Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: с целью сокращения расхода масла дополнительно устанавливаются промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла менее эталона сравнивают с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют остаточный ресурс масла. 0,0004; 0.0008; 0,0012 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 480 мото-часов, при этом действительная замена может быть произвел.1 с оответственно через GOC. 720 и мото-часов; 0,0006; 0,0012; 0,0019 доли о веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 240 мото-часов, при этом действительная замена может быть произ ведена соответственно через 300, 360 и 420 мото-часов; 0,002 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 120 мото-часов, при этом действительная замена может быть произведена соответственно через 180 мото-часов. 1 ил., 1 табл. 1Л С

СОЮЗ СОВЕ! CKMX

СОЦИАЛИС гИЧЕСкИХ

РЕСПУ6ЛИК

s F 01 M 9/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4718310/06 (22) 11.07.89 (46) 07.12.92. Бюл, ¹ 45 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (72) В.В.Чанкин, Т.К,Пугачева, Ю.А.Шапинский, Т.С.Морозова и В.В.Тайц (56) Авторское свидетельство СССР № 348078, кл. F 01 M 9/02, 1970.

Авторское свидетельство СССР

N 1084474, кл. F 01 М 9/02, 1982.

Инструкция по применению смазочных материалов ЦТ/2635. Изд. Транспорт, 1970, дополнение 1973 г.

ГОСТ 20793/81. Транспорт и машины сельскохозяйственные, техническое обслуживание.

Авторское свидетельство СССР

N 1460364, кл. F 01 M 9/02, 1987. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕСУРСА МОТОРНОГО МАСЛАДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения: с целью сокращения расхода масла дополнительно устаИзобретение относится к техническому обслуживанию машин. Преимущественная область его использования: системы смазок двигателей внутреннего сгорания.

Известен статистический способ оценки качественного резерва масел, включающий определение его состояния на основе средней скорости срабатывания элементов присадки, восстановление свойств масла с целью увеличения срока его службы путем долива, например, в картер свежего масла и ввода в него повышенного содержания мно„... Ж„, 1779756 А1 навливаются промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла менее эталона сравнивают с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют остаточный ресурс масла.

0,0004; 0;0008; 0,0012 доли от веса или a6bема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 480 мото-часов, при этом действительная замена может быть праизве. е с: эответственно через 600, 720 и 640 мото-часов; 0,0006; 0,0012; 0,0019 доли о веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 240 мото-часов, при этом действительная замена может быть произ. ведена соответственно через 300, 360 и 420 мото-часов; 0,002 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел с установленной периодичностью смены 120 мото-часов, при этом действительная замена может быть произведена соответственно через 180 мото-часов. 1 ил„1 табл. гофункциональной присадки, отличающийся тем, что при каждом доливе используют заранее приготовленное масло с повышенным содержанием присадки.

Недостаток этого способа заключается в том, что при его реализации не используются качественные резервы масла, а восстанавливаются его свойства в расчете на наихудший двигатель независимо от фактического состояния масла в каждом отдельном двигателе или же требуется сложная дорогостоящая. не оправдывающая себя си1779756 стема изготовления масел с "текущим" качественным составом и проведение регулярных анализов масла в картере. В результате общий расход масла остается весьма высоким. При этом некоторые важные характеристики, влияющие на бра ковочное состояние с помощью этого способа, не могут быть восстановлены до исходного или хотя бы до допустимого уровня, например содержание механических примесей.

Известен способ оценки качественного резерва масел, включающий периодический отбор проб масел, определение значения текущего браковочного параметра и стабилизацию свойств масел при работе двигателей путем добавления в масло присадки при достижении минимального допустимого значения браковочного параметра, отличающийся тем, что с целью снижения расхода присадки в качестве браковочного параметра принимается отношение текущегр значения щелочности масла к минимально допустимому, равное 2,7 — 3.2.

Недостатком этого способа является необходимость восстановления свойств масел в процессе эксплуатации, При этом не реализуются резервы масел, обеспечивающие сверхнормативные наработки.

