Отсек крыла сверхзвукового летательного аппарата

 

Изобретение относится к области самолетостроения. Целью изобретения является снижение веса и повышение надежности эксплуатации путем реализации расчетных прочности и жесткости конструкции за счет обеспечения одновременной компенсации ее расширения при нагревании. Для достижения указанных целей отсек крыла сверзвукового летательного аппарата включает в себя верхние и нижние панели, имеющие обшивки и подкрепляющий их гофр. Кроме того, в отсеке установлены нервюры и лонжероны, имеющие плоские непрерывные пояса, причем пояса лонжеронов имеют на торцах ребра жесткости. Пояса нервюр выведены на наружную поверхностью отсека в разрыв панелей, а пояса лонжеронов соединены с панелями при помощи компенсаторов. Стенки 14 лонжеронов и 10 нервюр выполнены гофрированными и соединены с поясами при помощи угольников, полки которых прикреплены к стенкам лонжеронов и нервюр по вершинам гофров, а между этими вершинами на полках угольников выполнены выборки. Угольники лонжеронов непрерывны, а угольники нервно разрезаны в местах пересечения с лонжеронами и скреплены между собой и с лонжеронами перестыковочными фитингами. В местах пересечения стенок лонжеронов и нервюр стенки вырезаны и установлены два скрепленных между собой и с угольниками лонжеронов корытообразных профиля 18. 19 с отбортовками 20.21, которые совместно образуют профиль замкнутого сечения. Эти профили соединены со стенками лонжеронов и нервюр при помощи угольников 28, 29 и профилей 30,31. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструированию и изготовлению самолетов и других летательных аппаратов, подверженных в полете интенсивному нагреву. Известна конструкция крыла, включающая соединенные между собой нервюры в виде связанных между собой поясов и гофрированных стенок, лонжероны в виде связанных между собой стенок и поясов, расположенных между собой стенок и поясов, расположенных под поясами нервюр, панели в виде обшивки с подкрепляющим cиловым набором. Известная конструкция в условиях высокотемпературного нагрева имеет следующие недостатки: неравномерное распределение массы по размаху крыла за счет наличия ободов, подкрепляющих обшивку, приводит к определенным температурным градиентам, вызывающим дополнительные температурные деформации напряжения, наличие в конструкции поясов лонжеронов постоянного по длине таврового сечения, плоских стенок лонжеронов и нервюр приводит к дополнительным температурным деформациям и напряжениям за счет температурных градиентов, существующих в объеме отсека; в устройстве отсутствуют конструктивные элементы, компенсирующие температурные деформации и напряжения, что влечет за собой снижение надежности в эксплуатации. Целью изобретения является снижение веса и повышение надежности эксплуатации путем реализации расчетных прочности и жесткости конструкции за счет обеспечения одновременной компенсации ее расширения при нагревании. Поставленная цель достигается тем, что в отсеке крыла сверхзвукового летательного аппарата, содержащем соединенные между собой нервюры в виде связанных между собой с помощью угольников поясов и гофрированных стенок, лонжероны в виде связанных между собой с помощью угольников стенок и поясов, расположенных под поясами нервюр, панели в виде обшивки с подкрепляющим силовым набором, лонжероны выполнены с гофрированными стенками и плоскими поясами с ребрами жесткости, подкрепляющий обшивку силовой набор выполнен в виде гофрированных стенок, при этом пояса лонжеронов соединен с панелями при помощи компенсаторов, установленных между гофрами подкрепляющего силового набора. Панели выполнены в виде отдельных секций, расположенных между поясами нервюр, причем наружные поверхности обшивок и поясов нервюр расположены заподлицо, а пояса нервюр выполнены плоскими, на полках угольников лонжеронов и нервюр между местами их крепления к гофрам стенок лонжеронов и нервюр выполнены выборки, угольники нервюр в местах их пересечения с лонжеронами выполнены разрезными и соединены между собой и с поясами лонжеронов при помощи фитингов, а стенки лонжеронов и нервюр в местах их взаимного пересечения также выполнены разрезными и соединены между собой при помощи двух соединенных друг с другом идентичных профилей корытообразного сечения с отбортовками, совместно образуют профиль замкнутого контура. Полки двух корытообразных профилей прикреплены к гофрированным стенкам нервюр при помощи угольников и Z-образных профилей, а отбортовки скреплены между собой и с угольниками лонжерона, при этом один из корытообразных профилей размещен между угольниками лонжерона и своей полкой скреплен с одним из этих угольников, а стенки обоих корытообразных профилей размещены между угольниками нервюр. На фиг. 1 дан вид свеpху на отсек крыла сверхзвукового летательного аппарата; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 cечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 сечение Е-Е на фиг. 4; на фиг. 6 сечение Д-Д на фиг. 4; на фиг. 7 сечение Ж-Ж на фиг. 4; на фиг. 8 вид И на фиг. 4; на фиг. 9 узел I на фиг. 3; на фиг. 10 сечение Г-Г на фиг. 9. Отсек крыла сверхзвукового летательного аппарата 1 (фиг. 1) содержит следующие детали и конструктивные элементы. Верхние панели 2 (фиг. 2), выполненные в виде отдельных секций и включающие в себя обшивки 3 и подкрепляющие их гофрированные стенки 4, нижние панели 5 (фиг. 2), выполненные также в виде отдельных секций и включающие в себя обшивки 6 и подкрепляющие их гофрированные стенки 7. Нервюры 8 (фиг. 2, 6) включают в себя плоские пояса 9 (фиг.5, 6), гофрированные стенки 10 и угольники 11, соединяющие пояса 9 со стенками 10, причем пояса 9 установлены между секциями панелей 2, 5 и соединены с ними, наружные поверхности поясов 9 и обшивок 3, 6 расположены заподлицо, угольники 11 креплены к стенкам 10 при по вершинам гофров, а между местами закрепления эти угольники имеют выборки (фиг. 4, 5, 6). Лонжероны 12 (фиг. 3) включают в себя плоские пояса с ребрами жесткости 13 (фиг. 10), гофрированные стенки 14 и угольники 15, соединяющие пояса 13 лонжеронов 12 со стенками 14, причем пояса 13 лонжеронов 12 расположены под поясами 9 (фиг. 4) нервюр 8. Пояса 13 (фиг. 9, 10) лонжеронов 12 соединены с панелями 2, 5 при помощи компенсаторов 16, установленных между гофрами стенок 4, 7. Угольники 11 (фиг. 4) нервюр 8 в местах их пересечения с лонжеронами 12 выполнены разрезными и соединены между собой и с поясами 13 лонжеронов 12 при помощи фитингов 17, гофрированные стенки 14 (фиг. 7) лонжеронов 12 и гофрированные стенки 10 нервюр 8 в местах их взаимного пересечения выполнены разрезными и соединены между собой при помощи двух соединенных друг с другом профилей корытообразного сечения 18, 19, которые совместно образуют профиль замкнутого контура. Профили 18, 19 выполнены с отбортовками 20,21, полками 22, 23 и стенками 24, 25, 26, 27. Полки 22, 23 (фиг. 7) двух корытообразных профилей 18, 19 закреплены к гофрированным стенкам 10 нервюр 8 при помощи угольников 28, 29 и Z-образных профилей 30,31, а отбортовки 20, 21 скреплены между собой и с угольниками 15 лонжерона 12 (фиг. 4), при этом один из корытообразных профилей 18 размещен между угольниками 15 лонжерона 12 и своей полкой 22 скреплен с одной из этих угольников, а стенки 24, 25, 26, 27 обоих корытообразных профилей 18, 19 размещены между угольниками 11 нервюр 8. Сборка отсека крыла летательного аппарата производится следующим образом: собранные отдельно секции верхних 2 и нижних 5 панелей, лонжероны 12, узлы нервюр, включающие в себя стенки 10, угольники 11, и остальные детали (пояса 9 нервюр 8, компенсаторы 16, фитинги 17, профили 30, 31 и др.) устанавливаются в стапель общей сборки и закрепляются между собой в соответствии с конструкторской документацией. Причем в собранных лонжеронах 12 установлены профили корытообразного сечения 18, 19 и угольники 28, 29.

