Муфта свободного хода

 

Использование в машиностроении для передачи крутящего момента в двух направлениях вращения Сущность изобретения1 изменение направления вращения осуществляют стопор ные собачки, подторможенные с помощью фрикционных колец Собачками управляют управляющие кольца с направляющими радиальными пазами, в которых помещены цапфы стопорных собачек, Последние установлены с возможностью захода в зацепление или выхода из него с соответствующими опорными выемками внутренней полумуфты. Это позволяет осуществлять включение или выключение муфты Например, одна стопорная собачка переводится в положение передачи крутящего момента, одновременно другая стопорная собачка - из позиции передачи крутящего момента в позицию разъединения В результате этого обеспечивается уменьшение пути срабатывания и, следовательно , повышение скорости переключения из одного приводного направления на другое без нарушения движения свободного хода 16 з.п ф-лы, 19 ил. (/ С

СОЮЗ СОВЕТ(:КИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PF. CI IYbflVIK

s f 16 D 41/12

ГОсудАРстВеннОе пАтентнОе

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4830408/27 (22) 04.07.90 (31) P 3922222.5 (32) 06.07.89 (33) DE (46) 07.12.92. Бюл, N 45 (71) Жан Вальтершайд ГмбХ (DE) (72) Клаус Кампф и Хуберт Гейстхоф (DE) (56) Патент Ф РГ N . 3426108, кл, F 16 D 41/16, 1985. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Использование: в машиностроении для передачи крутящего момента в двух направлениях вращения. Сущность изобретения; изменение направления вращения осуществляют стопорные собачки, подторможенные с помощью фрикционных колец. Собачками управляют управляющие кольца с направИзобретение относится к машиностроению.

Известна муфта свободного хода, содержащая внутреннюю и наружную полумуфты с равномерно расположенными по . окружности выемками на одной из их взаимообращенных поверхностей и опорными выемками на другой. размещенные между ними и установленные в выемках одной из полумуфт с возможностью поворота первая и вторая группы стопорных собачек, управляющее устройство с фрикционным средством торможения для обеспечения поочередного зацепления стопорных собачек с опорными выемками второй полумуфты для противополо>кных направлений вращения и расцепления для обеспечения режима свободного хода.

„.,5LJ„„1780568 АЗ ляющими радиальными пазами, в которых помещены цапфы стопорных собачек, Последние установлены с возможностью захода в зацепление или выхода из него с соответствующими опорными выемками внутрейней полумуфты. Это позволяет осуществлять включение или выключение муфты, Например, одна стойорная собачка переводится в поло>кение передачи крутящего" момента, одновременно другая. стопорная собачка — из позиции передачи крутящего момента в позицию разъединения. В результате этого обеспечивается уменьшение пути срабатывания и, следовательно, повышение скорости переключения из одного приводного направления на другое без нарушения движения свободного хода, 16 з.п. ф-лы, 19 ил, Ь

Недостатки данной конструкции заключаются в следующем. Q0

При действии фрикционного средства торможения в зависимости от направления вращения привода стопорная собачка, выполйенная с двумя плечами, вводится в соответствующую выемку. Q)

Для процесса переключения из одного направления вращения на другое стопорная собачка проходит через нулевую позицию. В этом случае стопорная собачка не . прилегает к стопорной поверхности, которая предусмотрена для передачи крутящего момента в наружной полумуфте. Таким образом, при переходе от одного направления передачи крутящего момента к другому должен быть пройдет двойной путь в окружном направлении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность перехода с фик-:

1780568

l сацией из нулевого положения в одно из передачи крутящего момента, не проскальнаправлений передачи крутящего момента. зывают в опорных выемках, а удерживаются

Кроме того, крутящий момент в целом дол-. применительно к ним в поднятой позиции. жен передаваться к стопорной собачке че- Устраняется типичный для иных случаев рез подшипник цапфы. который должен 5 шум "трещетки". В результате этого уменьобладать достаточно большими размерами. шается также трение при процессе обгона, Целью изобретения является повыше- Кроме того, если ведомая часть муфты вновь ние надежности путем упрощения установ- вращается быстрее. чем приводная часть ки и переключения стопорных собачек на муфты, запирающие элементы не воздейст разные режимы работы, 10 вуют более на запирающие собачки и поПоставленная цель достигается тем, что . следние без задержки могут быть введены в управляющее устройство выполнено в виде соотввтстующие опорные выемки для переуправляющих колец, закрепленных с воз- дачи крутящего момента. можностью поворота относительно полу- Для достижения точного управления муфты, на которой установлены стопорйые 15 стопорными собачками во всех эксплуатасобачки. ционных состояниях наружная поверхность

