Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Г 01 N 3/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1188343 (21) 4770545/06 (22) 19.12.89 (46) 23,09.92. Бюл. М 35 (75) Н.Л,Егин (56) Авторское свидетельство СССР

N. 11 88343,-кл. F 01 N 3/08, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Изобретение повышает эффективность использования устройства и очистки выхлопных газов. Устройство содержит корпус из термостойкого пористого диэлектрического материала с патрубками и размещенную в нем полую трубу с

Изобретение относится к устройствам очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания от вредных примесей, и является усовершенствованием основного изобретения по а.с. N 1188343.

Целью дополнительного изобретения является повышение эффективности использования устройства и очистки выхлопHblx газов.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство состоит из кожуха 1 с входным патрубком 2 и корпуса 3 с выходным патрубком 4, который расположен на прижимной крышке 5, Под крышкой 5 в корпусе

3 установлен сменный фильтрующий элемент 6, выполненный из боросиликатной

„„5U„„1763685 А2 перфорацией и наружными винтовыми поверхностями, покрытия катализатором, ем. кость с жидкостью, полый испаритель с рассекателем отработанных газов, источник высокого напряжения и электроды. Кроме того, введен контур температурной стабилизации пара, снабженный теплообменником с термостатом и охлаждающим радиатором, установленный между трубой и испарителем с рассекателем, который изготовлен из жаропрбчного диэлектрического материала, на котором выполнены покрытия катализатором в виде спиральных электродов, подключенных к источнику тока через переключатель и две клеммы. Корпус в нижней части снабжен поддоном, соединенным с фильтром, Пористый материал корпуса выполнен в виде сменного фильтрующего элемента. 1 ил. или базальтовой ваты. Внутренняя поверхность сменного фильтрующего элемента 6 имеет большую активную поверхность за

-счет большого количества выступов и углублений с пористой или волокнистой структурой. Корпус 3 аыполнен на пластмассы, например, боросиликатного термопластика и снабжен в нижней части герметичным поддоном 7 для жидкости, которая в виде конденсата поступает из сменного фильтрующего элемента 6 через перфорации 8 в нижней стенке корпуса 3. Корпус 3. фильтрующий элемент 6 и поддон 7 установлены в кольцевые выемки прижимной крышки 5 и стального кожуха 1, которые фиксируются стяжками 9 с упругими элементами 10, Внутри кожуха 1 напротив входного патрубка 2 на керамических клеммах 11 установлен испаритель 12 с рассекателем 13 отработавших газов. Цилиндрический испаритель 12 и конический рассекатель 13 изготовлены из жаропрочного диэлектрического материала, например, керамики, на котором выполнены покрытия катализатором, например; из никельхромового сплава в виде спиральных электродов 14. Первые концы всех электродов 14 соединены между собой на вершине конического рассекателя 13 и подключены к нижней клемме 11, Вторые концы электродов 14 соединены между со. бой кольцом 15 и подключены к верхней клемме 11. Через переключатель 16 клеммы подключены к источнику тока 17 высокого напряжения и к источнику тока низкого напряжения, например 12 вольт. Внутренняя полость испарителя 12 подключена трубопроводом 18 через вентиль 19 к емкости 20, которая заполнена жидкостью, водой. Вентиль 19 кинематически связан с педалью 21 управления подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания, Внутренняя полость испарителя 12 соединяется переходником

22, изготовленным из х<аропрочного диэлектрического материала, например, керамики с контуром 23 температурной стабилизации пара. Контур 23 температур ной стабилизации состоит из теплообмен ника 24;: расположенного внутри цилиндрического корпуса контура 23, наружная поверхность которого содержит винтовые поверхности 25. Контур 23 снаб. жен термостатом 26, вход которого соединен с выходом теплообменника 24, а выход — co входом охлаждающего радиатора 27, выход которого соединен со входом теплообменника 24. Внутренняя полость корпуса контура 23 соединена с трубой 28, которая снабжена перфорациями и наружными винтовыми поверхностями 29, расположенными, например, в два ряда. Труба 28 установлена в кольце 30, которое закреплено в выходном патрубке 4 на дистанционных шпильках 31, Внутренняя полость герметичного поддона 7 соединена трубопроводом 32 с входом жидкостного фильтра

33, выход которого соединен с входом емкости 20.