Формула изобретения

1. ОТСЕК КРЫЛА СВЕРХЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий соединенные между собой нервюры в виде связанных между собой с помощью угольников поясов и гофрированных стенок, лонжероны в виде связанных между собой с помощью угольников стенок и поясов, расположенных под поясами нервюр, панели в виде обшивки с подкрепляющим силовым набором, отличающийся тем, что, с целью снижения веса и повышения надежности эксплуатации путем реализации расчетных прочности и жесткости конструкции за счет обеспечения одновременной компенсации ее расширения при нагревании, лонжероны выполнены с гофрированными стенками и плоскими поясами с ребрами жесткости, подкрепляющий обшивку силовой набор выполнен в виде гофрированных стенок, при этом пояса лонжеронов соединены с панелями при помощи компенсаторов, установленных между гофрами подкрепляющего силового набора, панели выполнены в виде отдельных секций, расположенных между поясами нервюр, причем наружные поверхности обшивок и поясов нервюр расположены заподлицо, с после нервюр выполнены плоскими, на полках угольников лонжеронов и нервюр между местами их крепления к гофрам стенок лонжеронов и нервюр выполнены выборки, угольники нервюр в местах их пересечения с лонжеронами выполнены разрезными и соединены между собой и с поясами лонжеронов при помощи фитингов, а стенки лонжеронов и нервюр в местах их взаимного пересечения также выполнены разрезными и соединены между собой при помощи двух соединенных друг с другом идентичных профилей корытообразного сечения с отбортовками, совместно образующих профиль замкнутого контура. 2. Отсек крыла по п.1, отличающийся тем, что полки двух корытообразных профилей прикреплены к гофрированным стенкам нервюр при помощи угольников и Z образных профилей, а отбортовки скреплены между собой и с угольниками лонжерона, при этом один из корытообразных профилей размещен между угольниками лонжерона и своей полкой скреплен с одним их этих угольников, а стенки обоих корытообразных профилей размещены между угольниками нервюр.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции аэродинамических поверхностей самолетов

Изобретение относится к авиастроению, в частности к производству элементов силового набора

Изобретение относится к авиастроению, в частности к производству элементов силового набора летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к производству элементов силового набора

Изобретение относится к авиастроению, в частности к производству элементов силового набора

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов

Изобретение относится к узлам крепления и способам крепления компонентов конструкций
Наверх