Данная конструкция может быть снаб- каждого управляющго кольца может быть жена средством ограничения поворота уп- выполнена фрикционной, а на внутренней равляющих колец,: -:: - его поверхности — выступы с направляю щиреимущество этого исполнения за- 20 ми радиальными пазами под соответствуюключаетсявтом, чтокрутящиймоментпере- щую группу собачек, а стопорные собачки . дается непосредственно через стопорные выполнены с направляЮщими средствами, собачки к тем или иным выемкам обеих rio- расположенными в пазах управялющих колумуфт. Эта-передача сил не Оказывает ни*-: -. лец. какого влияния на саму поворотную опору. 25 Фрйкционные кольца могут быть выполДостигается также сокращение холостого нены в виде уплотнительных колец, прйлепути при движении стапорных собачек из гающих с предварительным натягом одного направления передачи крутящего посредством пружины к фрикционной flQмомента в другое направлейие передачи верхности соответствующего управляющекрутящего момента. В то время, как одна 30 гокольца,приэтомнаправляющеесредство группастопорных собачек выводится из под каждой стопорной собачки может быть вывоздействия крутящего момента; стопор- полйено в виде цапфы, расположенной поные собачки. другой группы одновременно, середине осевой длины собачки со вводятся в соответствующие опорные выем- смещением в радиальном направлении от ки для переключения на другое направле- 35 оси ее поворота. ние вращения, Тем самым существенно Кроме того, с целью надежного вывода сокращается время срабатывания при пере- стопорных собачек из опорных выемок в положение обгона количество запирающих

Кроме того, фрикционное средство тор- элементов может быть вь1полнено соответ-: можения может быть выполнено в виде 40 ствующим половине количества стопорных -, .. . обоймы, охватывающей наружную полу- собачек, причем каждый запирающий эле-,, муфту и фрикционных колец, расположен- мент, расположенный между двумя смеж-:;. ; ных друг против друга внутри обоймы, ными стопорнымй собачками, установлен с которая закреплена стационарно без воз- возможностью взаимодействия одного из можности вращенйя или установлена на на- 45 его концов с одной из упомянутых собачек. ружной полумуфте с возможностью ее Запирающие элементы могут быть выторможения, ., -:, полнены в виде кольцевых сегментов. соо -

Муфта может быть Снабжена запираю-, ветствующая полумуфта выполнена с щими элементамй с двумя противолежащи- кольцевым пазом, в которой расположены ми концами, расположенными между 50 запирающие элементы и упругое кольцо смежными стопорнымй собачками, смонти- между их боковыми поверхностями, поджированными на полумуфте, имеющей опор- мающее сегменты к стенкам паза, а стопорные выемки, с возможностью ные собачки могут быть выполнены с взаимодействия со стопорными собачками. направляющими выступами на концах, коЗа счет этого достигается то, что в слу- 55 торые размещены в выполненных вдоль оси чае, когда приводная часть муфты движется: направляющих опорах одной из полумуфт. с большей скоростью, нежели ведомая Фрикционное замыкание запирающих часть муфты, стопорные собачки, которые элементов относительно ведомой части прижаты управляющими кольцами и фрик- муфты с помощью упругого кольца допускационными кольцами и находятся в позиции ет, что эта часть может обогнать приводную. 1780568

30

40

50 ложено так, что оно пересекает

55 часть. Фрикционное замыкание является, однако, достэточным для того. чтобы обеспечить надежное отключение, в то время как стопорные собачки. удерживаются в поднятой позиции в направлении против действия обусловленного фрикционными и управляющими кольцами усилия возврата.

То, что стопорные собачки оснащены нэ обоих концах направляющими выступами, которые удерживаются с "допуском" нэ со- ответствующих направляющих опорах несущей их полумуфты, необходимо для достижения безупречного подпирания в опорной выемке и в выемке, в которой они укреплены без какого-либо заклинивания.

Кроме того, каждая стопорнэя собачка может быть выполненэ L-образной формы, дно выемки в полумуфте образовано двумя. рэсположенными под углом поверхностя ми, прйэтом ребро собачки, образованное пересечение "ee большего и меньшегоплеч. расположено в.контакте с дном выемки с возможностьк> поворота вокруг оси, проходящей по линии их контактэ.

При этом выемки со стопорными собэчками могут быть расположены нэ наружной пол умуфте.

