Желобчатый бесшеечный рельс

 

Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для трамвайных путей. Сущность изобретения: рельс содержит головку 1, ограниченную верхней 2, наружной 3 и внутренней 4 боковыми гранями и нижней гранью 5. Реборда 6 ограничена верхней 7, наружной 8 и внутренней 9 боковыми гранями. Подошва 10 ограничена нижней 11, боковыми 12 и верхними 13 гранями. Между головкой 1 и ребордой 6 расположен желоб 14, ограниченный боковыми гранями 4 и 9 и дном 15. Головка 1 выполнена с дополнительным желобом 16. Ширина желоба составляет 0,1-0,5 высоты головки 1 рельса, а глубина составляет 0,1-0,5 ширины верхней грани 2, причем ось симметрии желоба расположена на расстоянии, не превышающем 0,2 высоты головки рельса от верхней грани подошвы. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л Е 01 В 5/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ С)0

00 (7с !

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4771 170/1 1 (22) 19.12.89 (46) 15.01.93. Бюл. N 2 (71) Днепропетровский металлургический институт и Днепропетровский металлургический завод им, Петровского (72) В.И.Деревянко, Г,cD, Кулагин, Ю,Г,Малый, В.Н,Поляков, Ь.Н.Кокин и В,Д,Цымбал (56) Коссой Ю.М. Рельсовые пути трамваев и внутризаводских дорог. M.: Транспорт, 1987, с, 90, рис. 50, (54) ЖЕЛОБЧДТЪ|Й БЕСШЕЕЧНЫЙ РЕЛЬС (57) Использование: изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для трамвайных путей.

Сущность изобретения: рельс содержит го„„. Ж„„1788116 А1 ловку 1, ограниченную верхней 2, наружной

3 и внутренней 4 боковыми гранями и нижней гранью 5. Реборда 6 ограничена верхней 7, наружной 8 и внутренней 9 боковыми гранями. Подошва 10 ограничена нижней

11, боковыми 12 и верхними 13 гранями.

Между головкой 1 и ребордой 6 расположен желоб 14, ограниченный боковыми гранями

4 и 9 и дном 15. Головка 1 выполнена с до пол нител ьн ы м желобом 16. Ш ирина желоба составляет 0,1-0,5 высоты головки 1 рельса, а глубина составляет 0,1-0,5 ширины верхней грани 2, причем ось симметрии желоба расположена на расстоянии, не превышающем 0,2 высоты головки рельса от верхней грани подошвы, 3 з.п, ф-лы, 1 ил, 1788116

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для трамвайных путей, Целью изобретение является снижение металл оем кости, Изобретение поясняется чертежом.

На чертеже представлен профиль рельса

Сущность технического решения заключается в следующем. 10

Трамвайный рельс содержит головку 1 ограниченную верхней 2, наружной боковой

3, внутренней боковой 4 и нижней 5 гранями высотой Ьг, Реборда 6 ограничена верхней

7, наружной боковой 8 и внутренней боковой 9 гранями высотой hp=hp. Подошва 10 рельса ограничена нижней 11, боковыми 12 и верхними 13 гранями. Между головкой 1 и ребордой 6 расположен желоб 14, ограниченный боковыми гранями 4 и 9 и дном 15, Головка 1 рельса выполнена с вогнутостью

16, расположенной со стороны наружной боковой грани 3, образуя вдоль верхней грани головки канавку 16 трапециевидной формы, боковые грани 17 и 18 которой расположены симметрично 0THocvlTellbHo оси симметрии 00, а дно 19 канавки 16 выполнено радиусной поверхностью, причем, ось симметрии канавки 16 расположена параллельно нижней грани 11 подошвы 10, Ширина Ьк канавки 16 составляет 0,1-0,5 высоты h< головки 1 рельса, а глубина, канавки 16 составляет 0,1-0,5 ширины Ьг верхней грани 2 головки 1 рельса. причем. канавка 16 расположена на расстоянии h<.--0-0,2 высоты

h головки рельса от верхней грани подошвы, т.е. от предполагаемой точки сопряжения к верхней грани 13 подошвы 1 и продолжения (на фиг,3 показано пунктиром) боковой наружной грани 3 головки 1.

Величины ширины и глубины канавок на боковой грани головки рельса, а также место расположения ее относительно верхней грани подошвы принято на основании экспериментальньix данных, Уменьшение ширины канавки менее 0.1 высоты головки рельса нецелесообразно в связи с отсутствием эффекта повышения долговечности и качества рельсов Увеличение ширины Ьк канавки 16 более 0,5 высоты головки Ьк нецелесообразно, в связи со снижением прочностных характеристик головки сверх требуемых норм, что снижает долговечность и качество рельсов. Уменьшение глубины тк канавки 16 менее 0,1 ширины Ьг верхней грани 2 головки 1 нецелесообразно, в виду отсутствия эффекта повышения долговечности и качества рельсов, Незначительное снижение металлоемкости в данном случае не покрывает расходов на

55 усложнение технологии изготовления, Увеличение глубины канавки 16 более 0,5 ширины верхней грани головки нецелесообразно в связи со снижением прочностных характеристик сверх требуемых норм, что снижает долговечность и качество рельсов, Расположение канавки 16 на расстоянии 0-0,2 высоты головки от верхней грани подошвы принято исходя из следующих соображений. Наименьшее возможное расстояние канавки 16 от верхней грани 13 подошвы 10 принято для случая, когда нижняя боковая грань 18 канавки 16 расположена в одной плоскости с верхней гранью 13 подошвы 10. Расположение канавки 16 далее в подошву рельса нецелесообразно изза ослабления последней.

