Синхронизатор коробки передач

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств синхронизатора путем снижения усилия разблокировки его за счет уменьшения угла наклона поверхностей трения блокирующих элементов. Это обеспечивается дополнительным поджатием блокирующих поверхностей при включении низшей передачи. Шлицевая муфта выполнена из внутренней части (ВЧ) 1 и дисков (Д) 3 и 4, установленных на ней. Д 3 и 4 подпружинены относительно ВЧ 1 тангенциально установленными упругими элементами 6, а поворот их ограничен упором. В отверстиях ВЧ 1, выполненных с блокирующими фасками, установлены пальцы (П) 10. П 10 имеют блокирующие фаски 13, взаимодействующие с фасками ВЧ 1, и конические поверхности 14. П 10 соединяют фрикционные кольца 11 и 12. Д 3 и 4 имеют конические отверстия , взаимодействующие с коническими поверхностями П 10. При включении высщей передачи вилкой 17 шлицевая муфта пере.мещается до взаимодействия фрикционного Д 2 с поверхностью шестерни. Происходит поворот П 10 вместе с Д 3 до упора. Синхронизатор работает как инерционный. При включении низшей передачи Д 3 стремится повернуться в обратную сторону и создает дополнительное усилие, блокирующее включение синхронизатора. 2 з. п. ф-лы, 2 ил. 1 (Л оо N О5 оо 00 О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСЛНИК HSOEPETEHHH

Н АBTQPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3893312/31-27 (22) 24.04.85 (46) 23.10.87: Бюл. № 39 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Производственное объединение «Минский тракторный завод им. В. И. Ленина» (72) Е. E. Богдашич, В. А. Дьяченко и П. А. Стецко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Патент США № 3221851, кл. 192 — 53, 1965.

Авторское свидетельство СССР № 564473, кл. F 16 Н 3/00, 1975. (54) СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств синхронизатора путем снижения усилия разблокировки его за счет уменьшения угла наклона поверхностей трения блокирующих элементов.

Это обеспечивается дополнительным подÄÄSUÄÄ 1346886 А1

1> 4 F 16 H 3/00, F D 23/02 жатием блокируlolllHx поверхностей при включении низшей передачи. Шлицевая муфта выполнена из внутренней части (ВЧ) 1 и дисков (Д) 3 и 4, установленных на ней. Д 3 и 4 подпружинены относительно ВЧ 1 тангенциаlbHO установленными упругими элементами 6, а поворот их ограничен упором. В отверстиях ВЧ 1, выполненных с блокирующими фасками, установлены пальцы (П) 10. П 1О имеют блокирующие фаски 13, взаимодействующие с фасками ВЧ 1, и конические поверхности 14. П 10 соединяют фрикционные кольца 11 и 12. Д 3 и 4 имеют конические отверстия, взаимодействующие с коническими поверхностями П 10. При включении высшей передачи вилкой 17 шлицевая муфта перемещается до взаимодействия фрикционного Д 2 с поверхностью шестерни. Происходит поворот П 10 вместе с Д 3 до упора.

Синхронизатор работает как инерционный.

При включении низшей передачи Д 3 стремится повернуться в обратную сторону и создает дополнительное усилие, блокирующее включение синхронизатора. 2 з. и. ф-лы, 2 ил.

1346886

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Цель изобретения — улучшение эксплуа5 тационных качеств синхронизатора путем снижения усилий разблокировки его за счет уменьшения угла наклона поверхностей трения блокирующих элементов, что становится возможным за счет дополнительного поджатия блокирующих поверхностей при вклю- 10 чении низшей передачи.

На фиг. 1 изображен синхронизатор, продольный разрез;; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Синхронизатор коробки передач содержит шлицевую муфту, выполненную в виде внутренней части, представляющую собой кольцо 1 с центральным шлицевым отверстием 2, и дисков 3 и 4. По периферии кольца 1 выполнен вырез 5, в котором размещен упругий элемент 6. Диски 3 и 4 имеют углубления 7 и установлены на кольце 1 с помощью выступов 8 неподвижно в осевом направлении относительно него за счет выступов 9. В отверстиях кольца 1 и дисков 3 и 4 установлены пальцы !О, соединяющие фрикционные кольца 11 и 12 Пальцы 10 25 выполнены с блокирующими фасками 13 и конической частью 14. Отверстия кольца 1 имеют фаски 15, соответствующие фаскам

13 пальцев 10, а отверстия дисков 3 и 4 выполнены коническими с углом конуса, соответствующим углу конической части 14 пальцев 10. Внутри упругого элемента 6 закреплен с его помощью упор 16, расположенный с возможностью ограничения поворота дисков 3 и 4 при включении высшей передачи.

Для перемещения синхронизатора между дисками 3 и 4 размещена вилка 17.

Сборка синхронизатора осуществляется следующим образом.

В вырезе 5 кольца 1 устанавливается упругий элемент 6 вместе с упором 16. Коль- 4р цо 1 вставляется в отверстие диска 3 таким образом, чтобы выступы 8 диска 3 прошли между выступами 9 кольца 1. Другая сторона кольца 1 вставляется в отверстие диска 4. Между дисками 3 и 4 и кольцом 1 прикладывают крутящий момент и разворачи- 45 вают диски 3 и 4 относительно кольца 1 на некоторый угол до совпадения осей отверстий кольца 1 и дисков 3 и 4. Выступы 8 заходят за выступы 9. Один конец выступа 9 упирается в глухой конец углублений 7 колец 3 и 4, другой конец выступа 9 взаимодействует с торцом выреза 5 кольца 1. Происходит сжатие упругого элемента 6. В отверCTHH KOJlbLI3 1 H дHCKOB 3 H 4 вставляют I73Jlbцы 10, на концах которых закрепляют фрикционные кольца 11 и 12, после чего уменьшают до нуля крутящий момент между дисками 3 и 4 и кольцом l. Г!од действием упругого элемента 6 диски 3 и 4 разворачи2 ваются относительно кольца 1. Синхронизатор собран.

Синхронизатор работает следующим образом.

Для включения передачи вилкой 17 нажимают на один из дисков, например диск 3, перемещая его вместе с кольцом l. Вместе с кольцом 1 перемещаются пальцы 10 и фрикционные кольца 11 и !2. После соприкосновения конуса фрикционного кольца 11 с конусной поверхностью зубчатого колеса коробки передач (не показано) под действием возникшего момента трения фаски 13 пальцев 10 прижимаются к фаскам 15 отверстий кольца 1, препятствуя перемещению пальцев 10, При включении высшей передачи под действием сил трения, возникающих при взаимодействии диска 3 с вилкой 17, диск 3 поворачивается относительно кольца 1, преодолевая сопротивление упругого элемента 6, до соприкосновения упора 16 с кольцом 1.

Между пальцами 0 и диском 3 появляется зазор и синхронизатор работает как обычный инерционный. После выравнивания угловых скоростей исчезает сила, прижимаюшая фаски 15 пальцев 10 к фаскам 13 отверстий кольца 1, пальцы 0 проходят сквозь отверстия кольца 1. Зубья кольца 1 входят в зацепление с зубьями шестерни (не показано).

При включении низшей передачи сила трения между диском 3 и вилкой 8 увеличивает прижатие пальцев 10 к фаскам 13 отверстий кольца 1, дополнительно препятствуя его самопроизвольной разблокировке.

В остальном работа синхронизатора не отличается от работы его при включении высшей передачи.

B пальцевых синхронизаторах существует опасность неполного возвращения пальцев 10 в нейтральное положение при частичном износе фрикционных колец 11 и 12. Для снижения вероятносги неполного возврата пальцев 10 в нейтральное положение поверхности пальцев от блокирующей фаски в сторону фрикционных колец 11 и 12 выполняются коническими с половиной угла конуса, превышающего угол трения материалов пальцев 10 и дисков 3 и 4. В этом случае пальцы 10 всегда стремятся занять нейтральное положение, чему способствует также действие вибраций, имеющих место при эксплуатации транспортного средства, и действие усилия упругих элементов 6.

Формула изобретения

1. Син хронизатор коробки передач, содержащий шлицевую муфту, выполненную из внутренней и наружной концентрических частей, установленных с возможностью взаимного поворота, фрикционные кольца, соединенные с ними и установленные в шлицевой муфте пальцы с блокирующими фасками и упругий элемент, отличающийся тем, 1346886

А-А

Составитель И. Лукина

Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Заказ 4655/37 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения усилий переключения, наружная часть шлицевой муфты выполнена в виде двух дисков, установленных на внутренней части шлицевой муфты неподвижно в осевом направлении, а упругий элемент расположен тангенциально между наружной и внутренней частями шлицевой муфты.

2. Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен закрепленным на внутренней части шлицевой муфты упором, расположенным с возможностью ограничения поворота дисков при включении высшей передачи.

3. Синхронизатор по и. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, поверхности пальцев в направлении от блокирующих фасок в.сторону фрикционных колец выполнены коническими с углом конуса, превышающим угол трения мате10 риалов пальцев и дисков.

Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию лесозаготовительных машин, оснащенных гидроприводом

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быт1, использовано в Г1еременн1,1х зубчат|1| передача.х

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин

Изобретение относится к планетарным коробкам передач транспортных машин

Изобретение относится к области гидроавтоматики и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изменения скорости вращения ра-

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к-синхронизирующим переключающим устройствам , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств
Наверх