Наружная полумуфта может быть выполнена составной из двух сочлейенных- в .:радиальной плоскости частей с радиэльными направляющими выемками нэ "сопряженных торцевых поверхностях, э торцевые ,участки обоймы установлены в контакте "с внешней поверхностью нэружной полумуфты посредством подшипниковых втулок для уменьшения сйлы трения.

Нэпрэвляющие опоры могут быть выполнены в виде колец, а наружная полумуфтэ — с отверстиями под кольца.

Кроме того, кольцевой паз для зэпирэющих элементов выполнен в средней части наружной поверхности внутренней полумуфты, а запирающие элементы выступают в радиальном направлении паза в пространство между встречно расположенными смежными стопорн ыми собачками.

На фиг. 1 изобрэженэ муфта свободнбго хода, продольное сечение, первый вариэнт выполнения; нэ фиг, 2 — сечение А-А нэ фиг,1; нэ фиг. 3 — половина наружной полумуфты; нэ фиг, 4 — то же, вид сбоку; нэ фиг.

5 — то же, другой вид сбоку; на фиг. 6— вторая половина нэружной полумуфты; нэ фиг, 7 — то же, вид сбоку; на фиг; 8 — вид нэ упрэвляющее кольцо; нэ фиг. 9 — сечение

Б-Б нэ фиг. 8; на фиг. 10 — вид спереди на стопорную собачку; нэ фиг. 11 — то же, вид сбоку; нэ фиг. 12 — сечение В-В на фиг. 10; нэ фиг. 13 — вид сбоку на внутреннюю полумуфту; на фиг.14 — сечение Г-Г нэ фиг. 13; нэ фиг. 15 — осевое сечение приемного кольца; на фиг. 16 — второй вариант выполнения муфты свободного хода; нэ фиг, 17 — сечение

Д-Д на фиг. 16; нэ фиг. 18 — продольное

5 сечение муфты свободного хода (третий вэриэнт выполнения) в случае, когда стопорные собачки размещены на внутренней полумуфте; нэ фиг, 19 — сечение Е-Е нэ фиг

18.

10. Муфтэ 1 свободного хада состоит в осНоВНоМ из выполнеййой из двух чэстей наружной полумуфты 2, внутренней полумуфты 3, которая расположена соосно в"отверстии наружной полумуфты 2, а также расположенных между ними стопорных собэчек 4 и 5, Стопорные собачки 4 и 5 рэспределены йо периметру наружной полумуфты

2. Они укреплены в выемках 6 и 7 наружной полумуфты 2; Стопорные собачки 4 и 5 вы20 полнены одинэковыми. однако расположе ны в выемках 6 и 7 в противоположных нэпрэвлениях. Так, например, к первой группе стопорных собачек 5 относятся в общей сложности три таких стопорных собэч25 ки, которые расположены в выемках 6, Они направлены свбими имеющими большую длийу плечами в направлении и, указанном нэ фиг. 2 стрелкой; обозначающей направление вращения. -Относящиеся к второй группе стопорные собачки 4 расположены в выемках 7 так, что они направлены в сторону; противоположную йэттрэвлению первых стопорных собачек 5. : . Стопорные собачки 5 или 4 расположены на полумуфте с чередованием в окружном направлении в выемках 6 или 7 и выполнены (-образной формы с длйнным и коротким плечами. Вйешние поверхности 8 обоих плеч сходятся в ребре 9, которое является также острием; предусмотренным для установки йа острие 10 выемок 6 и 7. На концевой поверхности 11 стопорные собэчки 4 и 5 оснащены в области короткого плеча направляющими выступами 12, которые выполнены в поперечном сечении в качестве четверти окружности, Они установлены в соответствующие кольцэ 13. Кольца 13 вставлены в отверстия 14 внешней полумуфты 2. При этом каждое отверстие 14 распонэпрэвляющие выступов 12, в результате чего кольца 13 могут йэсэживаться через направляющие выступы 12. Кольца 13 охватывают направляющие выступы 12 с зэзоI ром, в результате чего стопорные собачки 4 и 5 без заклинивания могут регулироваться в соответствующеи выемке 6 или 7 и переводиться своей лежащей на ребре осью поворота в состояние прилегэния к острию 10 выемки 6 или 7 или опираться без зэклини1780568

