Комбинированная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи одностороннего вращения и компенсации осевого и радиального смещёв НИИ соединяемых муфтой валов. Целью изобретения является оепуирение эксплуатационных возможностей при использовании муфты в устройствах с кратковременным режимом заклинивания. Муфта свободного хода размещеня между двумя зубчатыми муфтагли Наружная обойма 3 муфты свободного упда соединена с зубчатой обоймой. Втулка - звездочка 2 и втулка с фланием Ю установлены на пальце 11 со шпонкой 12 и соединены со второй зубчатой обоймой. Обойма 3 централизуется относительно втулки 'iO подшипником 5. Между обоймой 3 и звездочкой 2 размещены ролики 4. Установка звёздочки 2 на пальце 11 и муфты свободного хода между зубчатыми муфтами увеличивает компенсирующую способность и позволяет легко переналаживать муфту на нужное направление вращения ведомого звена. 4 ил.•SИ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (l()

1 (5()5 F 16 0 47/04, 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ.

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (21) 4495231/27 (22) 1,4.10,88 (46) 15.02.92; Бюл. N 6 (71) Государственный проектный и конструкторский институт механизированного конвейерного транспорта и подвесных.кайатных дорог (72) Г. А. Арганович, В. M. Елькин, А. В..

Смирнов и В. В. Соколов (53) 621.825.5(088.8) (56) Мальцев В. Ф.. Роликовые механизмы свободного хода, М.:. Машиностроенйе, 1968, с. 17. рис. 13б. (54) КОМБИНИРОВАННАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи одностороннего вращения и компенсации осевого и радиального смеще= ний соединяемых муфтой валов. Целью изоИзобретение относится к машиностроительным изделиям общего машиностроения, а именно к комбинированным муфтам, являющимся сочетанием муфт свободно(о хода и компенсирующих зубчатых муфт.

Известны конструкции комбинированных муфт, представляющих собой сочетание муфты свободного хода с компенсирующей зубчатой муфтой, в которых муфта свободного хода встраивается в расточку одной из втулок зубчатой муфты.

Недостатками таких муфт является их значительный диаметральный размер и, как следствие, повышенные масса и махов0й момент, а также необходимость примене\ бретения является оасширение эксплуатационных возможностей при использовании муфты B устройствах с кратковременным режимом заклинивания. Муфта свободного хода раэмеще между двумя зубчатыми муфтами Наружная обойма 3 муфты свободног ода соединена с зубчатой обоймой. Втулеa — звездочка 2 и втулка с фланием 10 установлены на пальце 11 со шпанкой 12 и соединены со второй зубчатой обоймой. Обойма 3 централизуется относительно втулки i0 подшипником 5. Между обоймой 3 и звездочкой 2 размещены ролики 4, Установка звездочки 2 на пальце 11 и муфты свободного хода между зубчатыми муфтами увеличивает компенсирующую способность и позволяет легко переналаживать муфту на нужное направление вращения ведомого звена. 4 ил. ния в качестве зубчатой втулки, в которую встраивается муфта свободного хода, втулки нестандартной конструкции, Известны также аналогичные комбинированные муфты,. выполненные на основе сочетания муфты свободного хода с зубчатыми муфтами, свободные от указанных недостатков. .В этих муфтах используется стандартная зубчатая муфта, непосредственно соединенная с последовательно расположенной муфтой свободного хода.

При этом соединение обоих муфт. выполняется путем насаживания одной из втулок зубчатой муфты на цилиндрический хвосто-

1712704 вик фланцевой крышки, пристыковэнной к обойме муфты свободного хода.

Недостатком этой муфты является ее низкая эксплуатационная возможность в части способности компенсирования ради- 5 ального смещения соединяемых муфтой валов, обусловленная малым расстоянием, между зубчатыми, венцами втулок зубчатой муфты.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможноСтей.

Для этого в известной комбинированной муфте, содержащей муфту свободного хода в виде звездочки, обоймы, тел заклинивания и,опорного подшипника и соединенную с ней зубчатую компенсирующую муфту в виде двух зубчатых втулок и охватывающей их зубчатой обоймы, муфта свободного хода располагается в разрыве зубчатой муфты. Причем муфта снабжается втулкой и пальцем, расположенными между зубчатыми втулками, зубчатая обойма выполняется составной из двух частей, обойма муфты свободного хода располагается между частями зубчатой обоймы и жестко соединяет- 2 ся с одной из них, звездочка и втулка устанавливаются на пальце посредством общей шпонки и фиксируются из осевого смещения, втулка соединяется с второй частью зубчатой обоймы, а подшипник размещается между втулкой и обоймой муфты свободного хода.

