Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе

 

Использование: изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, позволяет расширить демонстрационные возможности устройства и повысить наглядность путем показа тактов и состояния рабочего тела двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что устройство дополнительно снабжено расположенным в одной плоскости с приводным диском под камерой сгорания подвижным храповым диском, кинематически связанным с приводным диском посредством подпружиненной тяги, взаимодействующей одним концом с двумя диаметрально смонтированными на приводном диске роликами, а другим концом - с зубьями храпового диска, при этом на храповом диске смонтирована пластина с аппликациями тактов двигателя и состояния рабочего тела, причем аппликации расположены на храповом диске радиально с возможностью попеременного размещения в прорези камеры сгорания в течение одного такта работы устройства. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 09 В 25/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4907681/12 (22) 04.02.91 (46) 15.12.92. Бюл. N 46 (71) Пензенский сельскохозяйственный институт и Пензенский политехнический институт (72) Н.Г.Горшков, Е.М.Кирин и А. М, Юферев (56) Авторское свидетельство СССР

N 341071, кл. G 09 В 1/22, 1973. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

НА КОДОСКОПЕ (57) Использование: изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, позволяет расширить демонстрационные воэможности устройства и повысить наглядность путем показа тактов и состояния рабочего тела

Изобретение относится к демонстрационным приборам и наглядным пособиям для применения в учебном процессе, в частности при изучении курса теории механизмов и машин и других дисциплин.

Известны устройства различных конструкций механизмов двигателя, а также устройства, выполненные в виде моделей.

Известное устройство имеет существенные признаки, сходные с заявляемым обьектом: наличие кривошипа, шатуна и ползуна.

Однако конструкция устройства не позволяет продемонстрировать его с помощью кодоскопа в большой аудитории. Наглядность при использовании прибора недостаточна.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является устройство для демонстрации работы плоских механизмов, например, двигателя

„„ЯЦ„„1781695 А1 двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что устройство дополнительно снабжено расположенным в одной плоскости с приводным диском под камерой сгорания подвижным храповым диском, кинематически связанным с приводным диском посредством подпружиненной тяги, взаимодействующей одним концом с двумя диаметрально смонтированными на приводном диске роликами, а другим концом— с зубьями храпового диска, при этом на храповом диске смонтирована пластина с аппликациями тактов двигателя и состояния рабочего тела, причем аппликации расположены на храповом диске радиально с возможностью попеременного размещения в прорези камеры сгорания в течение одного такта работы устройства. 4 ил. внутреннего сгорания с помощью кодоскопа. Устройство имеет корпус .в виде. трех пластин и прокладок из прозрачного органического стекла, причем в пространстве между средней и одной наружной пластинами расположен приводной диск, сегмент которого выступает эа их пределы для обеспечения привода механизма, а между средней и второй наружной пластинами расположена модель плоского механизма, состоящая из модели шатуна, кривошипа, поршня и камеры сгорания. Входное звено механизма (кривошип) закреплено на оси приводного диска. Устройство дает возможность при помощи кодоскопа проектировать на экран и наблюдать за движением цветных. звеньев плоского механизма, помещенного в устройстве, Наглядность при использовании устройства повышается.

1781695

Указанная цель достигается тем, что устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе, содержащее корпус из прозрачного материала в виде трех пластин, разделенных прокладками, модели шатуна, кривошипа, поршня, камеры сгорания и приводной диск, 20 выступающий за пределы корпуса, дополнительно снабжено расположенным в одной плоскости с приводным диском под

25 камерой сгорания подвижным храповым диском, кинематически связанным с приводным диском посредством-установленной сбоку подпружиненной тяги, взаимодействующей одним концом с двумя диаметрально смонтированными на приводном диске ро- 30 ликами, а другим концом — с зубьями храпового диска, при этом на храповом диске смонтирована пластина с, аппликациями тактов двигателя и состояния рабочего тела, причем аппликации расйоложены на 35 храповом диске радиально с возможностью попеременного размещения в прорези камеры сгорания в течение одного такта работы устройства.

Сравнение предлагаемого изобретения 40 с устройством-прототипом позволило установить его отличительные признакй, устройство дополнительно снабжено храповым диском со смонтированными на нем аппликациями циклов двигателя и состояния рабочего тела; храповой диск кинематически связан с приводным диском посредством подпружиненной тяги; приводной диск снабжен двумя диамет- 50 рально расположенными роликами; аппликацйй расположейй на храповом диске радиально с возможностью попеременного размещения в прорези камеры сгорания в течение одного такта работы устройства.