Устройство работает следующим образом.

Водитель воздействует на педать 21 управления подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания, изменяя количество сжигаемого топлива и величину поступающих в устройство выхлопных газов. Пропорционально этой величине изменяется подача жидкости из емкости 20 в испари!

1763685 4

I ! тель 12 с рассекателем 13 по трубопроводу

18 за счет связи вентиля 19 с педалью 21.

Выхлопные газы поступают во входной патрубок 22, обтекают рассекатель 13 и нагревают его вместе с электродами 14 катализатора до рабочей температуры. При запуске и прогреве холодного двигателя, ! когда температура выхлопных газов низкая, переключателем 16 клеммы 11 подключают

10 к источнику тока низкого напряжения 128;

Электроды 14 разогреваются током до раба. ! чей температуры, После этого, переключателем 16 клеммы 11 подключают к источнику тока 17 высокого напряжения, которое noI5 дается между электродами 14 катализатора и стальным кожухом 1, подключенным к массе транспортного средства, Наложение электрического поля ускоряет процесс комплексной нейтрализации выхлопных газовч

20 на прогретом катализаторе. Одновременно протекает окислительно-восстановительная реакция между окислами азота и окисью углерода. В результате бифункционального процесса на катализаторе окись углербда

25 окисляется до углекислого газа, а окислы азота восстанавливаются до атомного азота, что значительно снижает токсичность выхлопных гмов.

Одновременно с нагреванием наруж30 ной поверхности с катализатором на рассекателе 13 и испарителе 12, часть тепловой энергии выхлопных газов затрачивается на нагревание жидкости, поступающей внутрь рассекателя 13 и испарителя 12. Образую35 щийся при этом пар поступает через переходник 22 в контур 23 температурной стабилизации и заполняет его внутреннюю полость, взаимодействуя с поверхностью теплообменника 24. Теплообменник запол40 нен охлаждающей жидкостью с температурой кипения выше 110 С и через термостат подключен к охлаждающему радиатору 27, который отводит избыточное тепло для утилизации на транспорте или в атмосферу.

45 Термостат 26 автоматически регулирует поток циркулирующей жидкости в контуре 23 таким образом, что ее.температура стабилизируется на границе конденсации паров жидкости в туман. При этом, винтовые по50 верхности 25 отводят избыток тепла выхлопных газов через контур 23 температурной стабилизации также в атмосферу или для утилизации тепла на транспорте. Поэтому, температура выхлопных

55 газов, поступающих в корпус 3 не превышает 100-110 С, наряду с температурой пара, поступающего внутрь трубы 28.

Мягкий пар, находящийся на границе конденсации, заполняет весь внутренний обьем сменного фильтрующего элемента 6

1763685

15

40 и взаимодействует с различными механическими примесями, находящимися в выхлопных газах. Пары жидкости активно адсорбируют вредные примеси выхлопных газов, находящиеся в различных агрегатных состояниях и являющиеся центрами конденсации паров. Происходит образование конденсата и достаточно крыпных конгломератов, на которые оказывают воздействие центробежные силы при спиральном движении газов с примесями между винтовыми поверхностями 29. Под действием центробежных сил капли конденсата с примесями и механическими включениями несгоревших углеводородов движутся к поверхности фильтрующего элемента 6, на котором оседают и далее проникают внутрь пористого элемента 6 под действием сил инерции, осмотических и капиллярных сил, действующих в порах материала элемента

6, По мере продвижения выхлопных газов к выходному патрубку 4, их температура снижается в результате тепловых потерь в атмосферу, поэтому становится ниже 100 С, что приводит к полной конденсации пара на поверхности фильтрующего элемента 6 и частично на винтовых поверхностях 29, с которых капли жидкости улавливается стенками кольца 30 и возвращаются в кор-,30 пус 3. Таким образом, через выходной патрубок 4 в атмосферу удаляются очищенные выхлопные газы, которые не испытывают динамического торможения в устройстве, что не снижает мощности двигателя. Пары жидкости и конденсат сохраняются в корпусе 3 устройства, что обеспечивает малый расход жидкости и Ьозможность использования устройства на малогабаритных транспортных средствах. Через перфорации 8 в нижней стенке корпуса 3 жидкость из фильтрующего элемента 6 и кольца 30 поступает в поддон 7, откуда через трубопровод 32 подается на вход жидкостного фильтра ЗЗ.

Поскольку все крупные и средние частицы загрязнений задерживаются на фильтрующем элементе 6, то жидкостной фильтр предназначен для отделения лишь мелких частичек загрязнений, поэтому занимает мало места и имеет большой ресурс, С выхода фильтра ЗЗ очищенная жидкость вновь поступает в емкость 20 для последующей замкнутой циркуляции в устройстве.

При длительной эксплуатации устройства в фильтрующем элементе 6 осаждаются значительные величины вредных примесей, поэтому необходима его замена. Для этого достаточно удалить стяжки 9 с упругими элементами 10, снять крышку 5 вместе с кольцом 30 и заменить фильтрующий элемент 6.

Использованный элемент 6 содержит смолистые отложения, сажу и другие вредные и канцерогенные вещества, поэтому сдается на переплавку или изоляцию от окружающей среды. Использование устройства на транспорте значительно улучшает экологическое состояние окружающей среды, экономит горюче-смазочные материалы без снижения мощности двигателя. Кроме того, устройство характеризуется высокой надежностью и пожарной безопасчостью за счет гашения искр в паровой среде, что обеспечивает его использование на различных транспортных средствах в пожароопасных условиях эксплуатации, например, на сельскохозяйственной и лесной технике, горнодобывающих и перерабатывающих агрегатах.

Формула изобретения

Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорачия по авт.св. %1188343,отл ича ю щеес я тем, что, с целью повышения эффективности, оно снабжено жидкостным фильтром и контуром температурной стабилизации, включающим последовательно соединенные теплообменник, термостат и радиатор, расположенный между трубой с перфорацией и испарителем с рассекателем, выполненным из жаропрочного диэлектрического материала, причем электроды выполнены спиральными и расположены на рассекателе, а корпус снабжен сменным фильтрующим элементом и герметическим поддоном, соединенным через жидкостной фильтр с емкостью.

1763685

Составитель Н.Егин

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор М .Андрушенко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагариня. 101

Заказ 3439 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Глушитель // 1719671

Изобретение относится к пылегазоочистной технике горно-рудной промышленности и может быть использовано для очистки газов при эксплуатации горного оборудования, снабженного дизельными двигателями, повышая электробезопасность и эффективность

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для очистки и шумоглушения выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить степень очистки

Изобретение относится к экологии, а точнее к средствам, обеспечивающим удаление продуктов неполного сгорания из выхлопных и топочных газов, и может быть использовано в любой отрасли для очистки газов, образующихся при сгорании топлива

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения токсичности отработанных газов, например двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам очистки отходящих газов от токсичных составляющих (несгоревших углеводородов, сероводородов, окиси углерода, сажи, дымности, запахов и др.) и может найти широкое применение на всех видах транспорта с тепловыми двигателями, особенно с дизельными двигателями (автотранспорт, водный, речной, воздушный), а также может использоваться для очистки атмосферных выбросов вредных производств (теплоэлектростанции, кабельная, химическая, металлургическая промышленность), а также может быть применено в отходомусоросжигающих технологиях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения токсичности отработанных газов, например, двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к экологии, а точнее к устройствам для уничтожения несгоревших остатков топлива и удаления токсичных продуктов неполного сгорания из выхлопных и топочных газов, и может быть использовано в любой отрасли деятельности

Изобретение относится к двигателестроению, машиностроению, теплоэнергетике, металлургии, химической промышленности, сварочному производству, криотехнике, медицине, пищевой промышленности, текстильной промышленности, электротехнике, автомобилестроению, установкам для очистки газов в горно-рудном деле, технологии глубоководных погружений

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для очистки выхлопного газа ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, конкретнее к способам и устройствам, обеспечивающим снижение токсичности выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным системам нейтрализации отработанных газов транспортных средств, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для очистки отработанных газов
Наверх