При этом муфтой, по сравнению с прототипом, обеспечивается более, чем двойное компенсирование возможного радиального смещения соединяемых валов при сохранении линейного размера муфты на уровне прототипа, либо его некотором уменьшении.

На фиг. 1 изображена муфта, вид спереди; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг.

3- разрез Б-Б на фиг. 2 прй установке звездочки в положение, обеспечивающее передачу муфтой крутящего момента от обоймы к звездочке по часовой стрелке (исполнение

1); на фиг. 4 — то же, при установке звездочки в положение, обеспечивающее передачу крутящего момента от обоймы к звездочке против часовой стрелки (исполнение 2). вочными болтами 1 7.

10 Ролики 4 муфты свободного хода располагаются в KllMH08blx полостях, образован-.

20 дующим образом

Муфта состоит из муфты свободного хода 1, содержащей звездочку 2, обойму 3, расклинивэющие ролики 4 и опорный шариковый подшипник 5, и зубчатой компенсирующей муфты 6, в свою очередь содержащей две зубчатые втулки, 7 и 8 и зубчатую обойму 9.

Муфта свободного хода 1 дополнительно оснащена переходной втулкой 10 и стяж ным пальцем 11 со шпонкой 12.

Конструктивно зубчатая обойма 9 выполнена из двух полуобойм 9, снабженных по внутренним торцам, обращенным к муфте свободного хода, соответственно фланцами 13 и 14. Такими же фланцами 15 и 16 снабжены обойма 3 и втулка.10 муфты свободного хода. При этом фланцы 13 и 15 и фланцы 14 и 16 попарно соединены стыконых цилиндрической рэсточкой "в" ее обоймы 3 и поверхностями "г" звездочки 2, Осевая фиксация роликов 4 относительно звездочки 2 обеспечивается щеками 18, закрепленными по торцам звездочки винтами

19. Аналогично осевая фиксация наружного кольца подшипника 5 относительно обоймы

3 обеспечивается расположенным в расточках обоймы упорным кольцом 20 и заплечи-. ком крышке 21.

Для обеспечения постоянного соприкосновения роликов 4 с рабочими поверхностями "в" .и "г" обоймы 3 и звездочки 2 звездочка имеет толкатели 22 с пружинами

23.

Комбинированная муфта работает слеПри восприятии муфтой крутящего момента со стороны зубчатой втулки 7 эта втулка передает вращение зубчатой полуобоймы 9, которая, в свою очередь, через стыковочные болты 17, соединяющие фланец 13 зубчатой полуобоймы 9 и фланец

15 принадлежащий обойме 3, передает вращение этой обойме. При этом при установке звездочки 2 муфты свободного хода 1 в положение, соответствующее указанному на фиг. 3 и вращении обоймы 3 в направлении по часовой стрелке, ролики 4 закатываются в узкую часть клиновых полостей и заклиниваются там, соединяя в одно целое обойму

3 и звездочку 2 муфты свободного хода 1.

Дальнейшая передача вращения (и крутящего момента) от.звездочки 2 к ведомой зубчатой втулке 8 осуществляется через шпанку 12 стяжного пальца 12, переходную втулку 10 и другую зубчатую полуобойму 9.

При этом передача вращения от втулки 10 к этой зубчатой полуобойме 9 обеспечивается их фланцами 16 и 14 и стыковочными болтами 17. B случае, если исполнительный механизм (и связанная с ним зубчатая втулка 8), которому передает вращение комбинированная муфта, начинает вращаться с угло-. вой скоростью, превышающей скорость вращения ведомой зубчатой втулки 7, раскпинивающие ролики 4 выкатываются в более широкую часть клиновых полостей, перестает иметь место заклинивание роли1712704 ков между обоймой 3 муфты свободного хода 1 и ее звездочкой 2 и обойма 3 и звездочка 2 совместно со связанными с ними неразъемно элементами обеих муфт (муфтй свободного хода и зубчатой муфты) начина- 5 ют вращаться самостоятельно, каждая со своей угловой скоростью.

Центрирование насаженных на стяжной палец 11 звездочки 2 и переходной втулки 10 муфты свободного хода относи- 10 тельно ее обоймы 3 и их относительное вра. щение при работе муфты в режиме обгона обеспечивается при этом радиальным шариковым подшипником 5, который воспри. нимает как радиальное усилие, так и 15 опорный изгибающий момент, передаваемые на него от масс элементов муфты. Ком- . пенсация относительных радиальных, осевых и угловых смещений валов привод-. ного и исполнительного механизмов, соеди- 20 няемых комбинированной муфтой,. обеспечиваются при передаче его крутящего момента, также как и при работе муфты в режиме обгона некоторыми осевым сдви. гом,:а также поворотом зубчатых втулок 7 и. 25

8 относительно зубчатых полуобойм за счет боковых зазоров и сферической поверхно-. сти наружных зубьев зубчатых втулок 7 и 8.

При необходимости использования муфты для передачи его вращения таким 30 образом, чтобы обойма 3 передавала крутя.щий момент звездочке 2 при вращении про-. тив часовой стрелки, производится переналадка муфты. При этом расстыковываются стыки муфты свободного ходам зуб- 35 чатой муфты, (по фланцам 13-15 и 14-16), демонтируется стяжной палец 11 и вынимается из обоймы 3 звездочки 2.

Демонтированная звездочка переворачивается на 180 и вновь становится на свое место так, как изображено на фиг. 4, Затем вновь монтируется палец 11 и состыковываются фланцевые соединения муфты свободного хода и зубчатой муфты, после чего комбинированная муфта вновь готова к работе.

Формула изобретения

Комбинированная муфта, .содержащая муфту свободного хода в виде звездочки, обоймы, тел заклинивания и опорного подшипника и связанную с ней зубчатую компенсирующую муфту в виде двух зубчатых втулок и охватывающей их зубчатой обоймы, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможно стей при использовании муфты в устройствах с кратковременным режимом заклинивания, она снабжена втулкой и пальцем, расположенными между зубчатыми втулками, зубчатая обойма выполнена составной из двух частей, обойма муфты свободного хода расположена. между частями зубчатой обоймы и жестко соединена с одной из них, звездочка и втулка установлены,на пальце. посредством общей шпонки и зафиксированы от осевого смещения, втулка соединена с второй частью зубчатой обоймы, а подшипник размещен между втулкой и обоймой муфты свободного хода.

1712704

А-А

77

6" 15

b-b

Исполнение 1

171 2704 б-G

Исповнеюе Z

Составитель Г.Агранович

Редактор М,Васильева Техред M.Ìîðãeíòàë Корректор М.Кучерявая

Заказ 524 Т.и раж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 1О1

Комбинированная муфта Комбинированная муфта Комбинированная муфта Комбинированная муфта Комбинированная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машпкостроения и

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве спицевых колес велосипедов

Изобретение относится к машиностроению , а более конкретно к обгонным муфтам, передающим вращение в двух направлениях , применяемым в частности во втулках велосипедов и т.д Цель изобретения повышение надежности упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения передачи вращения в двух направлениях Механизм содержит ведущее 1 и ведомое 2 звенья, а также промежуточный элемент в виде эксцентриково о кольца (ЭК) 3 ЭК 3 выполнено с центром тяжести, совпадающим с круговой цилиндрической поверхностью контакта ведущего звена 1 с ЭК 3, что позволяет не создавать момент вращения ЭК 3 относительно звена 1 Для увеличения момента инерции ЭК 3 на нем закреплен маховик Пара ведущее звено - ЭК выполнена с коэффициентом трения превышающим коэффициент трения ЭК - ведомое звено 2 з.п ф-лы, 1 ил ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 1 Страница 2Описание:Страница 2Рисунки:Страница 3 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 10-1994 (73) Патентообладатель: СЕМЕНОВ Б.П

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в бесступенчатых импульсных вариаторах скорости

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам свободного хода редуктора пускового двигателя

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания, в импульсных вариаторах, в приводах велосипедов, мопедов и др

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам свободного хода

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин
Наверх