Эти признаки позволяют; при работе механизма демонстрировать путем показа аппликаций такты работы двигателя и состояние рабочего тела, что

Однако резервы демонстрационных возможностей устройства далеко не исчерпаны. В частности, устройство не позволяет наглядно демонстрировать такты работы двигателя и состояние рабочего тела(впуск, 5 сжатие, рабочий ход, выхлоп). 3TQ в значительной степени снижает эффективность использования устройства в учебном процессе.

Целью изобретения является расшире- 10 ние демонстрационных возможностей устройства m повышение наглядности путем показа тактов работы и состояния рабо-, чего тела (топливной смеси) двигателя, обеспечивается при вращении храпового диска с аппликациями; демонстрационные возможности прибора расширяются, наглядность повышается; связать с приводным диском, а, следовательно, и с поршнем храповой диск и привести его в движение при перемещении приводного диска, при этом определенному положению приводного диска и поршня соответствует определенное положение храпового диска и аппликации, показывающей соответствующий такт работы двигателя, что позволяет продемонстрировать определенный такт работы устройства с одновременным художественным показом состояния рабочего тела в камере сгорания, что повышает наглядность иэображения на экране; обеспечить воздействие приводного диска через тягу на храповой диск и смену аппликаций, соответствующих определенному такту двигателя; обеспечить. наглядное изображение состояния рабочего тела во всех четырех тактах работы двигателя путем попеременного размещения аппликаций в прорези камеры сгорания, что позволяет наглядно показать на экране все четыре такта работы двигателя.

На фиг. 1, 2 представлен общий вид устройства и поперечные разрезы А-А, Б-Б; на фиг. 3 представлены аппликации с условным изображением состояния рабочего тела и названиями тактов; на фиг. 4 представлена схема работы устройства в различных тактах.

Устройство состоит из прозрачного корпуса 1, нижней пластины 2, верхней пластины 3 и прокладок 4, связанных между собой винтами 5. Между пластинами 2 и 3 смонтирован на осях приводной диск 6, модели кривошипа 7 (вделан в диск), шатуна 8, поршня 9 и пластина 10 с прорезью камеры сгорания 11. Приводной диск 6 выступает за пределы корпуса для обеспечения возможности его вращения вручную или с помощью фрикцион ной передачи от микродвигателя.

В одной плоскости с приводным диском под камерой сгорания на оси смонтирован подвижный храповой диск 12, на кбтором смонтирована пластина 13 с аппликациями, изображающими различные такты работы двигателя (фиг. 2).

Храповой диск и приводной диск кинематически" связаны между собой тягой 14.

Тяга 14 установлена сбоку от дисков в подшипниках 15, подпружинена пружиной 16 и верхним концом взаимодействует с зубьями храпового диска, а нижним концом — с роли-

1781695 кэми 17, установленными нэ ободе приводного диска. Ролики установлены на диске диаметрально противоположно, угол между ними равен 1800, что соответствует углу одного такта.

Храповой диск и тяга закрыты непроз.рачной пластиной 18 для того, чтобы не отвлекать внимание учащихся от работы самого двигателя внутреннего сгорания.

На верхнем конце тяги смонтирован упор 19, служащий для перемещения храпового диска. При движении тяги вниз упор свободно поднимается вверх, чем обеспечивается свободный вывод тяги из зацепления с зубом храпового диска.

Аппликации на храповом диске смонтированы радиально, Угол между аппликациями 45 . На диске смонтировано 2 комплекта аппликаций (в один комплект. входит 4 аппликации "Впуск". "Сжатие", "Рабочий ход", "Выхлоп" ), Аппликации используются при работе устройства попеременно в указанной последовательности.

Цвет аппликаций различный. Такт "Впуск"— желтого цвета, такт "Сжатие" — оранжевого, такт "Рабочий ход" — красного, такт "Выхлоп" — голубого.

Устройство работает следующим образом.

Для передачи изображения работы двигателя внутреннего сгорания на экран устройство кладут на стол-кодоскопа, регулируют положение зеркала и добиваются четкого изображения механизма, Затем вручную или с помощью привода начинают вращать приводной диск 6 за выступающую за пределы корпуса часть. Кривошип 7, вращаясь вместе с диском; воздействует на шатун 8, который в свою очередь перемещает поршень 9 в камере сгорания 11.

