Обгонная муфта

 

Использование: для соединения и рассоединения вертикально и наклонно расположенных валов. Сущность изобретения: муфта состоит из ведущей 1, ведомой 8 полумуфт и шариков 4. На наружной поверхности 2 полумуфты 1 выполнены спиралеобразные равноудаленные друг от друга пазы 3. На внутренней поверхности полумуфты 8 выполнен кольцевой паз 9, сопряженный с пазом 10, Кривизна пазов 3 и 10 одинакова и выполнены пазы 3 и 10 зеркально относительно друг друга. Шарики 4 размещены в. пазах полумуфт. При вращении ведущей полумуфты 1 в одну сторону шарики 4 перекаты в31Отся Нб кЪл цёвбму пйзу 9, Муфта не передает вращение. При вращении в обратную сторону полум уфты1 шарики 4 под действием своего весаis вкатывайте я в пазы 10 и, взаимодействуя со стенками пазов 3 и 10, приводят во вращение ведoMyio полумуфту 8. 5 ил.. ......

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Р 41/06, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4807090/27 (22) 30.03.90 (46) 30.01.93. Бюл. ¹ 4 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) С.Г.Калинин, В.А.Малащенко и П.Я.Петренко (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1691624, кл. F 16 041/06, 1989; (54) ОБГОННАЯ МУФТА (57) Использование . для соединения и рас. соединения вертикально и наклонно расположенных валов. Сущность изобретения: муфта состоит из ведущей 1, ведомой 8 полумуфти шариков 4. На наружной поверхно. Ж 1791642 А1

3 сти 2 полумуфты 1 выполнены спиралеобразные равноудаленные друг от друга пазы

3. На внутренней поверхности полумуфты 8 выполнен кольцевой паз 9, сопряженный с пазом 10, Кривизна пазов 3 и 10 одинакова и выполнены пазы 3 и 10 зеркально относительно друг друга, Шарики 4 размещены в пазах полумуфт. При вращении ведущей полумуфты 1 в одну сторону шарики 4 перекатываются" Ilo кольцевому"пазу 9. Муфта не передает вращение. При вращении в обратную сторону полумуфты 1 шарики 4 под действием своего"веса закатываются в пазы 10 и, взаимодействуя со стенками пазов 3 и 10, приводят во вращение ведомую полумуфту 8. 5 ил.

+ т

1791642

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автомобилестроении, тракторостроении, станкостроении, судостроении и других областях машиностроения для автоматического соединения и рассоединения вертикально и наклонно расположенных валов.;.Извес@а обгонная муфта, состоящая из ..двух полумуфт, на торцах каждой иэ которых выполнен спиралеобразный паз, расйоложейный зеркально относительно другого, в которых установлен шарик. На ведомой полумуфте паз начинается от центрального глухого отверстия.

Недостатком известной муфты является то, что на торце ведомой полумуфты необходимо выполнять глухое отверстие, боковая поверхность которого должна плавно переходить в спиралеобразный паз, что представляет собой определенную технологическую сложность....., Цель изобретения — повышение техйологичности изготовления.

Для достижения поставленной цели одна из полумуфт выполнена в виде обоймы, установленной концентрично другой полумуфте, пазы выполнены на взаимообращейных цилиндрических поверхностях полумуфт, а на одной из полумуфт выполнен кольцевой паз, сопряженный со спиралеобразным пазом.

На фиг. 1 показан общий вид обгонной . муфты; на фиг. 2 — часть развертки цилиндрической поверхности ведомой полумуфты; на фиг. 3- часть развертки цилиндрической поверхности ведомой полумуфты; на фиг. 4 — положение шариков при холостом режиме (режиме свободного хода муфты); на фиг. 5 — положение шариков и взаимное расположение пазов при рабочем режиме (режиме передачи вращающего момента от ведомого к ведущему валу).

Обгонная муфта состоит из ведущей полумуфты 1, на боковой поверхности 2 кото- рой имеются равноудаленнь!е друг от друга криволинейные спиралеобразной формы пазы 3 с шариками 4. Криволинеййые пАзы

3 начинаются на расстоянии 5 от торца 6 ведущей полумуфты и глубина их равна половине диаметра шарика 4. На внутренней поверхности 7 ведомой полумуфты 8 выполнен кольцевой паз 9, глубина которого равна половине диаметра шарика 4. От кольцевого паза начинаются криволинейные спиралеобразной формы пазы 10 той же кривизны, что и пазы ведущей полумуфты, Для установки шариков 4 в пазы 3 и кольце5 вой паэ 9 имеется отверстие, которое заглушено винтом 11.

Обгонная муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 1 по часовой стрелке(с учетом расположения па10 зов показанных на фигурах 1, 2, 3) шарики 4 перекатываются по кольцевому пазу 9 (фиг.

4) ведомой полумуфты 8 и не приводят ее во вращение, Муфта в этом случае работает в холостом режиме, т. к. она не может передавать крутящего момента.

Прй обратном вращении ведущей полумуфты шарики 4 под действием собственного веса вкатываются в пазы 10 ведомой зов 3 и 10 шарики закатываются в нижнюю часть пазов и начинают действовать на ве- домую полумуфту, заставляя ее вращаться вместе с ведущей (фиг. 5). Муфта будет на25 ходиться в рабочем режиме и передавать крутящий момент.

При изменении направления вращения ведущей полумуфты шарики снова выталкиваются поверхностями пазов в кольцевой паз, полумуфты рассоединяются и муфта

30 снова переходит в режим свободного хода

Муфта может передать крутящий момент, увеличенный.в столько раз, на сколько больше будет выполнено пазов на поверхностях полумуфт и вмонтировано шариков, кроме того, уменьшается износ пазов и шариков за счет понижения контактных напряжений, увеличивается долговечность и надежность работы-муфты.

Формула изобретения

Обгонная муфта, состоящая из двух полумуфт, на каждой из которых выполнен спиралеобразной формы паз, расположен45 ный зеркально относительно другого, в которых установлен шарик, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения техноло гичности изготовления, одна из полумуфт выполнена в виде обоймы, установленной

50 концентрично другой полумуфте, пазы выполнены на взаимообращенных цилиндрических поверхностях полумуфт, а на одной иэ полумуфт выполнен кольцевой паз, со-. пряженный со спиралеобразным пазом.

20 полумуфты, после чего поверхностями па1791642

Составитель П.Петренко

Техред M.Моргентал

Корректор О.Кравцова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 143 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5

Обгонная муфта Обгонная муфта Обгонная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению в частности к механизмам, работающим при продолжительном режиме свободного хода и высоких скоростях обгона

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи одностороннего вращения и компенсации осевого и радиального смещёв НИИ соединяемых муфтой валов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве спицевых колес велосипедов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх