Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании скоростных, спортивно-пилотажных или легких самолетов. Цель изобретения - повышение надежности отделения сбрасываемой части фонаря и безопасности пилота . Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета имеет поперечную трубу с кронштейном и упругим элементом, соединяющим кронштейн с фюзеляжем самолета. Поперечная труба соединяет замки крепления, каждый из которых имеет подшипник скольжения, жестко закрепленный на фюзеляже самолета, внутри которого посредством втулки с буртиком установлен конец поперечной трубы с возможностью скольжения Подвижная цапфа имеет штифт, концы которого пропущены в соосные пазы поперечной трубы и втулки и взаимодействуют с криволинейными пазами подшипника скольжения Пазы имеют плавносопряженные радиальный и винтовой участки. Свободный конец цапфы выполнен в виде прямой призмы или со шлицами, взаимодействующей с ответным ей гнездом полой втулки. 7 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 64 О 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗ (22) 12.09.90 (46) 15.09,92, Бюл. ¹ 34 (71) Экспериментальное объединение "Фотон" (72) К.М. Жидовецкий (73) Акционерное общество "Авиатика" (56) Шульженко М,Н., Мостовой А.С. Курс конструкций самолетов. - М.: Машиностроение, 1965, с, 341, 343, рис. 179, 180.

Военные знания, ¹ 11, 1988, с. 27, 4 с. обложки. (54) УСТРОЙСТВО НАВЕСКИ СБРАСЫВАЕМОЙ ЧАСТИ ФОНАРЯ КАБИНЫ ПИЛОТА

САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании скоростных, спортивно-пилотажных или легких самолетов. Цель изобретения— повышение надежности отделения сбрасыИзобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании преимущественно скоростных, спортивно-пилотажных и легких самолетов.

Известно устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета, содержащее замки крепления на кабине пилота, взаимодействующие с ответными им элементами сбрасываемой части фонаря (СЧ Ф).

Недостатком данного технического решения является то, что эксплуатационное открытие фонаря происходит сдвижением его назад по направляющим рельсам. При этом пилот вынужден прикладывать HBKQTQрое усилие, что не всегда удобно. Аналогично происходит и аварийный сброс фонаря, „„. Ж„„1762755 АЗ та. Устроиство навески сбрасываемои части фонаря кабины пилота самолета имеет поперечную трубу с кронштейном и упругим элементом, соединяющим кронштейн с фюзеляжем самолета, Поперечная труба соединяет замки крепления, каждый из которых имеет подшипник скольжения, жестко закрепленный на фюзеляже самолета, внутри которого посредством втулки с буртиком установлен конец поперечной трубы с возможностью скольжения. Подвижная цапфа имеет штифт, концы которого пропущены в соосные пазы поперечной трубы и втулки и взаимодействуют с криволинейными пазами подшипника скольжения. Пазы имеют плавносопряженные радиа",üHûé и винтовой участки. Свободный конец цапфы выполнен в виде прямой призмы или со шлицами, взаимодействующей с ответным ей гнездом палой втулки. 7 ил. который, опять же усилием пилота, сдвигается назад и уже потом уносится набегающим потоком. При этом возможны ситуации, когда самолет испытывает эволюции, результатом которых является возникновение нагрузки на СЧФ. препятствующей его открытию, что может привести к гибели пилота. Но даже, если СЧФ сдвинута пилотом. при ее "уходе" она может задеть пилота и травмировать его.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип является устройство навески СЧФ кабины пилота самолет, содержащее замки крепления в задней части кабины пилота, взаимодействующие с ответными им фиксаторами СЧФ.

Сама СЧФ при эксплуатационном открытии

1762755

55 отклоняется вверх и назад. При аварийном сбросе СЧФ под действием скоростного напора проходит крайнее положение эксплуатационного открытия и уносится набегающим потоком после срабатывания замков крепления, которые рассоединяются при провороте узлов СЧ Ф в замках крепления нэ фюзеляже.

Недостатком данного технического решения является то, что его конструкция сложна и тяжела, в особенности это касается узлов навески СЧФ, которые хотя и выполняют свои функции, однако иэ-за своей конструктивной сложности уменьшают вероятность надежного и безопасного отделения СЧФ.