Храповой диск 12 первоначально.установлен в таком положении, чтобы одна из

его аппликаций 13 такта "Впуск" была совмещена с прорезью камеры сгорания, При движении поршня 9 вниз демонстри. руется такт "Впуск" с обеспечением ими-. тации всасывающейся через клапан топливной смеси. (фиг. 3). После того, как кривошип 7 произвел поворот, близкий к

180, один из роликов 17 (на фиг. 3- черный ролик) воздействует на тягу 14 и перемещает ее в сторону храпового диска 12. Тяга своим концом воздействует на зуб храпового диска и поворачивает его на 45О. Аппликация "Впуск" в камере сгорания меняется на аппликацию "Сжатие". После выхода ролика 17 из зацепления с тягой 14 последняя под действием пружины 16 возвращается в исходное положение, 20

25 преимуществами: обеспечивает наглядный показ тактов

30 работы двигателя;

35 нии с демонстрацией названий тактов;

40 и запоминаемости учебного материала, спо45 курса физики, теоретической механики, тео.. рии механизмов и машин, двигателей внутреннего сгорания и т.д.

55

10

Поршень 9 в это время подается вверх и имитируется такт "Сжатие" с показом состояния рабочего тела в камере сгорания.

Перед окончанием такта "Сжатие" ролик 17 (на фиг. 3 — белый ролик) воздействует на тягу 14 и аналогично вышеописанному производится смена аппликации "Сжатие" на аппликацию "Рабочий ход". Дальнейшая работа устройства производится аналогично.

Таким образом, при работе устройства обеспечивается демонстрация на экране с помощью кодоскопа работа двигателя внутреннего сгорания, перемещение и взаимодействие всех его элементов. Кроме того, демонстрируются все четыре. такта работы двигателя и осуществляется показ рабочего тела в камере сгорания и названий рабочих тактов двигателя, Показ осуществляется в цветном изображении с обеспечением эффективной наглядности. Демонстрационные возможности устройства значительно расширяются. Положительный эффект обеспечивается за счет наличия в устройстве храпового диска с эйпликациями, тяги и роликов на приводном диске

По сравнению с прототипом предложенное устройство обладает следующими обеспечивает имитацию и показ состояния рабочего тела в тактах; позволяет обеспечить показ тактов и состояния рабочего тела в цветном изображеобладает большими демонстрационными возможностями и большей наглядностью; обеспечивает увеличение усвояемости собствует улучшению качества обучения.

Устройство найдет применение в школах, ПТУ, техникумах, институтах как техническое средство обучения при изучении

Формула изобретения

Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе, содержащее корпус из прозрачного материала в виде пластин, разделенных прокладками, модели шатуна, кривошипа, поршня, камеры сгорания и приводной диск, выступающий за пределы корпуса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью расширения демонстрационных возможностей устройства и повышение наглядности путем показа тактов работы и состояния ра1781695 бочего тела двигателя, устройство дополнительно снабжено расположенным в одной плоскости с приводным диском под камерой сгорания подвижным xpanosiûìôèñêoì, кинематически связанным с йриводным дис- 5 ком посредством установленной сбоку подпружиненной тяги, взаимодействующей одним концом с двумя диаметрально смонтированными на приводном диске роликаI ми, а другим концом — с зубьями храпового диска, при этом на храповом диске смонтирована пластина с аппликациями тактов двигателя и состояния рабочего тела, причем, аппликации расположены на храповом диске радиально с возможность о flol1epeменного размещения в прорези камеры сгорания в течение одного такта работы устройства.

1781695

04+E00/

ЖЬлэй

Составитель Н.Горшков

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Т.Палий

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина,.101

Заказ 4275 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе Устройство для демонстрации двигателя внутреннего сгорания на кодоскопе 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, а именно к способам визуализации картины обтекания воздушным потоком промышленных площадок предприятий с плотной разновысотной застройкой зданий

Изобретение относится к тренажерам для привития практических навыков по эксплуатации и ремонту техники

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено для определения эргономических качеств создаваемого автомобиля путем макетирования

Изобретение относится к учебным моделям в качестве дидактического средства при преподавании технологии литейного производства, например, в курсе технологии конструкционных материалов

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет осуществлять сравнительные демонстрации статического и динамического нагружения консольно закрепленной балки

Изобретение относится к промышленному раболовству и может быть использовано в учебном процессе для моделирования гидродинамического поля сферического кухтыля

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано в области экспериментальных исследований

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях

Изобретение относится к техническим средствам и может быть использовано в качестве устройства для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к созданию учебной лаборатории для изучения порошковых материалов

Изобретение относится к области средств обучения (учебного процесса, обучающим устройствам), в частности к изучению техники и технологии автоматизированных систем водоснабжения, автоматического управления системой водоснабжения в учебном процессе, к техническим средствам новых информационных технологий обучения

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, использующимся в учебном процессе при изучении механики, физики, теории механизмов

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания
Наверх