещенным в нем термочувствительным элементом. На свободной концевой части шпильки неподвижно закреплен колпачок с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи. Данное конструктивное выполнение ус-. тройства позволяет повысить его надежность, удобство эксплуатации и расширяет эксплуатационные возможности за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. полости которого размещен аксиально рас. положенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков; а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне ее конца.

Недостатком данного устройства является низкая надежность, неудобство эксплуатации и невозможность его применения в подшипнИках качения.

Целью изобретения является повышение надежности, удобства эксплуатации и расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения, Это достигается тем, что в устройстве для контроля перегрева подшипников, содержащем, устанавливаемый в отверстие

1772441 корпуса подшипникового узла датчик-термасигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-сигнализатор состоит из корпуса, в полости которого размещен аксиальна расположенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в укаэанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической цепи, которые так>ке расположены в полости корпуса в зоне второго ее конца, корпус датчика-термосигнализатора выполнен в виде полого крепежного элемента из теплоправодного материала, термачувствительный элемент выполнен из материала с обратимой памятью формы и концевыми участками различного диаметра, причем жестко закреплен в корпусе датчика с контактом своей наружной поверхности с обращенной к ней поверхностью корпуса участок большого диаметра, контакты электрической цепи расположены в зоне головки крепежного элемента, а участок термачувствительного элемента меньшего диаметра расположен в полости с возможностью непосредственнога взаимодействия с контактом электрической цепи, а также тем, что корпус датчика

-выполнен в виде шпильки.

На фиг.1 и 2 представлены варианты устройства.

Устройство для контроля перегрева подшипников содержит контролируемый подшипник 1, установленный в корпусе 2 падшипникового узла на приводном валуЗ, датчик-термасигнализатор 4, размещенный в корпусе 2 падшипникового узла в районе наружного кольца подшипника, и электрически связанный с источником питания 5 и блоком сигнализации 6. Датчик-термасигнализатор 4 выполнен в виде крепежного элемента, например, полой шпильки 7, с размещенным в нем термочувствительным элементом 8. На свободной концевой части, шпильки 7,.являющейся корпусом датчикатермосигнализатора, неподвижно закреплен колпачок 9 с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи — неподвижным 10 и подвижным 11 (фиг,1).

В датчике-термосигнализатаре 4, представленном на фиг.1,термочувствительный элемент 8 выполнен s виде тела вращения, концевые части которого имеют различные сечения, прйчем концевая часть с большим сечением жестко закреплена в корпусе датчика (шпильке) 7,,а концевая часть с меньшим сечением-выполнена с возможностью ее взаимодействия с изолированными контактными элементами — неподвижным 10 и

5 подвижным 11, электрически связанными с полюсами источника питания 5 и блоком сигнализации 6.

В датчике-термосигнализаторе 4, представленном на фиг.2,термочувствительный

10 элемент 8 выполнен в виде спирали, один конец которой жестко закреплен в корпусе датчика 7, а другой выполнен с возможностью взаимодействия с неподвижным контактом 12, электрически связанным с

15 блоком сигнализации 6 и источником питания 5, один полюс которого электрическисвязан с корпусом 2 падшипниковога узла.

Термочувствительный элемент 8 может быть изготовлен из материала с обратимой

20 памятью формы при заданной температуре, например, из сплава никелида титана (нити,нола) или сплава 75Г25Д, а также специальной бронзы.

В датчике-термосигнализаторе, пред25 ставленном на фиг.1,в исходном состоянии контакты 10 и 11 разомкнуты, так как концевая часть термачувствительного элемента 8 находится на некотором расстоянии ат контакта 11 и не взаимодействует с ним.

30 В датчике-термосигнализатаре, представленном на фиг.2,в исходном состоянии свабодн ый конец термачувствител ьного элемента (спирали) также находится на некотором расстоянии ат контакта 12 и не вза35 имодействует с ним, Устройство для контроля перегрева подшипников работает следующим образом.

Г1ри перегреве контролируемого под40 шипника 1 в результате каких-либо причин: заклинивания, нарушения режима подачи смазки, интенсивного проворачивания по посадочным местам и т,п., происходит пе- регрев его колец и корпуса 2 подшипнико45 вага узла. В результате теплопередачи происходит нагрев шпильки 7 и термочувствительного элемента 8. При достижении определенной (заданной) температуры термочузствительный элемент 8 вспомина50 ет свою первоначальную форму.

В устройстве. представленном;:: на фиг,1,пластически деформированная концевая часть термачувствительнага элемента 8, имеющая меньшее сечение, удлиняется и за55 мыкает контакты10 и 11. В результате этого срабатывает блок сигнализации 6. . В устройстве, представленном на фиг.2, прй достижении определенной температуры спираль разжимается, ее свободный конец, перемещаясь вправо, взаимодействует

1772441 с неподвижным контактом 12, Электрическая цепь через спираль и контакт замыкается, что приводит к срабатыванию блока сигнализации 6, Формула изобретения

1. Устройство для контроля перегрева подшипников, содержащее устанавливаемый в отверстие корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-термосигнализатор состоит из корпуса, в полости которого размещен аксиально располо>кенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической, цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне второго ее конца, о т л и ч а ю ш е ес я тем, что, с целью повышения надежности, удобства эксплуатации и расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения контроля перегрева подшип5 ников качения, корпус датчика выполнен в виде полого крепежного элемента из теплопроводного материала, термочувствительный элемент выполнен из материала с обратимой памятью фермы и концевыми

10 участками различного диаметра, причем жестко закреплен в корпусе датчика с контактом своей наружной поверхности с обращенной к ней поверхностью корпуса участок большего диаметра, контакты элек15 трической цепи расположены в зоне головки крепежного элемента, а участок термочувствительного элемента меньшего диаметра расположен в полости с возможностью непосредственного взаимодействия

20 с контактом электрической цепи.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что корпус датчика выполнен в виде шпильки.

1772441

Составитель В.Чечуевский

Техред М.Моргентал Корректор М.Андрюшенко

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3828 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для контроля перегрева подшипников Устройство для контроля перегрева подшипников Устройство для контроля перегрева подшипников Устройство для контроля перегрева подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, конкретно к безразборной диагностике их в процессе эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению, к опорам скольжения, снабженным устройством для контроля состояния пар трения, и может быть использовано в станко-и двигателестроении, в оборудовании прокатных станов и т.д

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов
Наверх