8 ваания на соответствующие опорные повер- . лейными от фрикционной поверхности 28 в хности выемок с целью передачи крутящего радиальном направлении. а именно в случае момента. Контакт стопорных собачек 4 и 5 данного примера исполнения радиально осуществляется через внешнюю поверх- вовнутрь, проходятвыступы29. которыеосность 8 короткого плеча относительно-на- 5 нащены направляющими радиальными паружной полумуфты 2 и через концевую зами 30, Выступы 29 распределены по поверхность 11 в опорных выемках 15, кото- периметру в соответствии с расположением рые выполнены в форме зубьев пилы и рас- ..: стопорных.собачек 4 и 5, для направления пределены по: периметру внутренней которых они служат, Пазы 30 служат для полумуфтыЗ.Этовидно,вчастности,изфиг. 10 обхвата цапф 25 тех или иных стопорных

13 и 14, на которых внутренняя полумуфта 3: собачек. Оба управляющих кольца 23 и 24 изображена в качестве отдельной детали. расположены так. что они направлены друг

Опорные выемки 15 имеют две опорные no;.. к другу областью, которая содержит выстуверхности 16 и 17, с которыми контактйруют пы 29, Для обеспеченйя. возможности радистопорные собачки 4 и 5. :.. . 15 альйого ввода изображенных на фиг, 8 и 9 в

В-случае прймера исполнения rio фиг 1 качестве отдельной детали управляющих и 2 стопорная собачка 4. например", входит" колец своими выступами 29 в область цапф в контакт с опорными поверхностями 16, в 25 стопорных собачек 4 или 5 полумуфта 2 то время как стопорные собачки 5 входят"в выполнена из двух частей, контакт с опорными поверхйостями 17, В 20 Обечасти полумуфты 2 показаны на фиг.: результате этого стопорным собачкам 4 3- 7, Ойи являются идентичными. предназначена передача крутящего момен- В случае изображенных на фиг, 3-5 двух та в направлении стрелки tl, в то время, как частей полумуфты 2 видно, что предусмотстопорным собачкам 5 — передача крутяще- .. рены располо>кенные с чередованием выем-. го момента против направления стрелки. 25 ки 6 и 7; которые служат для приема

Из изображенйого нэ фиг, 1, 13 и 14 :стопорных собачек 4 или 5, Выемки 6 и 7 видно, что внутрейняя полумуфта 3 укрепле- выполнены в основном в форме треугольнина относительно наружной полумуфты 2 с ... ка, Их острие 10 образует опору для ребра 9 помощью подшипников 18 качения. Под- . (кромки) стопорных собачек 4 и 5, которое шипники 18 качения удерживаются на опор- 30 представляет собой ось поворота. ных поверхностях 19 внутренней полумуфты Из изображенного на фиг. 3 видно, что

3, а также в отверстиях 20 подшипника по- обе.части полумуфты 2 содержат взаимодолумуфты 2. Они простираются в соответст- полняющие выемки, которые вместе друг с вии с зтйм вовнутрьдвух крышек 21 и 22. . другом образуют паз 26 для приема обоих

Для направления стопорных собачек, 35 управляющих колец 23 и 24.

: . T.å. для синхроййзации движения стопор- С целью ввода относящихся к управляных собачек 4 и 5, которые относятся к од- ющему кольцу выступов 29 в область цапф ному комплекту, предусмотрены 25 стопорных собачек 4 и 5 радиально вовуправляющие кольца 23 и 24. Они взаимо- нутрь предусмотрены радйальные направдействуютсцапфами25стопорныхсобачек 40 ляющие выемки 31. Радиальные

4 и 5. Цапфы 25 располо>кены в цейтре осе- направляющие выемки 3 относятся к выемвого прохождения стопорных собачек, кам 6 или 7, Из изображенного на фиг. 4

Исполнение цапф 25 поясняется, в час- . видно, что применительно к части полумуфтности, на фиг.10 и 12. Цапфа 26 смещена . ты2 суправляющйм кольцом 23, взаимодейотносительно оси поворота(ребра 9), Отно- 45" ствующим со стопорными собачками 5, сящиеся к одной группе стопорные собачки радиальные направляющие выемки 31.пере5 или 4 синхронизируются с помощью уп- крывают выемки 7, в которых расположены равляющего кольца 23 или 24, Так, напри- .стопорныесобэчки5, Направляющие выеммер, стопорные собачки 5 ки31.ограничены сбоку ограничительными синхронизируются с помощью уйравляю- 50 йоверхностями 32 и 33, которые расположещего кольца 23, а стопорные собачки 4 — с ны так, что остается достаточное пространпомощью управляющего кольца 24 приме- ство для перевода соответствующих нительно к их движению. / стопорных собачек 5 из позиции соединеОба управляющих кольца расположены ния в позицию рэзьединенйя относительно в пазу 26 в полумуфте 2. Паз 27 частично 55 полумуфты 3. В нормальном случае выступы относится к полумуфте 2. Оба.управляющих 29 не входят в состояние прилегания. кольца 23 и 24 содержат цилиндрически проходящий участок, который с внешней Из изображенного на фиг. 4 видно, что стороны оснащен цилдиндрической фрик- предусмотрены три радиальных направляюционной поверхностью 28, Будучи направ- щих выемки 31.

1780568

10 ными ушками 47, с помощью которых приемные кольца 37 и с помощью последних

Другая часть наружной полумуфты 2, которая изображена на фиг. 6 и 7, содержит ной полумуфты 2, в результате чего

15 отверстие, в котором располагаются соединительные винты 35 вместе с их головками; вследствие управления стопорными собачпричем эти вйнты ввинчены своим реэьбо- ками 4 последние переводятся из изображенной на фиг. 2 позиции разъединения в позицию соедийения и поворачиваются во вым концом в отверстия, относящиеся к крышке 21.

С помощью крышек 21 и 22 и винтов 35 20 внутрь своими концевыми поверхностями

11 тэк, что входят в прилегание с поверхнодостигается не только соединение между стью 16 опорной выемки 15 внутренней полумуфты 3. Одновременно за счет собой внутренней полумуфты 3 и обеих частей наружной полумуфты 2, но и осуществфрикционного замыкания между фрикционляЕтся крепление фрикционного средства, с ным кольцом 38 и управляющим кольцом 23

25 помощью которого производится управление кольцами 23 и 24. Нэ внешней поверхности 27 наружной полумуфты с оно удерживается неподвижным относительно вращательного движения в нэправлении и вращения. Вследствие противополо>кной ориентации стопорных промежуточным использованием подшипниковых втулок 36 и приемных колец 37

30 собачек 5 относительно расположения стоукреплены фрикционные кольца 38 и 39. B области поверхностей 40 прилегания обеих частей полумуфты 2, к которым прилегают, крышки 21 и 22, подшипниковые втулки 36 зафиксированы в осевом йэправлении с йопорных собачек.4, стопорные собачки 5 выходят своими концевыми поверхностями 11 из состояния прилегания к опорной поверхности 17 опорной выемки 15. Стопорная со35 бачка 5 перемещается в этом случае из мощью направляющих колец 41. Подшипни- изображенной на фиг, 2 позиции соединения в позицию разъединения, Таким обраковые втулки 36 удерживаются в отверстии

42 обоих приемных колец 37. Каждое из обоих приемных колец 37 оснащено кольце- зом; стопорная собачка 5 радиально вой выточкой 43, в которой размещается удаляетсяотопорныхвыемок15вовнутренней полумуфте 3. Следовательно, возникает фрикционное кольцо 38 или 39. Фрикцион-

40 ное кольцо 38 взаимодействует своей упорной поверхностью 44 с фрикциойной относительное движение между управляющими кольцами 23 и 24 в тех или иных направляющйх выемках 31 относительно обеих частей полумуфты 2, причем они приповерхностью 28 управляющего кольца 23.

Оно удерживается без возможности вращеближаются к одной из ограничительных пония своей внешней поверхностью 45 в коль- 45 цевой выточке 43 приемного кольца 37. верхностей 32 и 33 полумуфты 2, не входя в

Фрикционное кольцо 39 прилегает своей прилеганиес ними.

Поворот стопорных собачек 4 и 5 осуществляется вокруг оси, проходящей по ребру упорной поверхностью 44 к фрикционной поверхности 28 управляющего кольца 24.

9 при вспомогательном использовании моДругому приемному кольцу 37 соответствует фрикционное кольцо 39, которое также введено своей внешней поверхностью 45 в кольцевую выточку 43 без возможности вращения. Оба приемных кольца 37 расположены напротив друг друга на внешней мента поворота, который прикладывается через управляющие кольца 23 или 24 к цапфам 25 стопорных собачек 5 или 4.

Для позиции, которая изображена на фиг. 2, т,е. при которой осуществляется пеповерхности 27 полумуфты 2 так, что их редача крутящего момента против нэпрэвкольцевые выточки 43 образуют камерудля ления и вращения посредством стопорных собачек 5 от наружной полумуфты 2 на внутприема обоих фрикционных колец 38 и 39 ренней полумуфте 3, обгон или свободный ход может осуществляться с помощью внут- .

Оба приемных кольца 37 окружены зажимным кольцом 46, которое оснащено крепежтри распределенных по периметру выемки оба фрикционных кольца могут стационар31, которые прилегают к выемкам 6. Эти но удерживаться относительно вращающейнаправляющие выемки 31 служат для эахва- 5 ся внешней части полумуфты 2. . та выступов 29 управляющего кольца 24, Если наружная полумуфта 2 поворачикоторое синхронизирует движение стопор- . вается в направлении A вращения в соответных собачек 4.,, ствии с изображенным на фиг; 2 вокруг оси

Обе части наружной полумуфты осна- Х-Х вврраащщееннииеем м ммууффтты ы 1 1 ссввооббоодднноогго о ххооддаэ, в щены, сообщающимися отверстиями 34, 10 результате фрикционного замыкания между которые продолжаются в крышках 21. и 22 фрикционным кольцом: 39 с фрикционной подшипника. Крышка 21 оснащена резьбо- поверхностью 28 управляющего кольца 24 вым отверстием, в то время как присоедини- осуществляется удерживание управляющетельная крышка .22 содержит утопленное го кольца 24 относительно поворота наруж1780568

"ренней полумуфты 3 также против направ- . настолько, что они входят в область стопорления и. При этом стопорные собачки 5 ныхсобачек4 и5. Стопорныесобачкиоснаскользят по опорным поверхностям ойор- . щены поверхностями 54, к которым ной выемки 15 радиально наружу против прйлегают концевые поверхности 55 запидействия усилия смещения, оказываемого 5 рающих элементов 49. Для случая, когда фрикционным кольцам 38 для 1геревода в внутренняя полумуфта 3 вращается в напозицию соединения. Фрикционное замы- правлейии ri вращения всоответствии с фиг. кание допускает также.возврат. т . е. относи- 16 быстрее, чем наружная полумуфта 2, f1oтельное движение управляющего кольца 23 средством фрикционного замыкания осущеотносительно фрикционного кольца 38 с 10 ствляется захват запирающих элементов 49 целью обратного состояния; при котором в направлении и вращения и их набегание наружная полумуфта достигает в направле- на йаверхность 54 стопорных собачек 4, в нии, противоположном направлению и вра-: результате чего осуществляется подъем по-. щения, числа оборотов внутренней следнихс преодолениемдействия силы треполумуфты или большего числа оборотов, то 15 ния, которая вбздействует на стопорные ментами 49 установлено с действительно возникает необходимость в предварительным натяжением упругое процессе переключения, при изменении накольцо 52, в результате чего запирающие 55 правления вращения на тормозной диск 56 элементы 49 прижимаются сбоку к боковым может оказываться воздействие тормозного стенкам 53 паза 50 и удер>кивэются в cocTQ- момейта, янии фрикционного замыкания. Запираю- . В остальном муфта свободного хода в щие элементы 49 выступают в радиальном основном соответствует форме исполнения направлении из пэзэ 50 внутренней части . по фиг, 1 и 2, Различие заключается лишь в осуществляется повторный перевод стопор- собачки 4 со.стороны фрикционного кольца ных собачек 5 в изображенную на фиг. 2 38 и управляющего кольца 24, и вывод их из позицию соединения и захват внутренней соответствующей опорной выемки 15 внутполумуфты наружной полумуфтой 2. С ренней полумуфты 3, При обгоне наружной целью подключенйя к ведущему или ведо- 20 полумуфты 2 внутренней полумуфты 3 в на-, мому конструктивному узлу муфта 1 в облэ- . правлении вращения;-к6торое является про.сти присоединительной крышки 22 . тивоположным направлейию и- вращения, оснащена резьбовыми отверстиямй 40. другая концевая поверхность 19 запираюВнутренняя полумуфта 3 может соединять- . щих элементов 49 входит в прилегание к ся с помощью вставляемого в присоедини- 25 поверхйости 54 других стопорных собачек 5, тельное отверстие 48 вала, например. с В случае изобра>кенного на фиг. 16 и 17 подлежащим приводу устройством.: . примера исполнения для каждого нэправлеВо избежание впозициисвободногохо- ния вращения предусмотрено в общей да, т.е. тогда, когда внутренняя полумуфте 3 сложности четыре стопорных собачки, т.е. вращается быстрее. чем предназйаченная 30 по две стопорных собачки 4 и две стопорных для привода внешняя полумуфта 2, про- собачки 5. Таким же образом предусмотре-. . скальзывания стопорных собачек 4 или 5 по но количество запирающих элементов 49, внешней поверхности внутренней полумуф- соответствующее половине количества сТоты 3, так как они вследствие наличия фрик- " порных собачек 4,5, т.е. две пары запираюционных колец нагружаются в зависимости 35 щих элементов 49. от направления вращения в направлении Наряду с поясненным во взаимосвязи с радиального движейия во внутрь опорной " примером исполнения по фиг.1-15 управлевыемки, модификацией изображенного на . нием фрикционным кольцом, при котором фиг. 16 и 17 решейия предусМаъривается приемные кольца и, следовательно, фрикиспользование конструкции запирающйх 40 ционные кольца 38 и 39 постоянноудержиэлементов. Между двумя расположенными:" ваются в стационарном состоянии; т.е, без против друг друга стопорными собачками 4 возможности вращения; в соответствии с и 5 запирающие элементы 49 располо>кены изображенным на фиг. 16 и 17, с. одним в пазу 50 внутренней полумуфты 3. Паз 50 приемным кольцом 37 может быть связан расположен приблизительно в центре обла- 45 один тормозной диск 56, Тормозной диск 56 сти разделительной поверхности 51 наруж- может выборочно нагружаться тормозным ней полумуфты 2. Запирающие элементы 49, усилием через тормозной башмак 57. Возвыполйейы круглой формы. По два запира- можнб также выполнение тормозного устющих элемента 49 предназначено для воз- ройства, состоящего из тормозного диска 56 действия на две следующих друг эа другом, 50 и тормозного башмака 57, в виде гистереодна о противоположно направленных сто-: зистного тормоза, Поскольку речь идет о торпорных собачки. Между запирающими эле- мазе со внешним срабатыванием, если