Целью изобретения является повышение надежности отделения СЧФ и безопасности пилота, Поставленная цель достигается тем, что устройства навески СЧФ кабины пилота самолета, содержащее замки крепления в задней части кабины пилота, взаимодействующие с ответными им фиксаторами СЧФ, согласно изобретению, снабжено поперечной трубой с кронштейном, соединяющей замки крепления между собой, и упругим элементом, соединяющим кронштейн с фюзеляжем самолета, каждый из замков крепления выполнен в виде жестко закрепленного на фюзеляже самолета подшипника скольжения, внутри которого посредством втулки с буртиком установлен конец поперечной трубы с возможностью скольжения, и подвижной цапфы, одним концом установленной внутри трубы с запрессованным в нее штифтом, концы которого пропущены в соосные пазы, выполненные в поперечной трубе и втулке, и взаимодействуют с диаметрально противоположными криволинейными пазами, выполненными в подшипниках скольжения и имеющими плавносопряженные радиальный и винтовой участки, при этом свободный конец каждой цапфы выполнен в виде прямой призмы или со шлицами, взаимодействующей с ответным ей гнездом, выполненным в полой втулке, закрепленной на СЧФ, а осевой ход прямой призмы или шлицев конца подвижной цапфы в гнезде полой втулки меньше осевого хода штифта подвижной цапфы в криволинейных пазах подшипника скольжения по обоим участкам.

На фиг, 1 изображено устройство навески СЧФ кабины пилота в поперечном сечении фюзеляжа самолета; на фиг. 2 — узел на фиг, 1; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг, 4 — вид Б на фиг, 2; на фиг. 5— сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 6 — эксплуа5

50 тационное открытие фонаря; на фиг. 7— отделение СЧФ от самолета.

Устройство навески СЧФ 1 кабины 2 пилота 3 самолета 4 имеет поперечную трубу 5 с кронштейном 6 и упругий элемент 7, соединяющий кронштейн 6 с фюзеляжем самолета 4. Труба 5 соединяет между собой замки крепления 8 в задней части кабины 2 пилота 3. Каждый из замков крепления 8 состоит из жестко закрепленного на фюзеляже самолета 4 подшипника скольжения 9, внутри которого посредством втулки 10 с буртиком установлен конец поперечной трубы 5 с возможностью скольжения совместно с втулкой 10 внутри подшипника скольжения 9. Подвижная цапфа 11 одним концом установлена внутри трубы 5 и имеет запрессованный в нее штифт 12. Концы штифта 12 пропущены в соосные пазы 13 и 14, выполненные в поперечной трубе 5 и втулке 10 соответственно, Концы штифта 12 так же взаимодействуют с диаметрально противоположными криволинейными пазами 15, выполненными в подшипниках скольжения

9 и имеющими плавносопряженные радиальный и винтовой участки. Свободный конец цапфы 11 выполнен в виде прямой призмы или со шлицами 16, взаимодействующей с ответным ей гнездом 17, выполненным в полой втулке 18, закрепленной на

СЧФ 1, Осевой ход прямой призмы или шлицев 16 в гнезде 17 выполнен меньшим, чем осевой ход концов штифта 12 в криволинейных пазах 15 по обоим участкам.

Устройство функционирует следующим образом, В процессе эксплуатационного открытия фонаря пилот 3 вручную открывает фиксаторы закрытого положения (не показаны), и СЧФ 1 под действием упругого элемента

7 через кронштейн 6 и поперечную трубу 5 открывается и занимает стояночное положение и фиксируется в нем (не показано).

При этом, при эксплуатационном открытии и закрытии фонаря концы штифтов 12 скользят по той части криволинейных пазов 15 подшипников скольжения 9, которые выполнены радиально по цилиндрической образующей подшипников скольжения 9, т, е. перпендикулярно оси поперечной трубы 5, При этом свободные концы цапф 11 своими прямыми призмами или шлицами 16 находятся в полном зацеплении с гнездом 17 полой втулки 18 на СЧФ 1. Данная конструкция замков 8 полностью обеспечивает эксплуатационное функционирование фонаря самолета 4, При возникновении необходимости в аварийном сбросе СЧФ 1 в полете пилот 3 вручную открывает фиксаторы закрытого

1762755 положения (не показаны) СЧФ 1 и приоткрывает фонарь кабины 2. Далее, для более полного открытия фонаря пилоту 3 нет необходимости не только прикладывать какие-либо усилия, но и вообще предпринимать какие-либо действия для сбрасывания СЧФ 1. Поддействием упругоro элемента 7 с одной стороны и скоростного напора с другой стороны фонарь будет открываться самопроизвольно. При этом важно отметить, что сила от действия скоростного напора будет возрастать по мере открытия фонаря из-за увеличения лобового сопротивления СЧФ 1. Концы штифта 12 скользят по участку эксплуатационного открытия криволинейных пазов 15 по цилиндрической образующей подшипников скольжения 9 перпендикулярно оси поперечной трубы 5, При достижении СЧФ 1 в процессе сброса стояночного положения концы штифтов 12 попадают в прорезанные по винтовым линиям участки криволинейных пазов 15, плавно примыкающие к радиальным участкам этих пазов 15. При этом под действием продолжающей поворачиваться СЧФ 1 и, следовательно, полой втулки 18, штифты 12 с цапфами 11, в которые они жестко заделаны, начинают перемещаться в осевом направлении внутрь трубы

5, скользя одновременно по соосным пазам

13 и 14 поперечной трубы 5 и втулки 10, Тем самым свободные концы цапф 11 в виде прямых призм (или шлицев) 16 выводятся из зацепления с гнездами 17 полых втулок 18 и СЧФ 1 полностью освобождается и беспрепятственно для пилота 3 отделяется от фюзеляжа самолета 4, Пилот 3 может покидать кабину 2, Осевой ход "а" призм или шлицев 16 цапф 11 в гнездах 17 полых втулок 18делается несколько меньшим осевого хода "б" концов штифтов 12 в криволинейных пазах 15, что не только обеспечивает, но и гарантирует надежное и безотказное отделение СЧФ от самолета 4.

Устройство навески СЧФ 1 кабины 2 пилота 3 самолета 4 позволяет повысить надежность отделения СЧ Ф 1 за счет выбора осевых ходов "а" и "б", а также повысить безопас5 ность пилота 3 при сбросе фонаря за счет траектории движения и отделения СЧФ 1, Формула изобретения

Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета, содер10 жащее замки крепления в задней части кабины пилота, взаимодействующие с ответными им фиксаторами сбрасываемой части фонаря, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности отделения

15 сбрасываемой части фонаря и безопасности пилота, устройство снабжено поперечной трубой с кронштейном, соединяющей замки крепления между собой, и упругим элементом, соединяющим кронштейн с фюзеля20 жем самолета, каждый из замков крепления выполнен в виде жестко закрепленного на фюзеляже самолета подшипника скольжения, внутри которого посредством втулки с буртиком установлен конец поперечной тру25 бы с возможностью скольжения, и подвижной цапфы, одним концом установленной внутри трубы с запрессованным в нее штифтом, концы которого пропущены в соосные пазы, выполненные в поперечной трубе и

30 втулке, и взаимодействуют с диаметрально противоположными криволинейными пазами, выполненными в подшипниках скольжения и имеющими llëàвносопряженные радиальный и винтовой участки, при этом

35 свободный конец каждой цапфы выполнен в виде прямой призмы или со шлицами, взаимодействующей с ответным ей гнездом, выполненным в полой втулке, закрепленной на сбрасываемой части фонаря, а осевой

40 ход прямой призмы или шлицев конца подвижной цапфы в гнезде полой втулки меньше осевого хода штифта подвижной цапфы в криволинейных пазах подшипника скольжения по обеим участкам. ф

1762755

Йг7 8

Соста вител ь К. Жидовецки и

Редактор Т,Шарганова Техред M.Mîðãåíòàë Корректор А.Воровин

Заказ 3267 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, москва,Ж-35, Раушская наб„ 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам тушения лесных Пожаров водой из резервуара, перевозимого вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к напольному оборудованию, для крепления платформ с грузом, установленных в грузовой кабине летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно/к устройствам для внешней nojjr вески грузов к вертолету

Изобретение относится к средствам для перемещения воды, в частности для сбрасывания с летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в авиационной технике, а также в судостроении, машиностроении и других областях техники при загрузке и перевозке автомобилей

Изобретение относится к авиации, а более конкретно к оборудованию грузовых кабин транспортных летательных аппаратов, и предназначено для ограничения боковой раскачки тельфера в походном положении

Изобретение относится к области авиации, а именно к самолетным подвескам платформ балочного типа

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам для загрузки-выгрузки и транспортировки крупногабаритных изделий и грузов большой удельной массы

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях и при конвертизации - для контейнерных перевозок грузов в пассажирском салоне
Изобретение относится к авиации
Наверх