Известен также способ оценки качественного резерва картерных масел в двигателях внутреннего сгорания, включающий регулярный, отбор проб масла, осуществление их анализа в специальных лабораториях по основным качественным характеристикам, в том числе и по содержанию механических примесей, долив масла в картер по мере угара и утечек и периодическую его смену, отличающийся тем, что замена масла производится только по браковочным параметрам, Недостатком такого способа является необходимость применения специального оборудования и выделение обслуживающего персонала для проведения анализов масел. Расчеты показывают, что эффективность такого способа при эксплуатации автотракторного парка и дорожностроительной техники начинает проявляться только в том случае, если обслуживаемый одной лабораторией парк машин. составляет не менее 450 — 500 единиц, но и при этом углубленных анализов масел, требующих дорожного оборудования, не должно производиться. При меньшем парке машин расходы на проведение анализов превышают эффект, получаемый от сокращения расхода масел, т.е. он не является экономически целесообразным. В связи с таким недостатком приведенный способ нашел применение в основном только на же15

25

35

45 томобилей;

55 при этом действительная замена может

10 лезнодорожном транспорте, где емкости картеров в тепловозных двигателях значительные и эффект проявляется даже при небольших парках тепловозов.

Наиболее близким техническим решением .к предлагаемому является способ оценки качественного резерва картерных масел в двигателях внутреннего. сгорания, включающий долив в картер свежего масла по мере его угара и утечек, учет дол иваемого масла отдельно по каждому двигателю. плановую смену масла при установленной наработке между сменами, определение фактического удельного расхода масла на долив каждого двигателя и сопоставление его с минимально допустимым удельным доливом, обеспечивающим бессменную работу масла вследствие стабилизации его качества за счет естественного обновления, и основанный на учете в процессе эксплуатации интенсивности долива свежего масла.

Для различных масел интенсивность долива, обеспечивающая бессменную работу, соответствует следующим уровням, представленным в табл.1.

Недостатком этого способа является неполное использование резерва картерных масел, так как принятие решения о продлении срока их эксплуатации имеет только один контрольный уровень.

Целью настоящего изобретения является сокращение расхода масла в двигателях с интенсивностью долива менее контрольного уровня.

Эта цель достигается увеличением периодичности смен моторных масел путем определения установленнйх дополнительных промежуточных контрольных уровней интенсивностей долива,равных:0,0004;0,0008;0,0012 доли.от веса или объема масла в картере за один час работы для масел группы Д с установленной периодичностью смены 480 — 500 мото-часов для строительно-дорожных машин, что равноценно 20000 км пробега авпри этом действительная замена может быть произведена соответственно через

600. 720, 840 мото-часов;

0,0006; 0,0012; 0,0019 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел группы Г с установленной периодичностью смены 240 — 250 мото-часов для строительно-дорожных машин, что равноценно 10000 км пробега. автомобилей; быть произведена соответственно через

300, 360, 480 мото-часов;

0;002 доли от веса или объема масла в картере за один час работы для масел группы А,Б,В с установленной периодичностью

5, 1779756

20

30

40

55 смены 120-125 мото-часов для строительнодорожных машин, что равноценно 5000 км пробега автомобилей. При этом действительная замена может быть произведена через 180 мото-часов.

Сущность предлагаемого способа оценки ресурса моторного масла двигателей внутреннего сгорания заключается в уменьшении количества плановых смен и отличается от прототипа тем, что. с целью сокращения расхода масла, дополнительно устанавливают промежуточные контрол ьные уровни интенсивностей долива масла менее эталона, сравнивают с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют остаточный ресурс масла.

Заявителю не известны источники информации, включающие в себя признаки отличительной части формулы.

Приведенные на чертеже графики отражают изменение концентрации активной части присадки в зависимости от конкретных условий эксплуатации и интенсивности долива масла в картер.

График 1 показывает браковочный уровень концентрации присадки; график 2 соответствует работе, когда отсутствует угар, утечки и долив. График 6 соответствует работе двигателя с интенсивностью долива, равной 0,0025 объема масла в картере за один час работы. Как видно из фиг.1, при такой интенсивности долива масла двигатель может работать без смены масла, График 2 характеризует работу в соответствии с требованиями ППР и периодичностью замены масел через каждые 240 мото-часов при отсутствии долива. В прототипе все двигатели, в которых интенсивность долива масла менее 0,0025 объема масла в картере за один час работы, работают в соответствии с ППР независимо от промежуточных интенсивностей долива, т.е. во всех случаях замена масла производится через 240 моточасов. Количество таких двигателей в эксплуатации составляет 10 — 20 .

В процессе работы двигателей учитываются установленные дополнительные промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла, составляющие 0,0006 (график 3), 0,0012 (график 4) и

0,0019 (график 5).

В соответствии с динамикой срабатывания присадок при учете этих промежуточных контрольных уровней представляется возможным изменить периодичность замены масел и производить ее в соответствии с графиками 3. 4 и 5.

Таким образом при регулярном контроле промежуточных интенсивностей долива масла в ДВС представляется возможным увеличить периодичность замены с 240 до

300 мото-часов у двигателей с интенсивностью долива с 0.0006 до 0,0012 объема масла в картере за один час работы: с 240 до 360 мото-часов у двигателей с интенсивностью долива от 0,0012 до 0,0019 объема масла в картере эа один час работы: с 240 до 420 мото-часов у двигателей с интенсивностью долива от 0,0019 до 0,0025 объема масла в картере за один час работы.

Пример. Если принять в качестве исходных данных постоянный вес моторного масла в картере, равный 10 кг, периодичность смены масла 240 мото-часов, начальную концентрацию активной присадки 4 и браковочный ее уровень 1,67; (отношение текущего содержания присадки к браковочному 2,5), то промежуточные варианты увеличения срока использования масел до их смены могут быть определены следующим образом: при работе двигателей с интенсивностью долива в пределах контрольного уровня, равного 0,0006 — 0,002 объема масла в картере за один час работы (граФик 3 фиг,1), периодичность замены масла может составить 300 мото-часов вместо 240 (график 3 фиг.1).

Аналогичным способом можно определить необходимую периодичность замены масел при промежуточных интенсивностях долива 0.0012 0,0019 и 0,0019-0,0025 0<,/ч.

Соответственно графики 4 и 5 на фиг.1.

Использование предложенного спосо- ба позволяет дополнительно (a сравнении с прототипом) сократить расход масла в ДВС до 3;ь от общего его расхода. При этом не требуется никаких дополнительных затрат эа исключением более четкого выполнения существующего требования по учету расхода масел на долив в каждом двигателе и определения удельного расхода, отнесенного к одному часу работы двигателя или определенному пробегу машины, Сфера применения изобретения — все органиэации и предприятия. использующие двигатели внутреннего сгорания с картерной смазкой и производящие смену масел в процессе эксплуатации на основе системы планово-предупредительного обслуживания по заданным наработкам или пробегам независимо от фактического состояния отдельных двигателей.

Формула изобретения

Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания, включающий определение фактического удельного

1779756

К иг/то Концентрация

0,04

0,0З иа О.С025

g../чае а Q,./час

0,02 а2 С,/чао

0006 fjl e/÷çñ а=О

Продоюеиителъность раСоти, час

Составитель А,Аристов

Редактор В.Трубченко Техред М,Моргентал Корректор Л.Филь

Заказ 4420 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 расхода по каждому двигателю и сопоставление его с эталоном, отличающийся тем, что, с целью сокращения расхода масла, дополнительно устанавливают промежуточные контрольные уровни интенсивностей долива масла, меньшие эталона, сравнивают. с ними текущее значение интенсивности долива масла по данному двигателю и по результатам сравнения определяют оста5 точный ресурс масла.

Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания Способ оценки ресурса моторного масла двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для систем смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам обеспечения введения присадки в смазочную жидкость и позволяет увеличить надежность системы смазки путем улучшения качества смешения присадки со смазочным материалом

Изобретение относится к двигателестроению и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки ДВС, агрегатов и узлов трансмиссий и ходовой части машин

Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС
Изобретение относится к машиностроению, к смазочным ремонтно-восстановительным композициям с твердыми присадками, применяемым при приработке и восстановлении трущихся поверхностей эксплуатируемых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС), других машин и механизмов, эксплуатирующихся на маслах с многофункциональными присадками

Изобретение относится к двигателестроению, смазочным материалам, технической эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в системе смазки ДВС для стабилизации и улучшения физико-химических свойств работающего масла, а также для регенерации отработанного масла одинаковой марки путем долива его "на угар" вместо свежего

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к установкам для регенерации смазочных масел
Наверх