1780568

14 том, что фрикционные кольца 38 и 39 выполнены в этом случае в качестве колец с квадратным поперечным сечением, В соответствии с этим стопорные собачки 4 или 5 выполнены разделенными на две час- 5 ти, которые соединены между собой с помощью вставных болтов 58.

В случае примера исполнения по фиг. 18 и 19 стопорные собачки 4 и 5 установлены на внутренней полумуфте 3, т,е. удержива- 10 ющие из выемки 6 и 7 расположены во внутренней полумуфте 3, в то врея как опорные выемки 15 расположены в наружной полумуфте 2. В этом случае внутренняя полумуфта 3 является ведущей, в то время как 15 наружная полумуфта 2 является ведомой.

Фрикцйонные кольца 38 и 39 действуют соответствующим образом относйтельио внутренней полумуфты 3 и управляющих колец 23 и 24, которые расположены на внут- 20 ренней полумуфте 3. Наружная полумуфта 2 и внутренняя полумуфта 3 укреплены по отношению друг к другу с помощью подшипника 18 качения. В .случае этого примера исполнения направляющие средства 25 25 расположены не в центральной области стопорных собачек 4 и 5. а со стороны одной из торцовых поверхностей стопорных собачек

4 и 5; Имеющий дугообразную форму, как это показано на фиг.19, внешний контур на- 30 правляющих средств 25 служит в качестве поверхности прйлегания для фрикционных колец 38 или 39. Имеющие дугообразную форму направляющие поверхности направляющих средств 25, которые относятся к 35 стопорным собачкам 4, имеют больший диаметр по сравнению с направляющими по.верхностями направляющих средств 25, которые относятся к стопорным собачкам 5.

B остальном выполйенные в качестве высту- 40 пов направляющие средства 25 стопорных собачек 5 выполнены в осевом направлении с большей длиной по сравнению с направляющими средствами стопорных собачек 4.

Оба управляющих кольца 23 и 24 оснащены 45 направленными наружу фланцами 59, кото-: рые удерживаются стационарно, т. е. без возможности вращения, или также могут удерживаться в подторможенном состбя- нии, 50

Формула изобретения

1. Муфта свободного хода, содержащая внутреннюю и.йаружную полумуфты с равномерно расположенными по окружности выемками на одной из их взаимообращен- 55 ных поверхностей и опорными выемками на другой, размещенные между ними и установленные в выемках одной из полумуфт с возможностью поворота первая и вторая группы стопорных собачек, управляющее устройство с фрикционным средством торможения для обеспечения поочередного зацепления стопорных собачек с опорными выемками второй полумуфты для противоположных направлений вращения и расцепления для обеспечения режима свободного хода, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем упрощения установки и переключения стопорных собачек на разные режимы работы, управляющее устройство выполнено в виде управляющих колец, закрепленных с возможностью поворота" относительно полумуфты, на которой установлены стопорные собачки.

2. Муфта по и. 1, а т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена средством ограничения поворота управляющих колец.

