Устройство для проверки гасителей колебаний

 

Использование: приборостроение и для записи характеристик гасителей колебаний при испытании на стендах. Сущность: устройство содержит станину 1, на которой установлены пружина 2, стойка 3 и труба 4. К станине шарнирно прикреплен рычаг 5, опертый через опору на пружину. На другом конце рычага установлен груз 6. Опора имеет основание, к которому шарнирно прикреплено коромысло 8. Опорная часть коромысла снабжена роликами 9. Для установки испытуемого гасителя основание опоры и станина снабжены валиками 10. Проверяемый гаситель 19 устанавливают своими крепительными головками на валики основания опоры и станины. Стойка снабжена ограничителем 20, а рычаг - толкателем 21. Колебания динамической системы стенда груза с рычагом на пружине с проверяемым гасителем колебаний записываются карандашом на планшете. При этом планшет перемещается под воздействием силы тяжести подвеса после того, как толкателем откидывается фиксатор планшета. Плавность перемещения планшета обеспечивается за счет пневмодемпфирования при перемещении планшета в трубе. По затухающим колебаниям судят о работоспособности гасителя колебаний. 4 ил. СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) (11) (s1)s G 01 М 17/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У юЯ 5 6

e g ru e rr

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4780779/11 (22) 09,01.90 (46) 07.10.92, Бюл, М 37 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.И.Варава, Г.М.Левит, Г,П.Огурцовский, Н,Н.Иванов, В.H.ÕðèïóíîB, В.А.Луговкин и А.В,Егоренков (56) Авторское свидетельство СССР

N 662802, кл. G 01 М 17/04, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГАСИТЕЛЕЙ КОЛЕБАНИЙ (57) Использование: приборостроение и для записи характеристик гасителей колебаний при испытании на стендах, Сущность: устройство содержит станину 1, на которой установлены пружина 2, стойка 3 и труба 4. К станине шарнирно прикреплен рычаг 5, опертый через опору на пружину. На другом конце рычага установлен груз 6. Опора имеет основание, к которому шарнирно прикреплено коромысло 8. Опорная часть коромысла снабжена роликами 9. Для установки испытуемого гасителя основание опоры и станина снабжены валиками 10. Проверяемый гаситель 19 устанавливают своими крепительными головками на валики основания опоры и станины. Стойка снабжена ограничителем 20, а рычаг — толкателем 21. Колебания динамической системы стенда груза с рычагом на пружине с проверяемым гасителем колебаний записываются карандашом на планшете. При этом планшет перемещается под воздействием силы тяжести подвеса после того, как толкателем откидывается фиксатор планшета, Плавность перемещения планшета обеспечивается за счет пневмодемпфирования при перемещении планшета в трубе. По затухающим колебаниям судят о работоспособности гасителя колебаний, 4 ил.

1767382

Изобретение относится к области контрольно-испытательной аппаратуры, преимущественно для проверки гасителей колебаний (амортизаторов) транспортных средств, Известны устройства для проверки гасителей колебаний посредством силового воздействия на йих и записи характеристик сил неупругого сопротивления, которые они при этом развивают (кл. 6 01 М17/04,,10

662802, 651226, 118560 и др.). Известйые устройства содержат станину, установленный на станине нагружающий привод и регистрирующее устройство. Нагружающий привод выполнен в виде эксцентрикового 15 механизма для гармонического силового воздействия или в виде гидропневмоцилиндра для сжатия-растяжения гасителя колебаний (авт. св. 612155, 1107027, 575532, патенты США 2,660.678, Франции 2 185 20

187).

Регистрирующее устройство имеет упругий элемент (рессору или торсион), который упруго деформируется "под. воздействием сил сопротивления гасителя 25 колебаний и фиксирует на планшете рабочую диаграмму гасителя. При использовании тензометрической аппаратуры изменение сил сопротивления фиксируется на экране осциллографа, на фотобумажном 30 или магнитном носителе. В случае использования силовых цилиндров работоспособность гасителей проверяют по времени их сжатия или растяжения, Недостатком известных стендов является малая точность про- 35 верки гасителей колебаний. Деформация упругого элемента регистрирующего устройства вносит погрешность до 30%„при использовании тензометрии добавляется погрешность электроизмерительной аппа- 40 ратуры. Оценка работоспособности по времени сжатия-растяжения носит приближенный характер.

Известны устройства (стенды) для проверки гасителей колебаний в рессорном 45 подвешивании транспортных средств методами затухающих или вынужденных колебаний (авт. св. 624135, 523323, 706733 и др.).

Производят разовые или периодические воздействия на транспортное средство и по 50 реакции его рессорного подвешивания судят о техническом состоя нии всех гасителей колебаний. Недостатком этих устройств является малая точность оценки работоспособности, т.к. невозможно произвести 55 проверку каждого гасителя колебаний в отдельности. Кроме того, при колебаниях транспортного средства возникают боковые силы, действующие на рессоры, которые искажают запись колебаний и уменьшают точность оценки работоспособности гасителей, Наиболее близким к изобретению по технической сущности является регистрирующее устройство по авт. св. 662802, кл, G 01

М 17/04, содержащее планшет, корпус, в котором установлен с возможностью перемещения ползун с закрепленным на нем кронштейном и шарнирно присоединенным к нему головкой гасителя колебаний, вторая головка которого шарнирно присоединена к рычагу, жестко связанному с пишущим устройством и упругим элементом. Оно снабжено направля ющими, пружиной, закрепленнымй на кронштейне, и трособлочной системой, связывающей планшет с рычагом, причем подпружиненный планшет подвижно установлен на направляющих и соединен Через закрепленный блок с тросом, пропущенным через шкивы, два из которых закреплены на кронштейне, а один— на рычаге соосно шарнирному креплению головки гасителя, при этом оба конца троса закреплены на корпусе. Недостатком этого устройства является малая точность проверки гасителей колебаний. Отклонение упругого элемента под воздействием силы сопротивления гасителя в этом устройстве вносит погрешность до 15% в оценку работоспособности гасителя колебаний.

Целью изобретения является повышение точности проверки гасителей колебаний, что обеспечивает расчетную плавность хода, снижает износы и повреждения транспортныхсредств и пути, повышает безопасность движения. Поставленная цель достигается тем, что устройство для проверки гасителей колебаний, содержащее рычаг, один конец которого шарнирно соединен со станиной, а на другом конце прикреплен с возможностью перемещения груз, в средней части рычага закреплены опора на пружине и регистрирующее устройство в виде подвижного планшета, размещенного в линейных направляющих, жестко прикрепленных к стойке, жестко связанной со станиной, к планшету прикреплен один конец троса, который пропущен через шкив, закрепленный на линейных направляющих, к рычагу прикреплен карандаш, имеющий воэможность взаимодействия с подвижным планшетом, снабжено подвесом и направляющей трубой, выполненной с рядом отверстий, расположенных на ее поверхности, фиксатором планшета, установленным на линейных направляющих, толкателем фиксатора, размещенным на рычаге, при этом к свободному концу троса прикреплен подвес, размещенный в направляющей трубе, а опора рычага выполнена в виде диска, шарнирно соединенного с коромыслом, опорная часть которо",о снабжена роликами, Оценка работоспособности гасителей производится методом затухающих колебаний по декременту, переводимому в параметр сопротивления. Де кремент определяется уменьшением амплитуд за один период колебаний подпоужиненной массы по записанной на планшете виброграмме затухающих колебаний рычага с грузом. Регистрируемые на виброграмме амплитуды колебаний не зависят от неравномерности перемещения планшета, они точно отражают реальные отклонения рычага с грузом по оси пружины от нулевой линии, Неравь,мерность движения сказывается только на отражении в виброграмме периода колебаний и не влияет на оценку работоспособности. Проверка гасителей колебаний методом затухающих колебаний по декременту, переводимому в параметр сопротивления, является более точной по сравнению с оценкой работоспособности гасителя по рабочей диаграмме.

Точность обусловлена независимостью результата от жесткости упругого элемента.

На фиг.1 показано устройство для проверки гасителей колебаний; на фиг.2 — регистрирующее устройство; на фиг.3 — узел обирания рычага на ролики коромысла; на фиг.4 — узел опирания рычага на ролики коромысла.

На фигурах обозначены: 1 — станина; 2 — пружина; 3 — стойка; 4 — труба; 5 — рычаг;

6 — груз; 7 — диск, 8 — коромысло, 9 — ролики;

10 — валики; 11 —; 12 — направляющие; 13 —; 14 —; 15 — трбс;

16 — подвес; 17 — отверстия; 18 — фиксатор;

19 — гаситель колебаний; 20 — ограничитель;

21 — толкатель, Изобретение осуществляется следующим образом. На станине 1 установлены пружина 2, стойка 3 и труба 4. К станине шарнирно прикреплен рычаг 5, опертый через опору на пружину. На другом конце рычага установлен груз 6. Груз может быть закреплен на рычаге на различном расстоянии от оси шарнира и колебаться вместе с рычагом на пружине относительно шарнира. Опора рычага выполнена в виде диска 7, шарнирно соединенного с коромыслом 8.

Опорная часть коромысла снабжена роликами 9. Для установки испытуемого гасителя колебаний диск опоры и станина снабжены валиками 10. На рычаге установлен карандаш 11, напротив карандаша на стойке жестко закреплены линейные направляющие 12 и шкив 13, Стойка жестко связана со станиной, B линейных направляющих с возможностью перемещения установлен планшет 14, к которому прикреплен трос 15, пропущенный через шкив и прикрепленный вторым концом к подвесу 16, 5 Последйий размещен в трубе, выполненной с рядом отверстий 17. Карандаш имеет возмо)кность взаимодействовать с планшетом.

Исходное положение планшета в линейных направляющих определяется фиксатором

10 18, установленным на линейной направляющей, Фиксатор размещен в вырезе планшета. Проверяемый гаситель 19 устанавливают своими головками на валики диска опоры и станины. Стойка снабжена ограничителем

15 20, а рычаг — толкателем 21, Для проверки работоспособности гасителя колебаний производят силовое воздействие на рычаг 5, опуская его до ограничителя 20. При этом сжимается пру20 жина 2 и гаситель колебаний 19. Прекращение воздействия приводит к возникновению свободных затухающих колебаний рычага 5 с грузом 6 на пружине 2.

При этом рычаг 5 своим толкателем 21

25 откидывает фиксатор 18 и планшет 14 под воздействием тяжести подвеса 16 начинает перемещаться в линейных направляющих

12. При этом карандаш 11, установленный на рычаге 5, записывает на планшете вибро30 грамму затухающих колебаний. По этой кривой определяют техническое состояние и параметр сопротивления гасителя колебаний 19, Подвес 16 перемещается в трубе 4, что исключает его отклонения от вертикали

35 и за счет пневмосопротивления отверстий

17 обеспечивает плавность перемещения подвеса и планшета, При колебаниях рычага с грузом коромысло 8 опоры поворачивается соответст40 венно относительно шарнира, что обеспечивает центрирование нагрузки на пружину 2 и исключает ее перекосы, а зна; чит, повышает точность контроля гасителя колебаний, Ролики 9 на опорной поверхно45 сти и коромысла 8 снижают до нуля влияние трения между коромыслом 8 и рычагом 5 на оценку сил неупругого сопротивления, развиваемого гасителем колебаний.

По виброграмме затухающих колебаний

50 рычага с грузом независимо от неравномер; ности перемещения планшета точно фиксируются амплитуды колебаний рычага. По уменьшению (декременту) этих амплитуд рассчитывают параметр сопротивления га55 сителя, который характеризует его работоспособность. Параметр сопротивления является основным критерием оценки работоспособности гасителей и определяется как отношение силы сопротивления к скорости сжатия-растяжения гасителя колебаний, 1767382

Фиг. 2

С помощью виброграммы параметр сопротивления Р, кН с/м вычисляется по формуле: где С вЂ” жесткость пружины Н/мм;

l — момент инерции рычага с грузом, кг/м;

Ь вЂ” расстояние между осями пружины и шарнира рычага, м; 10 а0, а, — начальная и следующая через период амплитуды колебаний, замеренные по виброграмме.

Оценка работоспособности гасителей колебаний по параметру сопротивления яв- 15 ляется весьма эффективной и универсальной.

После проверки гасителя и полного прекращения колебаний рычага. планшет 14 возвращают в исходное положение и фикси- 20 руют его положение фиксатором 18, вводя его в и рорезь планшета.

При возвращении планшета в исходное положение карандаш 11 прочерчивает прямую линию, отмечающую ось колебаний ры- 25 чага с грузом (нулевую линию).

Предлагаемое устройство может быть использовано для контроля гасителей колебаний (амортизаторов) рельсовых экипажей всех типов, автомобилей, гусеничных и ко- 30 лесных тракторов, вездеходов и др,.

Проверенные гасители колебаний обеспечивают расчетную плавность хода транспортных средств, снижают динамические воздействия на подрессоренные массы и 35 путь, Это позволяет снизить затраты на ремонт подвижного состава и пути, повысить срок йх службы, сохранность перевозимых грузов, комфортность и безопасность проезда пассажиров. При этом стоимость устройства в 3-4 раза меньше стоимости известных конструкций для проверки гасителей колебаний, Формула изобретения

Устройство для проверки гасителей колебаний, содержащее рычаг, один конец которого шарнирно соединен со станиной, а на другОм конце прикреплен с возможностью перемещения груз, в средней части рычага установлены опора на пружине и регистрирующее устройство в виде подвижного планшета, размещенного в линейных направляющих, жестко прикрепленных к стойке, жестко связанной со станиной, к планшету прикреплен один конец троса, пропущенный через шкив, закрепленный на линейных направляющих, к рычагу прикреплен карандаш, имеющий возможность взаимодействия с подвижным планшетом, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности проверки гасителя колебаний, оно снабжено подвесом и направляющей трубой, выполненной с рядом отверстий, расположенных на ее поверхности, фиксатором планшета, установленным на линейных направляющих, толкателем фиксатора, размещенным на рычаге, при этом к свободному концу троса прикреплен подвес, размещенйый в направляющей трубе, а опора рычага выполнена в виде диска, шарнирно соединенного с коромыслом, опорная часть которого снабжена роликами.

1767382

Составитель Г.Левин

Техред М.Моргентал

Корректор О.Юрковецкая

Редактор

Заказ 3543 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для проверки гасителей колебаний Устройство для проверки гасителей колебаний Устройство для проверки гасителей колебаний Устройство для проверки гасителей колебаний Устройство для проверки гасителей колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательным средствам

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств и, в частности, к устройствам для испытания подвески транспортного средства

Изобретение относится к средствам для проведения испытаний упругих элементов рессорного подвешивания, в частности, железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к технике для испытаний ходовой части транспортных средств, а именно к устройствам для исследований блока подвески с гидропневматической рессорой (ГПР)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для дорожных испытаний, и позволяет расширить функциональные возможности

Изобретение относится к устройствам для испытания на усталость крупногабаритных сильфонов при их осевой деформации и нагружении внутренним давлением

Изобретение относится к испытательному оборудованию, в частности к стендам для испытания ходовой части рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для испытаний транспортных средств, а именно к стендам для испытаний гидравлических гасителей колебаний

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания гидравлических демпферов различного назначения

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к испытательной и силоизмерительной технике

Изобретение относится к автотракторной промышленности

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытания упругих элементов, в том числе пневматических шин, транспортных средств для определения статических и динамических упругих характеристик и виброзащитных свойств испытуемых элементов, а также характеристик бокового увода и сопротивления качению шин

Изобретение относится к испытательной технике и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано при определении динамических параметров, в частности момента инерции и приведенной жесткости подвески сельскохозяйственных транспортно-технологических агрегатов на базе тракторов или самоходных шасси

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств, в частности к устройствам для испытания подвески транспортного средства с пневматическими шинами

Изобретение относится к области испытаний амортизаторов на ударные воздействия и может быть использовано при проектировании ударозащитных устройств из композиционных материалов

Изобретение относится к устройствам для регистрации и касается устройства для регистрации перемещений подрессоренных масс транспортных средств с пневматическими шинами, содержащего корпус с пружиной, шайбой и пишущим узлом, кронштейн крепления корпуса к транспортному средству, экран с координатной бумагой
Наверх