Расположение канавки 16 на расстоянии h1, равном более 0,2 высоты h1 головки

1 рельса нецелесообразно ввиду снижения прочностных характеристик головки рельса, сверх допускаемых норм, что снижает качество и долговечность рельсов. Максимальная величина удаления канавки 16 от верхней грани 13 подошвы 10, равна 0,2 высоты головки рельса применима для случая, когда ширина канавки 16 имеет минимальное значение, равное 0,1 высоты головки. B общем случае верхняя грань 17 канавки 16 не должна располагаться по высоте выше 0,6 высоты головки от верхней грани 13 подошвы 10, Рельс работает следующим образом, В процессе передвижения колеса по рельсу на головку воздействуют большие вертикаЛьные усилия Q и боковые P на реборду — боковые P. Выполнение на боковой грани 3 головки 1 канавки 16 позволяет при передвижении колеса по головке рельса создать упругие деформации в головке, уменьшая тем самым интенсивность ее износа от воздействия вертикальных нагрузок Q, повышая тем самым долговечность рельса.

Выполнение головки рельса с канавкой 16, повышая долговечность, заметно снижает металлоемкость, Кроме того, выполнение головки рельса с канавкой 16 приводит к выравниванию объемов металла слева и справа от желоба 14, что приводит к BblpBB ниванию скорости охлаждения по сечению, в результате чего, попучается прямолинейный профиль с небольшими термическими напряжениями, что также повышает долговечность и качество рельсов, Пример конкретного выполнения.

На рельсобалочном стане 800 металлургического завода им. Петровского из блюмса 190х190 мм в трех клетях, расположенных в,одну линию за девять проходов, 1788116

30

40

Составитель А.Петрухин

Техред М.Моргентал Корректор Н.Гунько

Редактор

Заказ 54 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 прокатан трамвайный рельс высотой H=70 мм, шириной подошвы В=156 мм, шириной верхней грани головки Ьг, равной 58 мм, шириной верхней грани реборды, равной 24 мм, высотой головки hr равной 50 мм. Ши- 5 рина канавки бк равна 20 мм, что составляет 0,4 высоты головки рельса, глубина канавки составляет 19 мм, что составляет

0,33 ширины верхней грани головки рельса. Граничные условия для ширины канав- 10 ки являются 5,0 и 25 мм, для глубины канавки — 5,8 и 29 мм, Канавка расположена таким образом, что нижняя грань 18 канавки расположена в одной плоскости с верхней гранью 13 подошвы 10, т.е, в ниж- 15 нем значении граничных условий, Верхним значением условий является 0,2 высоты головки рельса. Отклонение от граничных условий нецелесообразно ввиду снижения долговечности и качества рель- 20 сов сверх оптимальных значений.

Формула изобретения

1. Желобчатый бесшеечный рельс, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения материалоемкости, его головка выполнена с дополнительным желобом, расположенным на ее внешней боковой стороне, при этом ось симметрии дополнительного желоба параллельна нижней плоскости подошвы, 2. Рельс по и. 1, отличающийся тем, что ширина дополнительного желоба равна 0,1-0,5 высоты рельса, а глубина—

0 1-0,5 ее ширины.

3. Рельс по п.1, отличающийся тем, что ось симметрии дополнительного желоба расположена от верхней плоскости подошвы на расстоянии — не более 0,2 выСОТЫ ГОЛОВКИ.

4. Рельс по п.1, отличающийся тем, что дополнительный желоб выполнен трапециевидными в вертикальном сечении, при этом дно желоба скруглено.

Желобчатый бесшеечный рельс Желобчатый бесшеечный рельс Желобчатый бесшеечный рельс 

 

Похожие патенты:

Рельс // 1765272
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для путей транспортных средств, подвергающихся большим динамическим нагрузкам

Рельс // 1698335

Изобретение относится к рерхному строению пути, а именно к рельсам на кри волинейных участках Цель изобретения увеличить срок службы рельса

Изобретение относится к устройству рельсового пути, а именно к желобчатым рельсам

Изобретение относится к шахтному рельсовому пути

Изобретение относится к устройствам для предотвращения сходов с железнодорожного пути транспортных средств

Рельс // 1437458
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано, при изготовлении рельсовых подкрановых путей и путей для крановых тележек

Изобретение относится к испытаниям конструктивных элементов на усталость и преимущественно может быть использовано для оценки работоспособности железнодорожных рельсов

Дорога // 2109870

Изобретение относится к устройствам верхнего строения железнодорожного пути

Рельс // 2122056
Изобретение относится к рельсам, в частности к рельсам с увеличенной прочностью, твердостью и вязкостью

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано для возведения водопропускных сооружений под насыпями железных и автомобильных дорог, возводимых на пучинистых и просадочных грунтах, в частности для применения в районах с глубоким сезонным промерзанием, а также в районах распространения просадочных при оттаивании вечномерзлых грунтов

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в железнодорожной технике

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в железнодорожной технике

Рельс // 2136408
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в железнодорожной технике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и к подкрановым путям и касается профилировки поперечного сечения рельсов скоростного пути и рельсового пути с интенсивной эксплуатацией

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути
Наверх