3. Муфта по и. 1. отличающаяся тем, что фрикционное средство торможения выполнено в виде обоймы, охватывающей наружную полумуфту, и фрикционных колец, расположенных друг йротив друга внутри обоймы. которая :закреплена стационарно без возможности вращения или установлена на наружной полумуфте с возможностью ее торможения.

4, Муфта bio и. 1, о т л и ч à ю щ а я с я тем, что она снабжена запирающими элементами с двумя противолежащими концами. расположенными между смежными стопорными собачками, смонтированными на полумуфте, имеющей опорные выемки, с возможностью взаимодействия со стопорными собачками.

5. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что наружная поверхность каждого управляющего кольца выполнена фрикционной, а на внутренней его поверхности выполнены выступы с направляющими радиальйыми пазами под соответствующую группу собачек, а стопорные собачки выполнены с направпяющимйсредствами, расположенными в пазах управляющих колец.

6. Муфта по пп. 1 и 3, отличающаяс я тем, что фрикционные коЛьца выполне- ны в виде уплотнительных колец, прИлегающих с предварител:ьным натягом посредством пружины к фрикционной поверхности соответствующего управляющего кольца.

7. Муфта по и. 6, о т л и ч а ю щ а я. с я тем, что направляющее .средство каждой стопорной собачки выполнено в виде цап.фы, расположенной посередине осевой длины собачки со смещением в радиальном направлении от оси ее поворота.

: 8, Муфта по и. 5, о т л и ч.а ю щ.а я с я тем, что количество запирающих элементов соответствует половине количества стопор1780568 ф5 28

Л5. ных собачек", причт каждый запирающий элемент,"расположенный между двумя смежными стопорными собачками, установлен с возможностью взаимодействия одного из его концов С одной из упомянутых 5 собачек.

9. Муфта по и. 4, о т л и ч а ю щ а я. с я тем ; что эайирающие элемейты выполнены в виде" кольце в ы х сегмент ов,, . соответствующая полумуфта выполне- 10 на с кольцевым пазом, в котором распблбжены запирающие элементы и упругое кольцо между их боковымй поверхностями поджимающее сегментьГ к" стенкам паза. 15

10. Муфта; и о n, 1, а т л и ч а ю щ а я с я тем, что стойорные собачки"выполнены с направляющими выступами на концах; которые размещены в выполненных вдоль оси направляющих опорах одной из полумуфт, 20

1. Муфта по п1, о т л и ч а þ щ а я с я тем, что каждая стопорная собачка выполнена 1.-образной формы, дно выемки в полумуфте образовано двумя расположейными под углом поверхностями, при этом ребро 25 собачки, образо ва и Нов и ер есе че нием ее большего и меньшего йлеч. расположено в койтакте с дном вь дмки с возможностью поворота вбкруг оси; прОходящей по линии их койТакта, "" .. " 30

12 Муфта по пп 1 — 11 о т л и ч а ю щ ая с я тем, что выемки со стопорными собачками расположены на наружной полумуфте, 13, Муфта по пп. 1-12,о т л и ч à io щ а яс я тем, что выемки со стопорными собачка-. ми расположены на внутренней полумуфте.

14. Муфта по и. 12, отличающаяся тем. что наружная полумуфта выполнена составной из двух сочлененных в радиальной плоскости частей с радиальными направляющими выемками на сопряженных торцевых поверхностях.

15. Муфта по и. 12. отличающаяся тем, что торцевые участки обоймы установлены в контакте с внешней поверхностью наружной полумуфты посредством подшипниковых втулок.

16, Муфта по и, 10, о т л и ч а" ю щ а я с я . тем, что направляющие опоры выполнены в виде колец, наружная полумуфта выполнена с отверстиями под кольца. 17. Муфта по rin. 9 и 12, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что кольцевой паз. для запирающих элементов выполнен в средней части наружной поверхности внутренней полумуфты, а запирающие элементы выступают в радиальном направлении паза в прОстранство между встречно расположенными смежнымй стопорными собачками.. 1780568

A ) 5О Г9

r

7 l 12 Ф7 Фб Й

Ф /2. 2 ,й

1780568

1780568

1780568

59М 57 4 ГГ г

1780568

Фиг В

Составитель Г.Абрамова и е

Редактор

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Уж ор д, у, r о, л, Гага„ина, 101

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор M.Màêñèìèø н ц

Подписное

ГКНТ СССР

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам свободного хода, и может быть использовано в импульсных вариаторах, приводах стартеров и т.п

Изобретение относится к машиностроению и м

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в импульсных вариаторах и других передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, бесступенчатых вариаторах и др

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх