Синхронизатор

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машино Цель - повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя. Синхронизатор имеет ступицу (С) 2, соединенную с валом 1. На С 2 подвижно в осевом направлении установлена зубчатая муфта 4. В пазах С 2 сцентрирован по центровочным пояскам разрезной упругий толкатель (5ГГ) 6 о Он выполнен с криволинейными выступами 10, направленными в сторону блокирующего кольца (БК) 14о Зубчатый венец 8 и БК 14 выполнены с коническими фрикционными поверхностями соответственно 9 rt 15 При перемещении:: зубчатой муфты 4 скосы ее взаимодействуют с выступами 10 УТ 6, перемещая erq к БК 14 и далее вместе с БК 14. Это перемещение приводит к радиальной деформации УТ 6 и нарастанию осевого усилия на БК 14, За счет взаимодействия конических поверхностей 15 и 9 происходи выравнивание угловых скоростей вала 1 и зубчатого колеса 7с, УТ 6 деформируется и при дальнейшем перемещении зубчатой муфты 4 зубчатое колесо 7 будет соединено с валом 1 ЗоП. ф-лы, 8 ил. А сл

в СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) (11) 51) 4 F l6 D 23/02, ф(к. °

) у д

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) СИНХРОНИЗАТОР

1 (21) 4120422/27-27 (22) 19.06.87 (46) 07.10.88. Бюл. ))- 37 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.П.Недялков, Е.Д.Туртанов, В.Г.Выборнов, А.С.Кондрашкин, С.В.Березкин, B.3.Овсянников, Л.М.Зарубинский и П.П.Козубенко (53) 621-825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство CCCP ((1090944, кл. F 16 D 23/02, 1983. (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машин. Цель — повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя. Синхронизатор имеет ступицу (С) 2, соединенную с валом . На С 2 подвижно в осевом направлении установлена зубчатая муфта 4. В пазах С 2 сцентрирован по центровочным пояскам разрезной упругий толкатель (УТ) 6. Он выполнен с криволинейными выступами 10, направленными в сторону блокирующего кольца (БК) 14. Зубчатый венец 8 и БК 14 выполнены с коническими фрикционными поверхностями соответственно 9 и 15.

При перемещении:.. зубчатой муфты 4 скосы ее взаимодействуют с выступами

10 УТ 6, перемещая его к БК 14 и далее вместе с БК 14. Это перемещение приводит к радиальной деформации УТ 6 и нарастанию осевого усилия на БК 14 °

За счет взаимодействия конических поверхностей 15 и 9 происходи выравнивание угловых скоростей вала 1 и зубчатого колеса 7. УТ 6 деформируется и при дальнейшем перемещении зубчатой муфты 4 зубчатое колесо 7 будет соединено с валом. 1 э.п. ф-лы, 8 ил.

1428865

Изобретение относится к машиностроению, в частности может быть использовано в коробках передач транспортных машин.

Цель изобретения — повышение сро5 ка службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии муфты и упругого разрезного толкателя.

На фиг.1 изображен синхронизатор, продольный разрез; на фиг.2 — сечение A-А на фиг.1; на фиг. 3- вид Б

На фиг.2 (без зубчатой муфты); на фиг.4 — сечение В-В на фиг.2; на фиг ° 5 — вид Г на фиг.4; на фиг.6— зубчатая муфта, продольный разрез; на фиг.7 — зубчатая муфта; на фиг.8— упругий разрезной толкатель и бло- 2р кирующее кольцо, продольный разрез.

Синхронизатор содержит установленную на валу 1 ступицу 2, соединенную с ним шпицами 3. На ступице

2 установлена с возможностью осево- 25

ro перемещения зубчатая муфта 4 с зубьями 5. Зубчатая муфта 4 в радиальном направлении подпружинена упругим разрезным толкателем 6. На валу 1 установлено зубчатое колесо 7 с неподвижно закрепленным на нем зубчатым венцом 8. Зубчатый венец 8 выполнен с конической фрикционной поверхностью 9. Упругий разрезной толкатель 6 выполнен .плоским в радиальном направлении и: с выступами

10. Зубчатая муфта 4 имеет укороченные зубья 11, в которых размещены выступы 10 упругого разрезного толкателя 6. Упругий разрезной толкатель 6 установлен с возможностью взаимодействия торцом 12 с торцом

13 блокирующего кольца 14, выполненного с конической поверхностью 15 и установленного с возможностью взаимодействия с конической фрикционной поверхностью 9 зубчатого венца 8.

Укороченные зубья 11 зубчатой муфты 4 выполнены со скосами 16, а на ступице 2 выполнены удлиненные зубья 17, размещенные в пазах 18 блокирующего кольца 14 с зазором по высоте. Ширина пазов 18 превышает ширину удлиненного зуба 17. Выступы

10 упругого разрезного толкателя 6 выполнены криволинейными и направленными s сторону блокирующего кольца

1 4. Крайние выступы 19 и 20 упругого разрезного толкателя 6 выполнены с воэможностью углового перемещения относительно ступицы 2. Блокирующее кольцо 14 сцентрировано в ступице 2., На упругом разрезном толкателе 6 выполнены центровочные пояски 21, прилегающие к выступам 12, 19 и 20.

На выступах 10 имеются установочные

22 и эаходные 23 поверхности, обращенные к зубчатой муфте 4. Осевой размер блокирующего кольца 14 пропорционален диаметрическому размеру зубчатого колеса 7.

Устройство работает следующим образом.

При включении передачи зубчатая муфта 4 перемещается в направлении зубчатого венца, скосы 16 укороченных зубьев 11 взаимодействуют при этом с заходными поверхностями 23 выступов 10 упругого разрезного толкателя 6 и перемещают его к блокирующему кольцу 14. При дальнейшем перемещении зубчатой муфты 4 происходит перемещение блокирующего кольца

14, что приводит к радиальной деформации упругого разрезного толкателя

6 и нарастанию осевого усилия на блокирующем кольце 14. Фрикционная коническая поверхность 15 блокирующего кольца 14 взаимодействует с конической фрикционной поверхностью 9 зубчатого венца 8. После выравнивания угловых скоростей вала 1 и зубчатого колеса 7 зубчатая муфта 4 перемещается далев, при этом упругий разрезной толкатель 6 деформируется в радиальном направлении и зубья 5 зубчатой муфты 4 входят в зацепление с зубьями венца 8. Зубчатое колесо 7 будет соединено с валом 1.

Формула изобретения

1. Синхронизатор, содержащий ступицу с пазами, закрепленную на валу, муфту, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, зубчатый венец, выполненный с кони" ческой поверхностью и закрепленный на шестерне вала, блокирующее кольцо с конусом, установленное с воэможностью взаимодействия с конусом венца, разрезйой упругий толкатель с выступами, установленный с зазором в .пазах ступицы с возможностью взаимодействия с блокирующим кольцом, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы путем уменьшения удельных давлений и пере14288бз косов взаимодействующих деталей, выступы толкателя выполнены криволинейными и направлены в сторону блокирующего кольца, причем толкатель установлен с центрированием относительно ступицы посредством выполненных на нем центровочных поясков.

2. Синхронизатор по п.1,- о т л ич а ю шийся тем, что на толкателе выполнены центровочные пояски,прилегающие к его выступам, а выступы

5 выполнены с установочными и заходными поверхностями, обращенными к зубчатой муфте.

1428865

Составитель В.Размета

Техред М.Дидык Корректор Н. Король

Редактор А,Ворович

Заказ 5106/33 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к-синхронизирующим переключающим устройствам , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках перемены передач транспортных средств
Наверх